РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Братск 24 мая 2011 года Братский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Паршиной Т.А. при секретаре Бурда Н.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-473/2011 по иску Протопоповой Людвины Габдульнуровны к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Малышка» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы. УСТАНОВИЛ: Протопопова Л.Г. обратилась в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Малышка» (далее МДОУ «Малышка») о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с **.**.**** по **.**.**** в сумме 7814 руб. 29 коп. В обоснование иска указала, что она работает <данные изъяты> в МДОУ «Малышка». За выполнение трудовых функций ей выплачивается заработная плата в размере, установленном Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» № 82-ФЗ от **.**.**** В настоящее время оплата труда осуществляется в соответствии с Постановлением *** Администрации МО «Братский район» от **.**.****, на основании которого тарифная ставка по первому разряду установлена в размере 1600 рублей. В соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 129, ч. 2 ст. 135 ТК РФ, тарифная ставка (оклад) являются фиксированными размерами оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат. Вместе с тем, с **.**.**** и по настоящее время она получает заработную плату в которую входят: вознаграждение за труд в виде тарифной ставки в размере 1664 рубля; компенсационные выплаты за работу в климатических условиях районный коэффициент 40% и северная надбавка в размере 50%; стимулирующие выплаты в виде премии за сложность и напряженность в работе, а также выполнение дополнительной работы, не входящей в должностные обязанности на основании «Положения о распределении надтарифного фонда». Таким образом, компенсационные и стимулирующие доплаты включены в состав МРОТ. Считает, что начисление заработной платы до величины минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента и процентной надбавки нарушает её трудовые права и не соответствует трудовому законодательству. Просила взыскать с МДОУ «Малышка» недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с **.**.**** по **.**.**** в размере 7814 руб. 29 коп. Определением суда от **.**.**** в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Администрация муниципального образования «Братский район» (далее Администрация МО «Братский район») и Отдел образования администрации муниципального образования «Братский район» (далее Отдел образования администрации МО «Братский район»). Истец Протопопова Л.Г. в судебное заседание не явилась, предоставив заявление с просьбой о рассмотрении гражданского дела в её отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивает. Представитель истца Протопоповой Л.Г. – Смолин А.С., действующий на основании доверенности исковые требования своей доверительницы поддержал в полном объеме и суду пояснил, что за период с **.**.**** по **.**.**** заработная плата истца за каждый месяц была начислена без учета районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате, ниже минимального размера оплаты труда. Представитель ответчика МДОУ «Малышка» в судебное заседание не явился, предоставив заявление с просьбой о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие, исковые требования не признает в полном объеме. В судебном заседании представитель третьих лиц Администрации МО «Братский район» и Отдела образования Администрации МО «Братский район» Седлецкий Д.П., действующий на основании доверенности исковые требования не признал и суду пояснил, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 82-ФЗ от **.**.**** «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с **.**.**** установлен в сумме 4330 рублей в месяц. Данный размер оплаты труда, согласно ст. 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации. Действующий трудовой кодекс и законодательство в целом на сегодняшний день не дает определения минимального размера оплаты труда. Тем не менее, ст. 129 ТК РФ поясняет, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Из определения четко видно, что заработная плата работника является сложносоставной, следовательно «районный коэффициент» и «северная надбавка», входят как составные части в понятие «оплата труда работника». Таким образом, из системного толкования норм отрасли трудового права следует, что минимальный размер «оплаты труда» работника должен включать в себя все стимулирующие выплаты, доплаты, компенсации и так далее, что в свою очередь укладывается в сумму 4330 рублей и при этом не имеет значения каким должен являться размер оклада, имеет значение лишь сложносоставная сумма заработной платы целиком. Министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области дает Разъяснение о минимальном размере оплаты труда в Иркутской области с **.**.****: «С **.**.**** вступил в силу Федеральный закон от **.**.**** N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", устанавливающий минимальный размер оплаты труда в сумме 4330 рублей в месяц. Региональное соглашение, устанавливающее размер минимальной заработной платы в Иркутской области от **.**.****, утратило силу. Согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации. В связи с чем, на территории Иркутской области с **.**.**** действует минимальный размер заработной платы на уровне, установленном федеральным законом о минимальном размере оплаты труда, - 4330 рублей в месяц. Данное положение подлежит обязательному исполнению всеми работодателями, осуществляющими финансово-хозяйственную деятельность на территории Иркутской области, независимо от организационно-правовой формы. Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Таким образом, в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором. В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации работодатели, являющиеся налоговыми агентами, обязаны удерживать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом сумма удержаний согласно части 2 статьи 138 Трудового кодекса Российской Федерации не может превышать 50 процентов суммы выплаты. Таким образом, налог на доходы физических лиц удерживается из начисленной заработной платы. Начисленная заработная плата в Иркутской области не может быть ниже 4330 рублей при условии, что работником полностью отработана за конкретный период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности)». Выслушав представителя истца, представителя третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.2 ст.7, ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Судом установлено, что истец Протопопова Л.Г. в спорный период состояла в трудовых отношениях с МДОУ «Малышка» в должности <данные изъяты> с **.**.**** по настоящее время, данный факт подтверждается приказом о приеме на работу, копией трудовой книжки, трудовым договором от **.**.**** Из справки – расчета заработной платы, расчетных листков Протопоповой Л.Г. следует, что работнику установлен оклад (тарифная ставка) в размере 1664 руб., надбавка за вредные условия труда 35%, северная надбавка, районный коэффициент. Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности. Заработная плата конкретного работника, согласно статьи 135, ч.1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда. Из приведенных норм следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных). При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должно в равной мере соблюдаться правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ N82-ФЗ от **.**.**** «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с **.**.**** установлен в сумме 4 330 рублей в месяц. Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Таким образом, размер заработной платы истца, если им отработана полностью месячная норма рабочего времени по полной ставке не может быть менее 4330 рублей с применением районного коэффициента (40%) и северной надбавки (50%), т.е. 4330 х 1,9 = 8227 руб. Вместе с тем, институт минимального размера оплаты труда предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Согласно ст. 129 ТК РФ оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В соответствие со 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Также в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Из системного толкования вышеуказанных норм ТК РФ следует, что действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации в отношении оплаты труда гражданам в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, данные компенсации, исходя из характера и целевой направленности не могут поглощаться размером минимальной заработной платы, установленной для всех граждан Российской Федераций независимо от места их проживания. Суд считает, что включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и районной северной надбавки, приведет к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и районная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства РФ и норм международного трудового права. Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от **.**.**** также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Братский район Иркутской области является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которое распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от **.**.**** и от **.**.**** о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от **.**.**** *** «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от **.**.**** «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». Следовательно, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Таким образом, суд приходит к выводу, что законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории РФ. С учетом изложенного, тарифная ставка (оклад) истца Протопоповой Л.Г. при условии, что ей отработана полностью месячная норма рабочего времени по полной ставке, с применением северного и районного коэффициентов должна составлять не менее 8227 рублей (4330 х 1.9). Судом установлено, что в период времени с **.**.**** по **.**.**** истцу была начислена заработная плата ниже минимального размера оплаты труда. В связи с чем, исковые требования истца о взыскании заработной платы за период с **.**.**** по **.**.****, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Постановлением мэра Братского района от **.**.**** *** «О тарифной ставке (окладе) первого разряда и межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования «Братский район» установлена с **.**.**** тарифная ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении МО «Братский район», в размере 1404 рубля, а также утверждены межразрядные тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении МО «Братский район». Постановлением мэра Братского района от **.**.**** *** «О повышении размера тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования «Братский район» повышены в 1,14 раза размеры тарифных ставок (окладов) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования «Братский район», установленные постановлением мэра Братского района от **.**.**** *** «О тарифной ставке (окладе) первого разряда и межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования «Братский район»». Действие постановления распространяется на отношения, возникшие с **.**.**** Согласно приложению, по первому разряду тарифная ставка (оклад) составляет 1600,6 руб. Согласно представленных, расчетных листков, справке – расчету Протопоповой Л.Г. за **.**.**** истцом фактически отработано 199 часов при норме рабочего времени 108 часов, в связи с чем, начислено с учетом оклада, доплат из надтарифного фонда, коэффициента, процентной надбавки – 8131 руб. 56 коп.; за **.**.**** истцом фактически отработано 157 часов при норме рабочего времени 135.8 часов, в связи с чем, начислено с учетом оклада, доплат из надтарифного фонда, коэффициента, процентной надбавки – 5043 руб. 83 коп.; за **.**.**** истцом фактически отработано 170 часов при норме рабочего времени 157.4 часа, в связи с чем, начислено с учетом оклада, доплат из надтарифного фонда, коэффициента, процентной надбавки – 4400 руб. 32 коп. Судом произведен следующий расчет задолженности по заработной плате Протопоповой Л.Г. за период с **.**.**** по **.**.**** Должностной оклад, исходя из минимального размера оплаты труда, в размере 4330 руб. х 50% надбавка за работу в районах Крайнего Севера 40% районный коэффициент = 8227 руб. Поскольку в **.**.**** истцом при норме рабочего времени в 108 часов фактически отработано 199 часов, оклад за фактически отработанное время составит: 4330 х 199 : 108 = 7978 руб. 43 коп., следовательно, заработная плата составит: 7978,43 х 50% х 40% = 15159 руб. 02 коп. Таким образом, недоначисленная заработная плата за **.**.**** составит: 15159,02 – 8131,56 = 7024 руб. 46 коп. Поскольку в **.**.**** истцом при норме рабочего времени в 135,8 часов фактически отработано 157 часов, оклад за фактически отработанное время составит: 4330 х 157 : 135,8 = 5005 руб. 96 коп., следовательно, заработная плата составит: 5005,96 х 50% х 40% = 9511 руб. 32 коп. Таким образом, недоначисленная заработная плата за **.**.**** составит: 9511,32 – 5043,83 = 4467 руб. 49 коп. Поскольку в **.**.**** истцом при норме рабочего времени в 157,4 часа фактически отработано 170 часов, оклад за фактически отработанное время составит: 4330 х 170 : 157,4 = 4676 руб. 62 коп., следовательно, заработная плата составит: 4676,62 х 50% х 40% = 8885 руб. 58 коп. Таким образом, недоначисленная заработная плата за **.**.**** составит: 8885,58 – 4400,32 = 4485 руб. 26 коп. Всего задолженность ответчика перед истцом Протопоповой Л.Г. по заработной плате составит: 7024,46 + 9511,32 + 4485,26 = 21021 руб. 04 коп. Истцом заявлены требования о взыскании с МДОУ «Малышка» недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 7814 руб. 29 коп. Согласно расчету, недоначисленная и невыплаченная заработная плата составляет 21021 руб. 04 коп. Однако силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решения по заявленным истцом требованиям, выйти за пределы заявленных истцом требований суд не может, в связи с чем, подлежат удовлетворению исковые требования истца о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной плате в сумме 7814 руб. 29 коп. В силу статьи 393 Трудового кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов. В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем с ответчика с МДОУ «Малышка» пропорционально удовлетворенной части исковых требований подлежит взысканию в федеральный бюджет госпошлина, исчисленная в соответствии с требованиями пп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ. Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Протопоповой Людвины Габдульнуровны удовлетворить. Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Малышка» в пользу Протопоповой Людвины Габдульнуровны задолженность по заработной плате за период с **.**.**** по **.**.**** в сумме 7814 руб. 29 коп. Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Малышка» госпошлину в размере 400 рублей. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение 10 дней со дня принятия мотивированного решения. Судья Т.А. Паршина