Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Братск 7 июня 2011 г. Братский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Крышковец Н.В., при секретаре Ноздриной С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-445/2011 по иску Меховой Светланы Юрьевны к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Сказка» о взыскании недоначисленной заработной платы, УСТАНОВИЛ: Мехова С.Ю. обратилась в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Сказка» (далее – МДОУ «Сказка») о взыскании недоначисленной заработной платы за период с **.**.**** по **.**.**** в сумме <данные изъяты> рублей. Определением суда от **.**.**** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечена Администрации Муниципального образования «Братский район». В обоснование исковых требований истец указала, что работает помощником воспитателя в МДОУ «Сказка» в .... За выполнение трудовых функций ей выплачивается заработная плата в размере <данные изъяты> рублей, то есть в минимальном размере, установленном ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» В настоящее время оплата труда осуществляется в соответствии с Постановлением *** Администрации МО «Братский район» от **.**.****, на основании которого тарифная ставка по первому разряду установлена в размере <данные изъяты> рублей. В соответствии с ч.ч.2 и 3 ст.129, ч.2 ст.135 ТК РФ, тарифная ставка (оклад) являются фиксированными размерами оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных и стимулирующих выплат. Конституция РФ предусматривает государственную гарантию по оплате труда всех работников в виде вознаграждения за труд, то есть части заработной платы без учета компенсационных и стимулирующих выплат, которая не может быть установленного минимального размера оплаты труда. С **.**.**** и по настоящее время она получает заработную плату, в которую входят: вознаграждение за труд в виде тарифной ставки в размере <данные изъяты> руб., то есть ниже <данные изъяты> рублей минимального размера оплаты труда; компенсационные выплаты за работу в особых климатических условиях районный коэффициент 40% и северная надбавка в размере 50%; стимулирующие выплаты в виде премии за сложность в работе, а также выполнение дополнительной работы, не входящей в должностные обязанности на основании Положения о распределении надтарифного фонда. Таким образом, компенсационные и стимулирующие выплаты включены в состав минимального размера оплаты труда, что уравнивает оплату труда работников в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых. Учитывая, что по основной работе она отработала месячную ному рабочего времени, ее заработная плата должна состоять из вознаграждения в размере <данные изъяты> рублей, начисления на него районного коэффициента 40% - <данные изъяты> руб. и северной надбавки 50% - <данные изъяты> рублей, в месяцах, в которых устанавливалась и выплачивалась стимулирующая выплата, стимулирующая выплата должна выплачиваться сверх <данные изъяты> рублей, а не покрывать доплату до МРОТ. Просила взыскать с ответчика МДОУ «Сказка» в ее пользу недоначисленную заработную плату за период с **.**.**** по **.**.**** в сумме <данные изъяты> рублей. В судебное заседание истец Мехова С.Ю. не явилась, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель истца Меховой С.Ю., ФИО5, действующий на основании доверенности, на удовлетворении исковых требований Меховой С.Ю. настаивал, подержав доводы, изложение истцом в исковом заявлении. Представитель ответчика МДОУ «Сказка» ФИО6 – заведующая МДОУ «Сказка» – в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя по доверенности ФИО8 Представитель ответчика МДОУ «Сказка» ФИО7, действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснив, что Меховой С.Ю. начислена и выплачена заработная плата в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов. Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований, – Администрации Муниципального образования «Братский район» ФИО8, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Меховой С.Ю. не признал, суду пояснил следующее. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 82-ФЗ от **.**.**** «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с **.**.**** установлен в сумме 4330 рублей в месяц. Данный размер оплаты труда, согласно ст. 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации. Действующий трудовой кодекс и законодательство в целом на сегодняшний день не дает определения минимального размера оплаты труда. Тем не менее, ст. 129 ТК РФ поясняет, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Из определения четко видно, что заработная плата работника является сложносоставной, следовательно «районный коэффициент» и «северная надбавка», входят как составные части в понятие «оплата труда работника». Таким образом, из системного толкования норм отрасли трудового права следует, что минимальный размер оплаты труда работника должен включать в себя все стимулирующие выплаты, доплаты, компенсации и так далее, что в свою очередь укладывается в сумму 4330 рублей и при этом не имеет значения каким должен являться размер оклада, имеет значение лишь сложносоставная сумма заработной платы целиком. Министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы ... дает Разъяснение о минимальном размере оплаты труда в ... с **.**.**** : «С **.**.**** вступил в силу Федеральный закон от **.**.**** N 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", устанавливающий минимальный размер оплаты труда в сумме 4330 рублей в месяц. Региональное соглашение, устанавливающее размер минимальной заработной платы в ... от **.**.****, утратило силу. Согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации. В связи с чем на территории ... с **.**.**** действует минимальный размер заработной платы на уровне, установленном федеральным законом о минимальном размере оплаты труда, - <данные изъяты> рублей в месяц. Данное положение подлежит обязательному исполнению всеми работодателями, осуществляющими финансово-хозяйственную деятельность на территории ..., независимо от организационно-правовой формы. Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Таким образом, в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые работнику в соответствии с трудовым договором. В соответствии с пунктом 4 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации работодатели, являющиеся налоговыми агентами, обязаны удерживать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом сумма удержаний согласно части 2 статьи 138 Трудового кодекса Российской Федерации не может превышать 50 процентов суммы выплаты. Таким образом, налог на доходы физических лиц удерживается из начисленной заработной платы. Начисленная заработная плата в ... не может быть ниже 4330 рублей при условии, что работником полностью отработана за конкретный период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности). Просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме. Выслушав представителя истца, представителя ответчика и третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 2 ст.7, ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Суд установил, что истец Мехова С.Ю. состоит в трудовых отношениях с ответчиком муниципальным дошкольным образовательным учреждением Детским садом «Сказка», с **.**.**** работает помощником воспитателя на одну ставку по 3 разряду, что подтверждается приказом *** от **.**.****, трудовым договором *** от **.**.****, трудовой книжкой. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Сказка» является юридическим лицом, находится по адресу: ...-а, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица, свидетельством о постановке на налоговый учет юридического лица в налоговом органе, Уставом от **.**.**** В соответствии с разделом 2 Устава собственником имущества МДОУ «Сказка» является муниципальное образование «Братский район». Полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Администрация муниципального образования «Братский район». Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности. Заработная плата конкретного работника, согласно ст. 135, части 1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда. Из приведенных норм следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных). При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должно в равной мере соблюдаться правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Согласно ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ N82-ФЗ от **.**.**** «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с **.**.**** установлен в размере 4 330 рублей в месяц. Согласно ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В соответствии со 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Также в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Из системного толкования вышеуказанных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации в отношении оплаты труда гражданам в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, данные компенсации, исходя из характера и целевой направленности не могут поглощаться размером минимальной заработной платы, установленной для всех граждан Российской Федераций независимо от места их проживания. Суд считает, что включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и районной северной надбавки, приведет к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и северная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства РФ и норм международного трудового права. Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от **.**.**** также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. ... является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которую распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от **.**.**** и от **.**.**** о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от **.**.**** *** «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от **.**.**** «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». Следовательно, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Таким образом, суд приходит к выводу, что законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории Российской Федерации. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что размер заработной платы истца, если ею отработана полностью месячная норма рабочего времени по одной полной ставке, не может быть менее 8227 рублей – гарантированной законом заработной платы с учетом имеющих место для данной климатической зоны гарантий – районного коэффициента и процентной (северной надбавки) из расчета: МРОТ (4330 рублей) + районный коэффициент (1,4) + северная надбавка (50%) = 8227 рублей. Постановлением мэра ... от **.**.**** *** «О тарифной ставке (окладе) первого разряда и межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования «Братский район» установлена с **.**.**** тарифная ставка (оклад) 1 разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении МО «Братский район», в размере <данные изъяты> рубля, а также утверждены межразрядные тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении МО «Братский район». Постановлением мэра ... от **.**.**** *** "О повышении размера тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования «Братский район» повышены в 1,14 раза размеры тарифных ставок (окладов) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования "Братский район", установленные постановлением мэра ... от **.**.**** *** "О тарифной ставке (окладе) первого разряда и межразрядных тарифных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования "Братский район". Действие постановления распространяется на отношения, возникшие с **.**.**** Согласно приложению *** к названному постановлению мэра ..., по третьему разряду тарифная ставка (оклад) составляет <данные изъяты> руб. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от **.**.**** ***, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума. В ходе совершенствования трудового законодательства федеральный законодатель, существенно увеличив минимальный размер оплаты труда и, признав утратившей силу часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, обеспечивающую установление тарифной ставки (оклада) в размере не ниже минимального размера оплаты труда, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие - заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Таким образом, доводы истца, о том, что стимулирующие выплаты в виде премии за сложность и напряженность, иные стимулирующие выплаты должны выплачиваться сверх 4330 рублей, а не покрывать доплату до минимального размера оплаты труда, суд находит несостоятельными. Принимая во внимание изложенное, суд не соглашается с расчетом истца о взыскании недоначисленной ей заработной платы за период с **.**.**** по **.**.****. Из финансовой справки о размере заработной платы, расчетных листков суд установил, что истцу Меховой С.Ю., отработавшей в январе 2011 года 3 рабочих дня при норме 15 рабочих дней, работодателем была начислена заработная плата в размере <данные изъяты> рублей. Судом произведен следующий расчет заработной платы Меховой С.Ю. за январь 2011 года: <данные изъяты> х 1,9 (районный и северный коэффициенты) : 15 (нормо-дни) х 3 (фактически отработанное время) = <данные изъяты> рублей. Следовательно, задолженность работодателя перед Меховой С.Ю. в январе 2011 года составляет: <данные изъяты> Из финансовой справки о размере заработной платы, расчетных листков суд установил, что истцу Меховой С.Ю., отработавшей в феврале 2011 года 15 рабочих дней при норме 19 рабочих дней, работодателем была начислена заработная плата в размере 3600,80 рублей. Судом произведен следующий расчет заработной платы Меховой С.Ю. за февраль 2011 года: <данные изъяты> х 1,9 (районный и северный коэффициенты) : 19 (нормо-дни) х 15 (фактически отработанное время) = <данные изъяты> рублей. Следовательно, задолженность работодателя перед Меховой С.Ю. в феврале 2011 года составляет: <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> Из финансовой справки о размере заработной платы, расчетных листков, суд установил, что истцу Меховой С.Ю., отработавшей в марте 2011 года 22 рабочих дня при норме 22 рабочих дня, работодателем начислена заработная плата в размере <данные изъяты> рублей. Учитывая, что размер заработной платы Меховой С.Ю., полностью отработавшей месячную норму рабочего времени, не может быть менее 8227 руб. в месяц, задолженность работодателя перед Меховой С.Ю. за март 2011 года составит: 8227 руб. – 4557,68 = 3669,32 руб. Общая задолженность ответчика перед истцом Меховой С.Ю. за период с **.**.**** по **.**.**** составляет: <данные изъяты> рублей. Указанную сумму следует взыскать с ответчика МДОУ «Сказка» в пользу истца Меховой С.Ю. В удовлетворении исковых требований Меховой С.Ю. о взыскании недоначисленной заработной платы за период с **.**.**** по **.**.**** в сумме <данные изъяты> рублей (<данные изъяты> руб.) следует отказать. В соответствии со статьей 393 Трудового кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов. В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем, с ответчика МДОУ «Сказка» подлежит взысканию в федеральный бюджет госпошлина в размере 400 рублей, исчисленная в соответствии с требованиями пп.1 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Меховой Светланы Юрьевны удовлетворить частично. Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка» в пользу Меховой Светланы Юрьевны недоначисленную заработную плату за период с **.**.**** по **.**.**** в сумме <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>.). В удовлетворении исковых требований Меховой Светланы Юрьевны о взыскании недоначисленной заработной платы за период с **.**.**** по **.**.**** в сумме <данные изъяты> рублей – отказать. Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья : подпись. Копия верна. Судья: Крышковец Н.В.