Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 06 июля 2011 года г.. Братск Братский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего суд Гапеевцевой М.А., при секретаре Ковалик Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-516/2011 по иску прокурора Братского района Иркутской области в интересах Петроченко Марии Никифоровны к Администрации Вихоревского городского поселения о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам, обязании принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Петроченко Марии Никифоровны к администрации Вихоревского городского поселения о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам от **.**.**** об отказе в принятии Петроченко Марии Никифоровны, **.**.**** года рождения, на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании администрации муниципального образования «Вихоревское городское поселение» принять Петроченко Марию Никифоровну на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование иска прокурор Братского района Иркутской области указал, что прокуратурой Братского района проведена проверка по заявлению Петроченко М.Н. о нарушении администрацией МО «Вихоревское городское поседение» ее жилищных прав. В соответствии с требованиями ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» Петроченко М.Н., как вдова умершего участника Великой отечественной войны ФИО1, имеет право на получение льгот и компенсаций, в том числе и право на улучшение жилищных условий. Согласно договору *** от **.**.**** на передачу квартир в собственность граждан Петроченко М.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: .... **.**.**** Петроченко М.Н. обратилась в администрацию Вихоревского муниципального образования с заявлением о ее постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку дом, в котором она проживает, построен в **.**.**** году, капитальный ремонт не проводился ни разу, фундамент разваливается, подгнили балки, пол проваливается. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО «Вихоревского городского поселения» от **.**.**** Петроченко М.Н. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказано. Отказ мотивирован тем, что у Петроченко М.Н. в собственности имеется жилое помещение. Вместе с тем, при рассмотрении заявления Петроченко М.Н. о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий администрацией Вихоревского городского поселения допущено нарушение положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ). В соответствии с требованиями ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Требования, предъявляемые к жилому помещению, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В соответствии с п. 12 вышеуказанного Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Отсутствие водопровода и канализированных уборных в одно- и двухэтажных зданиях допускается только в поселениях без централизованных инженерных сетей. **.**.**** службой жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области проведено обследование жилого помещения, собственником которого является Петроченко М.Н. По результатам проведенного обследования установлено, что в жилом помещении в нарушение п. 12 вышеуказанного Положения, отсутствуют системы горячего и холодного водоснабжения, канализации, то есть жилое помещение, в котором проживает Петроченко М.Н., не отвечает предъявляемым требованиям. Вместе с тем, на территории Вихоревского городского поселения имеются централизованные инженерные системы – хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение. Тем самым при рассмотрении заявления Петроченко М.Н. о ее постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, комиссией по жилищным вопросам не принят во внимание тот факт, что жилое помещение, в котором она проживает, не отвечает предъявляемым требованиям, что является основанием для ее постановки на учет. Отказ администрации МО «Вихоревское городское поселение» в постановке Петроченко М.Н. на учет является незаконным. По результатам проведения проверки по обращению Петроченко М.Н. прокуратурой района в адрес главы Вихоревского городского поселения внесено представление, однако, до настоящего времени Петроченко М.Н. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не поставлена. Неправомерные действия администрации Вихоревского городского поселения привели к нарушению жилищных прав Петроченко М.Н., в том числе и ее права на улучшение жилищных условий. Кроме того, Петроченко М.Н. является пенсионером, вдовой ветерана Великой отечественной войны. Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определено, что государство, в том числе и органы местного самоуправления обязаны создавать условия, обеспечивающие ветеранам достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. В судебном заседании помощник прокурора Братского района Каминский А.В. исковые требования поддержал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, и суду дал аналогичные пояснения. Просил суд признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам от **.**.**** об отказе в принятии Петроченко Марии Никифоровны, **.**.**** года рождения, на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию муниципального образования «Вихоревское городское поселение» принять Петроченко Марию Никифоровну на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец Петроченко М.Н. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. В судебном заседании представитель ответчика Администрации Вихоревского городского поселения Алекман Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Братского района, действующего в интересах Петроченко М.Н., не признала. Суду пояснила, что основанием отказа Петроченко М.Н. в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий явилось то обстоятельство, что Петроченко М.Н. обеспечена жилым помещением по установленной норме и не нуждается в улучшении жилищных условий, в собственности имеет жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. на основании договора на передачу квартир в собственность граждан *** от **.**.****. Доводы прокурора о том, что жилое помещение, принадлежащее Петроченко М.Н. на праве собственности, является непригодным для проживания, не признает по следующим основаниям. С целью обследования жилого помещения, расположенного по адресу ..., принадлежащего Петроченко М.Н. на праве собственности, **.**.**** была создана межведомственная комиссия, в состав которой входили и.о. заместителя главы администрации Вихоревского городского поселения, председатель КУМИ МО «Братский район», специалист отдела ЖКХАиС Вихоревского городского поселения, начальник ОНД по г. Братску и Братскому району, начальник ТО ГУФС Роспотребнадзора по Иркутской области. По результатам проверки, проведенной указанной комиссией, был составлен акт обследования жилого помещения от **.**.**** и заключение от **.**.****, согласно которому указанное жилое помещение признано пригодным для постоянного проживания граждан. Вихоревка – это город с различным уровнем благоустроенности жилых домов. ... находится в частном секторе города – ..., который имеет одноэтажную жилую застройку, в этом районе при застройке не предусматривались централизованные сети водоснабжения и канализации. В городе только центральная часть имеет все элементы благоустройства. Как следует из заключения межведомственной комиссии, жилой дом Петроченко М.Н. пригоден для проживания, но необходимо выполнить текущий ремонт. Самостоятельным правом отменять решение межведомственной комиссии администрация городского поселения не наделена. Просила в удовлетворении исковых требований отказать. Выслушав пояснения помощника прокурора Братского района Иркутской области, представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований. Из материалов дела суд установил следующее. Согласно копии свидетельства о браке серии *** от **.**.****, ФИО1 и Петроченко М.Н. заключили брак **.**.****. Согласно копии свидетельства о смерти *** от **.**.**** ФИО1, **.**.**** года рождения, умер **.**.**** в .... Согласно копии удостоверения серии *** от **.**.**** следует, что ФИО1 имел право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для участников Великой Отечественной войны. Согласно копии удостоверения серии *** от **.**.**** следует, что Петроченко М.Н. имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. Согласно копии справки от **.**.****, выданной специалистом администрации Вихоревского городского поселения ФИО2, установлено, что Петроченко М.Н. зарегистрирована в ... по адресу: ... Копией договора *** от **.**.**** на передачу квартир в собственность граждан подтверждается, что Администрацией Вихоревского Многоотраслевого предприятия Коммунального хозяйства передана в собственность Петроченко М.Н. квартира по адресу: ... Из копии справки муниципального унитарного предприятия «Земельная палата Братского района» от **.**.**** *** установлено, что по данным на **.**.**** за Петроченко М.Н., **.**.**** года рождения зарегистрирована квартира, расположенная по адресу: ... на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от **.**.****, зарегистрированного в БТИ **.**.**** в реестре за ***. Из копии заявления от **.**.****, зарегистрированного в Администрации Вихоревского городского поселения **.**.****, о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, следует, что Петроченко М.Н. обратилась к главе администрации Вихоревского МО ФИО3 с просьбой принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В качестве основания для принятия на учет указано – «вдова участника Великой Отечественной войны». Из копии выписки из Протокола *** заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от **.**.**** ..., установлено, что комиссией в составе: председателя комиссии заместителя главы администрации ФИО4, секретаря комиссии ФИО5, членов комиссии: ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, главного специалиста по работе с населением ФИО11, принято решение отказать в принятии на учет для внеочередного обеспечения жильем в соответствии с Указом Президента от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 г.г.» с изменениями от 09.01.2010 года, вдове ветерана ВОВ (ст. 21 – ФЗ «О ветеранах»), Петроченко Марии Никифоровне, в связи с наличием в собственности жилого помещения общей площадью <данные изъяты> м.кв., согласно договора *** от **.**.**** на передачу квартир в собственность. Согласно копии акта обследования технического состояния жилого помещения по адресу ... от **.**.**** следует, что комиссией в составе: начальника отдела ЖКХАиС администрации Вихоревского городского поселения ФИО12, ведущего специалиста отдела ФИО10, проведено обследование технического состояния жилого помещения, занимаемого вдовой участника Великой Отечественной войны Петроченко М.Н. по адресу .... В результате осмотра комиссией установлено, что жилое помещение - 1/4 часть 2-х квартирного жилого дома в деревянном исполнении. Жилое помещение находится в удовлетворительном состоянии, но требует ремонта, а именно: перестилки дощатого перекрытия пола с частичной заменой половой доски и лаг; ремонта штукатурки потолков; ремонта утепляющей завалинки; косметического ремонта помещений. Из акта *** от **.**.**** Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области о результатах, проведенных в отношении жилищного фонда мероприятий по контролю следует, что советник Северного отдела государственного строительного надзора в управлении строительного надзора ФИО13, в присутствии и.о. заместителя главы администрации Вихоревского городского поселения ФИО14 произвел проверку по адресу ... и установил, что в ходе проверки установлены факты нарушений использования и сохранности жилищного фонда, соответствия жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям: фундаменты просели и имеют вертикальные трещины, нарушено требование п.п. 4.1.1, 4.1.3 «Правил и норм»; дощатые полы в жилой комнате зыбкие (прогибаются), нарушены требования п. 4.3.1, 4.4.1, 4.4.3 «Правил и норм»; горячая, холодная вода, канализация отсутствуют. Отопление печное. Согласно акту обследования помещения *** от **.**.**** установлено, что межведомственная комиссия, назначенная распоряжением Администрации Вихоревского городского поселения от **.**.**** ***, в составе: председателя исполняющего обязанности главы администрации ФИО4, исполняющего обязанности заместителя главы администрации ФИО14, председателя КУМИ МО «Братский район» (по согласованию) ФИО15, ведущего специалиста ОЖКХАиС администрации ФИО10, начальника ОНД по г. Братску и Братскому району ФИО16, начальника ТО Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе ФИО17, приглашенного собственника жилого помещения Петроченко М.Н., произвела обследование помещения по адресу ... установила, что жилое помещение, <данные изъяты> года ввода в эксплуатацию, фундаменты имеют просадку прогибаются, в помещении давно не производился текущий ремонт. Комиссия рекомендовала укрепить фундамент, произвести ремонт пола с заменой лаг, произвести текущий ремонт жилого помещения, и пришла к заключению, что жилое помещение по адресу ..., пригодно для постоянного проживания граждан. Из копии заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от **.**.**** *** установлено, что межведомственная комиссия, назначенная распоряжением Администрации Вихоревского городского поселения от **.**.**** ***, в составе: председателя исполняющего обязанности главы администрации ФИО4, исполняющего обязанности заместителя главы администрации ФИО14, председателя КУМИ МО «Братский район» (по согласованию) ФИО15, ведущего специалиста ОЖКХАиС администрации ФИО10, начальника ОНД по г. Братску и Братскому району ФИО16, начальника ТО Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе ФИО17, по заявлению собственников, по результатам актов обследования от **.**.****, **.**.****, представления прокуратуры от **.**.****, на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования: фундаменты просели и имеют вертикальные трещины, дощатые полы в жилой комнате зыбкие (прогибаются), давно не производился косметический ремонт, приняла заключение: жилое помещение по адресу ..., пригодно для постоянного проживания граждан. Из справки от **.**.**** главы администрации Вихоревского городского поселения, следует, что при застройке улиц в <данные изъяты> сети теплоснабжения, водоснабжения, канализации не предусматривались. В судебном заседании обозревались оригиналы схем инженерных систем ... (теплоснабжения, водоснабжения, канализации), из которых следует, что к жилым домам по ... указанные инженерным системы не подведены. В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. (часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ). Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ). Таким образом, указанный перечень оснований является исчерпывающим. Ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем, как иные категории граждан, определенные Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими в целях обеспечения их жильем, отсутствует. Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. В пункте 1 части 2 данной статьи определено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; Согласно ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Согласно п.12 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Анализируя представленные доказательства, суд установил, что Петроченко М.Н. является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением установленного образца. Зарегистрирована и одна проживает в одноэтажном жилом доме, принадлежащем ей на праве собственности на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от **.**.**** ***, общей площадью *** кв.м., жилой – *** кв.м., расположенном по адресу: .... Жилой дом имеет печное отопление, центральное освещение. **.**.**** Петроченко М.Н. обратилась в Администрацию Вихоревского городского поселения с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как вдову участника Великой Отечественной войны. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от **.**.**** ... Петроченко М.Н. отказано в принятии на учет для внеочередного обеспечения жильем в соответствии с Указом Президента от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 г.г.» с изменениями от 09.01.2010 года, вдове ветерана ВОВ (ст. 21 – ФЗ «О ветеранах»), в связи с наличием в собственности жилого помещения общей площадью 41,0 м.кв., согласно договору *** от **.**.**** на передачу квартир в собственность. Актами *** от **.**.****, *** от **.**.**** и заключением межведомственной комиссии *** от **.**.**** подтверждается, что комиссионно проведено обследование жилого помещения, находящегося по адресу ..., и в результате установлено, что указанное жилое помещение находится в удовлетворительном состоянии, но требует ремонта, пригодно для постоянного проживания граждан. Таким образом, указанный дом в установленном порядке аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции не признавался, пригоден для проживания. Петроченко М.Н. отказано в принятии ее на учет, поскольку фактически занимаемый размер площади жилого помещения превышает установленную норму для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Указанные акты комиссии о признании жилого помещения пригодным для проживания не оспорены, суду не представлено доказательств их незаконности. Доводы прокурора о необходимости постановки Петроченко М.Н. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на Постановление Правительства РФ № 47 от 28.01.2006г. в связи с отсутствием в ее доме горячего водоснабжения и канализации суд находит несостоятельными. Справкой главы администрации Вихоревского городского поселения от **.**.**** подтверждается, что при застройке ... в ... сети теплоснабжения, водоснабжения, канализации не предусматривались. Схемами инженерных систем ... подтверждается, что жилые районы ... только частично оснащены центральным водоснабжением, теплоснабжением и водоотведением. Согласно п. 41 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания: отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме. Таким образом, суд приходит к выводу, что жилое помещение Петроченко М.Н. не является полностью благоустроенным, однако такой критерий, как степень благоустроенности, не установлен жилищным законодательством в качестве основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий. Наличие горячего водоснабжения и центральной канализации в отдельных жилых районах ... не свидетельствует о несоответствии жилого дома Петроченко М.Н. требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований прокурора Братского района в интересах Петроченко М.Н. следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований прокурора Братского района в интересах Петроченко Марии Никифоровны к Администрации Вихоревского городского поселения о признании незаконным решения общественной комиссии по жилищным вопросам, обязании принять на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий – отказать. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья Гапеевцева М.А.