Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 01 августа 2011 года г.. Братск Братский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Гапеевцевой М.А., при секретаре Ковалик Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-712/2011 по заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным решения Думы Тарминского сельского поселения от 02.07.2011г. № 37 «О назначении муниципальных выборов главы Тарминского муниципального образования», У С Т А Н О В И Л: Решением Думы Тарминского сельского поселения от 02.07.2011г. № 37 были назначены выборы главы Тарминского муниципального образования на 18 сентября 2011 года. Прокурор Братского района Иркутской области, оспаривая законность вышеуказанного решения, указал, что день выборов главы Тарминского муниципального образования определен неверно, так как в силу ст. 10 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-03 «О муниципальных выборах в Иркутской области» срок, на который избираются представительные или иные выборные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований или иные выборные должностные лица местного самоуправления, а также срок полномочий указанных органов, депутатов (членов) указанных органов, глав муниципальных образований или иных выборных должностных лиц местного самоуправления устанавливается уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами. День окончания срока, на который избираются представительные или иные выборные органы местного самоуправления, депутаты (члены) представительных или иных выборных органов местного самоуправления либо главы муниципальных образований или иные выборные должностные лица местного самоуправления, определяется в соответствии с Федеральным законом. Согласно ч. 8 ст. 81.1. Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации, в которых выборы были проведены в иные, чем второе воскресенье марта, дни, последующие выборы проводятся в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, во второе воскресенье марта либо второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий соответствующих органов или депутатов соответствующих органов, а если срок полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - в день голосования на указанных выборах. Статьей 12 Устава Тарминского муниципального образования предусмотрено, что Муниципальные выборы назначаются Думой поселения. День голосования на муниципальных выборах определяется в соответствии с законодательством. Поскольку Уставом не предусмотрены иные сроки проведения выборов (на случай, если выборы были проведены в сроки иные, чем второе воскресенье марта), а срок полномочий главы Тарминского муниципального образования истекает в 2011 году, следующие выборы должны быть проведены в день голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва - 04.12.2011г. Кроме того, оспариваемое решение противоречит ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которой решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. На основании изложенного прокурор Братского района просил признать решение Думы Тарминского сельского поселения от 02.07.2011г. № 37 «О назначении муниципальных выборов главы Тарминского муниципального образования» незаконным. В судебном заседании помощник прокурора Братского района Петакчян А.Г. поддержала заявление по вышеизложенным доводам. Председатель Думы Тарминского сельского поселения Мичурин В.В. в судебном заседании доводы заявления прокурора признал обоснованными. Суду пояснил, что согласен с заявлением, поскольку он был избран главой Тарминского муниципального образования 18 сентября 2006 года сроком полномочий на 5 лет, его полномочия истекают в сентябре 2011 года. Учитывая, что 2011 год – это год выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва, то в соответствии с п. 8 ст. 81.1 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» очередные выборы главы Тарминского муниципального образования должны проводиться в день голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, ориентировочно, 4 декабря 2011 года, поскольку выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ предыдущего созыва проводились 2 декабря 2007 года. Доводы депутатов Думы Тарминского сельского поселения при принятии оспариваемого решения о том, что согласно Уставу Тарминского муниципального образования глава поселения избирается сроком на пять лет, то есть до 17 сентября 2011 года, поэтому выборы должны быть проведены 18 сентября 2011 года, считает необоснованными и противоречащими федеральному закону. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Из решения Территориальной избирательной комиссии Братского района Иркутской области от 18.09.2006г. № 15 признаны состоявшимися выборы главы Тарминского муниципального образования, объявлен избранным на должность главы Тарминского муниципального образования Мичурин В.В. Согласно Регламенту Думы Тарминского муниципального образования III созыва Дума Тарминского муниципального образования является постоянно-действующим представительным органом местного самоуправления Тарминского муниципального образования (далее – Дума поселения) и состоит из 10-ти депутатов, избираемых на муниципальных выборах сроком на 5 лет. Глава Тарминского муниципального образования исполняет полномочия председателя Думы поселения. Согласно ст. 12 Устава Тарминского муниципального образования муниципальные выборы назначаются Думой Поселения. Решение о назначении муниципальных выборов принимается не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. В соответствии со ст. 10 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз (в ред. от 24.03.2011г.) «О муниципальных выборах в Иркутской области» срок, на который избираются представительные или иные выборные органы местного самоуправления, депутаты (члены) представительных или иных выборных органов местного самоуправления, главы муниципальных образований или иные выборные должностные лица местного самоуправления, а также срок полномочий указанных органов, депутатов (членов) указанных органов, глав муниципальных образований или иных выборных должностных лиц местного самоуправления устанавливается уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами. В соответствии с федеральными законами устанавливаемый срок не может быть менее двух и более пяти лет. День окончания срока, на который избираются представительные или иные выборные органы местного самоуправления, депутаты (члены) представительных или иных выборных органов местного самоуправления либо главы муниципальных образований или иные выборные должностные лица местного самоуправления, определяется в соответствии с Федеральным законом. В соответствии со ст. 17 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз (в ред. от 24.03.2011г.) «О муниципальных выборах в Иркутской области» Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования. Решение о назначении муниципальных выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Приведенные нормы Закона Иркутской области повторяют положения норм Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ (ред. от 14.06.2011 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ (ред. от 14.06.2011 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, устанавливается Конституцией Российской Федерации. Срок, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье марта года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в случае, предусмотренном пунктом 8 статьи 81.1 настоящего Федерального закона, - второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов (в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах). Если второе воскресенье марта или второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье марта или второе воскресенье октября объявлено в установленном порядке рабочим днем, днем окончания срока, на который избираются указанные органы или депутаты, является соответственно первое воскресенье марта, первое воскресенье октября. Совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов, не допускается. (п. 1 в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 196-ФЗ) Согласно п. 2 вышеназванного Федерального закона изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов или депутатов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не допускается, за исключением случая, установленного пунктами 6, 9 и 10 статьи 81.1 и пунктами 4 и 6 статьи 82 настоящего Федерального закона. Норма об изменении (продлении или сокращении) установленного федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования срока, на который избираются органы государственной власти, органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, депутатов может применяться только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных после вступления в силу такой нормы. (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 22.07.2008 N 149-ФЗ, от 08.03.2011 N 34-ФЗ). В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ (ред. от 14.06.2011 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов. (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ (ред. от 14.06.2011 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо. День голосования на выборах в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с федеральным законом. Днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи, пунктами 8 и 10 статьи 81.1, пунктом 6 статьи 82 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 08.03.2011 N 34-ФЗ). Согласно п. 7 ст. 10 вышеназванного Федерального закона решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В соответствии с п. 8 ст. 81.1 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ (ред. от 14.06.2011 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации, в которых выборы были проведены в иные, чем второе воскресенье марта, дни, последующие выборы проводятся в сроки, установленные конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, во второе воскресенье марта либо второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий соответствующих органов или депутатов соответствующих органов, а если срок полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - в день голосования на указанных выборах. Из решения Думы Тарминского сельского поселения от 02.07.2011г. № 37 следует, что муниципальные выборы главы Тарминского муниципального образования назначены на 18 сентября 2011 года. Решение опубликовано в Информационном бюллетене Тарминского муниципального образования от 05.07.2011. № 18. Как следует из Устава Тарминского муниципального образования решение Думы поселения от 02.07.2011г. принято в пределах ее полномочий. Вместе с тем, суд находит, что определенная оспариваемым решением дата выборов главы Тарминского муниципального образования – 18 сентября 2011 года – противоречит действующему законодательству. Поскольку предыдущие выборы главы Тарминского муниципального образования проводились в иные, чем второе воскресенье марта, дни (18 сентября 2006 г.), последующие выборы должны проводиться в сроки, установленные уставами муниципальных образований, во второе воскресенье марта либо второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий соответствующих органов или депутатов соответствующих органов. При этом, если срок полномочий истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - в день голосования на указанных выборах. Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва будут проводиться в 2011 году. Срок полномочий главы Тарминского муниципального образования истекает 17 сентября 2011 года, то есть в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, следовательно, очередные выборы главы Тарминского муниципального образования должны проводиться в день голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Кроме того, определенная оспариваемым решением дата выборов главы Тарминского муниципального образования назначена позднее чем за 80 дней до дня голосования, что противоречит ст. 10 Федерального закона от 12.06.2002г. № 67-ФЗ (ред. от 14.06.2011 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 17 Закона Иркутской области от 11.12.2003г. № 72-оз (в ред. от 24.03.2011г.) «О муниципальных выборах в Иркутской области», ст. 12 Устава Тарминского муниципального образования. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Думы Тарминского сельского поселения от 02.07.2011г. № 37 «О назначении муниципальных выборов главы Тарминского муниципального образования» - незаконно, в связи с чем требования прокурора Братского района подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора Братского района Иркутской области удовлетворить. Решение Думы Тарминского сельского поселения от 02 июля 2011 года № 37 «О назначении муниципальных выборов главы Тарминского муниципального образования» - признать незаконным. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение 10 дней. Судья Гапеевцева М.А.