Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Братск 18 октября 2011 года Братский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Тумкиной А.Н., с участием помощника прокурора Братского района Четвериковой Ю.С., при секретаре Горюновой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда гражданское дело № 2-921/2011 по иску прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад «Сибирячок» о признании бездействия незаконным и об обязании получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Братского района обратился в Братский районный суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад «Сибирячок» (МДОУ Детский сад «Сибирячок») о признании бездействия незаконным и об обязании получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности. В обоснование иска прокурор Братского района указал, что в нарушение п. 2 ст. 33.1 ФЗ «Об образовании», п. 18 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, Устава МДОУ Детский сад «Сибирячок», МДОУ Детский сад «Сибирячок» осуществляет образовательную деятельность без лицензии на право ведения образовательной деятельности. Срок действия предыдущей лицензии истек **.**.**** Осуществление МДОУ Детский сад «Сибирячок» образовательной деятельности без лицензии ставит под угрозу выполнение одной из задач государства по обеспечению и защите конституционного права граждан РФ на образование, что является недопустимым и нарушает интересы не только государства, но и участников образовательного процесса. В судебном заседании помощник прокурора Братского района Четверикова Ю.С. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд признать незаконным бездействие МДОУ Детский сад «Сибирячок», выразившееся в неполучении в установленном законом порядке лицензии на осуществление образовательной деятельности, и обязать МДОУ Детский сад «Сибирячок» получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности. Представитель ответчика МДОУ Детский сад «Сибирячок» в судебное заседание не явился, заведующая МДОУ Детский сад «Сибирячок» Коротченко О.К. письменно ходатайствовала о рассмотрение дела в отсутствие представителя МДОУ Детский сад «Сибирячок», исковые требования прокурора Братского района не признала. В судебном заседании представитель третьего лица муниципального образования «Братский район», действующий на основании доверенности Седлецкий Д.П. исковые требования прокурора Братского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ Детский сад «Сибирячок» о признании бездействия незаконным и об обязании получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности не признал. Суду пояснил, что в соответствии с п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, осуществление лицензиатом образовательной деятельности с нарушением (грубым нарушением) лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанное с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет привлечение к административной ответственности и наложение административного наказания. Пунктом 4 статьи 33.1 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования. Согласно п. 2 ст. 21 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Таким образом, исполнение и соблюдение законов – это не только предмет прокурорского надзора, но и обязанность органов власти, в том числе органов контроля (надзора). Если органы прокуратуры станут координировать выполнение этой обязанности, то фактически будут втянуты в решение задач исполнительной власти. Представитель третьего лица Седлецкий Д.П. считает, что пределы прокурорского вмешательства в данном случае превышены и не вполне ясно, каким образом были ущемлены права граждан РФ на образование, при том, что образовательное учреждение не приостанавливало свою деятельность, продолжает функционировать в прежнем режиме, и не прекращало предоставлять образовательные услуги. Наличие или отсутствие лицензии у образовательного учреждения является сугубо личной, внутренней проблемой учреждения и не затрагивает право граждан на образование, предусмотренное ст. 43 Конституции РФ. Суд, выслушав помощника прокурора Братского района Четверикову Ю.С., представителя третьего лица на основании доверенности Седлецкого Д.П., изучив письменные материалы дела, приходит к следующему. Статьей 43 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии с п. 2 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1, лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. В соответствии с п. 6 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1, документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах, а также иные сведения, предусмотренные положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном Правительством Российской Федерации. В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1, образовательный процесс образовательное учреждение ведет в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации. В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1, при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и его родителей (законных представителей) с лицензией на право ведения образовательной деятельности. В соответствии с п. 11 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997г. № 1204, право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, учреждение получает с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Пунктом 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ № 174 от 16.03.2011г., определены лицензионные требования и условия при осуществлении образовательной деятельности, в том числе наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности… и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования; наличие учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам; наличие учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам; наличие в штате лицензиата или привлечение им на законном основании педагогических работников; соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к организации образовательного процесса. В соответствии с п. 1.10 устава МДОУ Детский сад «Сибирячок», право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством РФ, возникают у МДОУ с момента выдачи ему лицензии. Согласно п. 4.1 устава МДОУ Детский сад «Сибирячок», МДОУ создано с целью реализации общеобразовательной программы дошкольного образования. Таким образом, судом установлено, что МДОУ Детский сад «Сибирячок» является муниципальным образовательным учреждением, реализует программы дошкольного образования и предоставляет возможность подготовить детей к дальнейшему получению общего образования. В соответствии с п. 5.3 Устава МДОУ Детский сад «Сибирячок», при приеме детей в МДОУ учреждение обязано ознакомить родителей (законных представителей) с Уставом учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации МДОУ и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. В судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что с **.**.**** МДОУ Детский сад «Сибирячок» осуществляет образовательную деятельность без разрешения (лицензии). Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что отсутствие у МДОУ Детский сад «Сибирячок» лицензии на осуществление образовательной деятельности приводит к нарушению прав воспитанников учреждения и их законных представителей на получение образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Поэтому доводы представителя третьего лица о том, что отсутствие лицензии не влияет на качество образовательного процесса и не ущемляет права граждан, суд находит необоснованными. Доводы представителя третьего лица о том, что пределы прокурорского вмешательства в данном случае превышены, являются необоснованными, так, в соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре», в случае нарушения прав значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Обратившись в суд с данным исковым заявлением, прокурор выступил в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (воспитанников и их законных представителей МДОУ Детский сад «Сибирячок»), обращение прокурора в суд с иском не подменяет собой органы государственного контроля. Наличие административной ответственности за отсутствие лицензии не исключает права прокурора обратиться в суд за защитой нарушенных прав неопределенного круга лиц в порядке гражданского судопроизводства. На основании изложенного, суд находит исковые требования прокурора Братского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ Детский сад «Сибирячок» о признании бездействия незаконным и об обязании получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Братского района, заявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить в полном объеме. Бездействие муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Сибирячок», расположенного по адресу: ..., ... ..., выразившееся в неполучении в установленном законом порядке лицензии на осуществление образовательной деятельности, признать незаконным. Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Сибирячок», расположенное по адресу: ..., ..., ..., получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья: подпись А.Н. Тумкина