решение по делу 2-381/2011



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Братск 29 апреля 2011 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Паршиной Т.А.

при секретаре Бурда Н.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-381/2011 по иску Малаховой Натальи Ивановны к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско – Юношеская Спортивная школа», Администрации муниципального образования «Братский район» взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.

УСТАНОВИЛ:

Малахова Н.И. обратилась в суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детско – Юношеская Спортивная школа» (далее МОУ ДОД «ДЮСШ»), Администрации муниципального образования «Братский район» (далее Администрация МО «Братский район») о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с **.**.**** по **.**.**** в сумме 15073 руб. 35 коп.

В обоснование иска указала, что она работает в МОУ ДОД «ДЮСШ» <данные изъяты>. За выполнение трудовых функций ей выплачивается заработная плата в размере, установленном Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» № 82-ФЗ от 19.06.2000г. Тарифная система включает в себя тарифные ставки (оклады), 18 разрядную тарифную сетку и межразрядные коэффициенты. Согласно единой тарифной сетке, установленной для работников бюджетных учреждений, ей за выполнение трудовых обязанностей <данные изъяты> установлена ставка, соответствующая четвертому разряду тарифной сетки в размере 1600 руб. Кроме ставки ей выплачивается районный коэффициент в размере 1,4 и процентная надбавка в размере 50%. Считает, что начисление заработной платы до величины минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки нарушает её трудовые права и не соответствует трудовому законодательству. Просила взыскать с МОУ ДОД «ДЮСШ» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с **.**.**** по **.**.**** в размере 15073 руб. 35 коп.

В судебном заседании истец Малахова Н.И. поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика МОУ ДОД «ДЮСШ» в судебное заседание не явился, будучи извещен о месте и времени рассмотрения дела.

Представитель Администрации МО «Братский район» Седлецкий Д.П., действующий на основании доверенности исковые требования не признал и суду пояснил, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 82-ФЗ от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.01.2009 года установлен в сумме 4330 рублей в месяц. Данный размер оплаты труда, согласно ст. 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации. Действующий трудовой кодекс и законодательство в целом на сегодняшний день не дает определения минимального размера оплаты труда. Тем не менее, ст. 129 ТК РФ поясняет, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Из определения четко видно, что заработная плата работника является сложносоставной, следовательно «районный коэффициент» и «северная надбавка», входят как составные части в понятие «оплата труда работника». Таким образом, из системного толкования норм отрасли трудового права следует, что минимальный размер «оплаты труда» работника должен включать в себя все стимулирующие выплаты, доплаты, компенсации и так далее, что в свою очередь укладывается в сумму 4330 рублей и при этом не имеет значения каким должен являться размер оклада, имеет значение лишь сложносоставная сумма заработной платы целиком. Министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области дает Разъяснение о минимальном размере оплаты труда в Иркутской области с 1 января 2009 года: «С 1 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июня 2008 года N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", устанавливающий минимальный размер оплаты труда в сумме 4330 рублей в месяц. Региональное соглашение, устанавливающее размер минимальной заработной платы в Иркутской области от 19 января 2008 года, утратило силу. Согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации. В связи с чем, на территории Иркутской области с 1 января 2009 года действует минимальный размер заработной платы на уровне, установленном федеральным законом о минимальном размере оплаты труда, - 4330 рублей в месяц. Данное положение подлежит обязательному исполнению всеми работодателями, осуществляющими финансово-хозяйственную деятельность на территории Иркутской области, независимо от организационно-правовой формы. Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Таким образом, в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором. В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации работодатели, являющиеся налоговыми агентами, обязаны удерживать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом сумма удержаний согласно части 2 статьи 138 Трудового кодекса Российской Федерации не может превышать 50 процентов суммы выплаты. Таким образом, налог на доходы физических лиц удерживается из начисленной заработной платы. Начисленная заработная плата в Иркутской области не может быть ниже 4330 рублей при условии, что работником полностью отработана за конкретный период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности)».

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.7, ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Судом установлено, что истец Малахова Н.И. в спорный период состояла в трудовых отношениях с МОУ ДОД «ДЮСШ» в должности <данные изъяты> с **.**.**** по настоящее время, данный факт подтверждается копией трудовой книжки, трудовым договором от **.**.****, приказом о приеме на работу *** от **.**.****

Из штатного расписания, справки – расчета заработной платы, расчетных листков Малаховой Н.И. следует, что работнику установлен оклад (тарифная ставка) в размере 1600 руб., надбавка за вредные условия труда 10% - 160 руб., северная надбавка, районный коэффициент – 1440 руб.

Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

Заработная плата конкретного работника, согласно статьи 135, ч.1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.

Из приведенных норм следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных).

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должно в равной мере соблюдаться правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ N82-ФЗ от 19.06.2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 января 2009 года установлен в сумме 4 330 рублей в месяц.

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Таким образом, размер заработной платы истца, если им отработана полностью месячная норма рабочего времени по полной ставке не может быть менее 4330 рублей с применением районного коэффициента (40%) и северной надбавки (50%), т.е. 4330 х 1,9 = 8227 руб.

Вместе с тем, институт минимального размера оплаты труда предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 129 ТК РФ оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствие со 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Также в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Из системного толкования вышеуказанных норм ТК РФ следует, что действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации в отношении оплаты труда гражданам в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, данные компенсации, исходя из характера и целевой направленности не могут поглощаться размером минимальной заработной платы, установленной для всех граждан Российской Федераций независимо от места их проживания.

Суд считает, что включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и районной северной надбавки, приведет к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и районная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства РФ и норм международного трудового права.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 г. также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Братский район Иркутской области является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которое распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Следовательно, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Таким образом, суд приходит к выводу, что законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории РФ.

С учетом изложенного, тарифная ставка (оклад) истца Малаховой Н.И. при условии, что ей отработана полностью месячная норма рабочего времени по полной ставке, с применением северного и районного коэффициентов должна составлять не менее 8227 рублей (4330 х 1.9).

Судом установлено, что в период времени с **.**.**** по **.**.**** истцу была начислена заработная плата ниже минимального размера оплаты труда.

В связи с чем, исковые требования истца о взыскании заработной платы за период с **.**.**** по **.**.****, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Согласно представленных, расчетных листков, справке – расчету Малаховой Н.И. **.**.**** истцом было отработано 154 часа, при норме 108 часов, в связи с чем, начислено с учетом оклада, доплат из надтарифного фонда, коэффициента, процентной надбавки – 4954 руб. 08 коп. За **.**.****. истцом отработано 87,8 часов при норме 135,8 часов, в связи с чем, начислено с учетом оклада, доплат надтарифного фонда, коэффициента, процентной надбавки – 2388 руб. 05 коп. За **.**.**** была отработана полная норма рабочего времени, начислено – 4330 руб. 00 коп.

Судом произведен следующий расчет задолженности по заработной плате Малаховой Н.И. за период с **.**.**** по **.**.**** Должностной оклад, исходя из минимального размера оплаты труда, в размере 4330 руб. х 50% надбавка за работу в районах Крайнего Севера 40% районный коэффициент = 8277 руб.

Поскольку в **.**.**** истцом при норме рабочего времени в 108 часов фактически отработано 154 часа, оклад за фактически отработанное время составит: 4330 х 154 : 108 = 6 174 руб. 25 коп., следовательно, заработная плата составит: 6174,25 х 50% х 40% = 11731 руб. 07 коп.

Таким образом, недоначисленная заработная плата за **.**.**** составит: 11731,07 – 4954,08 = 6776 руб. 99 коп.

Поскольку в **.**.**** истцом при норме рабочего времени в 135,8 часов фактически отработано 87,8 часов, оклад за фактически отработанное время составит: 4330 х 87,8 : 135,8 = 2799 руб. 51 коп., следовательно, заработная плата составит: 2799,51 х 50% х 40% = 5319 руб. 07 коп.

Таким образом, недоначисленная заработная плата за **.**.**** составит: 5319,07 – 2388,05 = 2931 руб. 02 коп.

**.**.**** – 8227 – 4330 = 3897 руб.

Всего задолженность ответчика перед истцом Малаховой Н.И. по заработной плате составит: 6776,99+2931,02+3897 = 13605 руб. 01 коп.

В силу статьи 393 Трудового кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем с ответчика с МОУ ДОД «ДЮСШ» пропорционально удовлетворенной части исковых требований подлежит взысканию в федеральный бюджет госпошлина, исчисленная в соответствии с требованиями пп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Малаховой Натальи Ивановны удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско – Юношеская Спортивная школа» в пользу Малаховой Натальи Ивановны задолженность по заработной плате за период с **.**.**** по **.**.**** в сумме 13605 руб. 01 коп.

В удовлетворении исковых требований Малаховой Наталье Ивановне о взыскании с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско – Юношеская Спортивная школа» заработной платы за период с **.**.**** по **.**.**** в сумме 1468 руб. 34 коп., отказать.

Малаховой Наталье Ивановне отказать в иске к Администрации Муниципального образования «Братский район» о взыскании задолженности по заработной плате за период с **.**.**** по **.**.**** в сумме 15073 руб. 35 коп.

Взыскать с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско – Юношеская Спортивная школа» госпошлину в размере 544 руб. 20 коп.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения.

Судья Т.А. Паршина