решение по делу 2-47/2012



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Братск 20 февраля 2012 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Паршиной Т.А.,

с участием помощника прокурора Братского района Каминского А.В.,

при секретаре Апресян Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда гражданское дело № 2-47/2012 по иску прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Братский район» об обязании обеспечить финансирование муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Тангуйская средняя общеобразовательная школа» для оплаты задолженности за потребленную электроэнергию,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Братского района обратился в Братский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования «Братский район» (далее администрации МО «Братский район») об обязании обеспечить финансирование Муниципального общеобразовательного учреждения «Тангуйская средняя общеобразовательная школа» (далее МОУ «Тангуйская СОШ») для оплаты задолженности перед обществом с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» (далее ООО «Иркутскэнергосбыт») за потребленную электроэнергию в размере 2013212, 47 рублей в срок до **.**.**** В обоснование иска прокурор Братского района указал, что прокуратурой Братского района проведена проверка исполнения законодательства жизнеобеспечения граждан, в ходе которой установлено следующее. Между МОУ «Тангуйская СОШ» и Иркутским открытым акционерным обществом энергетики и электрификации заключен договор энергоснабжения потребителя *** от **.**.****, финансируемого из местного бюджета. По условиям договора МОУ «Тангуйская СОШ» должно ежемесячно производить оплату за потребленную электроэнергию. Однако, МОУ «Тангуйская СОШ» свои обязательства по оплате за потребленную электроэнергию не исполняет, что привело к образованию задолженности перед ООО «Иркутскэнергосбыт» по состоянию на **.**.**** в размере 2013212,47 рублей. О том, что МОУ «Тангуйская СОШ» имеет перед ООО «Иркутскэнергосбыт» задолженность свидетельствует информация начальника финансового управления МО «Братский район» от **.**.****, а также справка ООО «Иркутскэнергосбыт» от **.**.**** о состоянии платежей по договору энергоснабжения. Пунктом *** Договора энергоснабжения *** от **.**.**** определен порядок взаимоотношений сторон по вопросам отпуска, использования и оплаты электрической энергии, их обязанности, права и взаимная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, принятых по настоящему договору. В соответствии с п. *** договора энергоснабжения расчетным периодом является месяц. В связи с неисполнением МОУ «Тангуйская СОШ» обязательств по договору энергоснабжения ООО «Иркутскэнергосбыт» **.**.**** уведомило потребителя о предстоящем введении ограничения режима потребления электроэнергии, однако фактических ограничений режима потребления электроэнергии не производилось, та как данное уведомление носило предупредительный характер и впоследствии было отменено. В силу ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия и учреждения, обязаны осуществлять их финансирование. Учреждения образования, здравоохранения не являются коммерческими организациями и не имеют иных источников доходов. Муниципальное образование «Братский район» в соответствии с Законом Иркутской области ***-оз от **.**.**** «О статусе и границах муниципальных образований Братского района Иркутской области» наделено статусом муниципального района. На территории муниципального образования «Братский район» органом местного самоуправления является администрация МО «Братский район». Согласно ст. 67 Устава МО «Братский район», муниципальное образование «Братский район» может создавать муниципальные предприятия и учреждения Братского района, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий Братского района устанавливает Дума Братского района. В связи с тем, что МОУ «Тангуйская СОШ» является муниципальным учреждением, обязанность по его финансированию лежит на учредителе - администрации МО «Братский район». Таким образом, реализуя полномочия по предоставлению общего и дошкольного образования, администрация муниципального района обязана создавать надлежащие финансовые условия выполнения образовательными учреждениями уставных задач, включая достаточное финансирование муниципальных учреждений в части оплаты потребляемой электроэнергии с целью недопущения ограничения их подачи, угрожающей здоровью учащихся и воспитанников образовательных учреждений, затрудняющей или делающей невозможным осуществление образовательного процесса. Недофинансирование МОУ «Тангуйская СОШ» повлекло образование задолженности по оплате потребленной электроэнергии, что явилось основанием для предупреждения энергоснабжающей организацией о введении ограничения подачи электроэнергии. Введение ограничения создает угрозу здоровью неопределенного круга лиц: учащихся, воспитанников и граждан, выполняющих трудовые функции в данных учреждениях, то есть нарушения прав, гарантированных ст. ст. 37, 41, 43 Конституции РФ, ФЗ от **.**.**** *** «Об образовании», ФЗ от **.**.**** № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ от **.**.**** «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Тангуйская средняя общеобразовательная школа» приведен в соответствие с действующим законодательством и Постановлением ... *** от **.**.**** утверждена новая редакция Устава, в соответствии с которой учреждение переименовано в Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тангуйская средняя общеобразовательная школа» (далее МКОУ «Тангуйская СОШ»).

**.**.**** помощник прокурора Братского района Каминский А.В. уточнил заявленные исковые требования в части периода и суммы задолженности за потребленную электроэнергию, и просил суд обязать администрацию МО «Братский район» обеспечить финансирование МКОУ «Тангуйская СОШ» для оплаты задолженности перед ООО «Иркутскэнергосбыт» за потребленную электроэнергию в размере 2201302,98 рублей в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании **.**.**** помощник прокурора ... Каминский А.В. уточнил заявленные исковые требования в части периода и суммы задолженности за потребленную электроэнергию, и просил суд обязать администрацию МО «...» обеспечить финансирование МКОУ «Тангуйская СОШ» для оплаты задолженности перед ООО «Иркутскэнергосбыт» за потребленную электроэнергию в размере 1652190,10 рублей за период с **.**.**** по **.**.**** года в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Суду пояснил, что прокуратурой Братского района проведена проверка исполнения законодательства о жизнеобеспечении граждан. По результатам проверки в целях предупреждения причинения вреда принято решение обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Прокурор Братского района решил обратиться в суд, поскольку иные меры прокурорского реагирования не будут эффективными. С **.**.**** по настоящее время администрация МО «Братский район» не исполняет свои обязательства по финансированию МКОУ «Тангуйская СОШ» для оплаты задолженности перед ООО «Иркутскэнергосбыт» за потребленную электроэнергию. Поскольку задолженность МКОУ «Тангуйская СОШ» перед ООО «Иркутскэнергосбыт» по оплате за электроэнергию растет, ООО «Иркутскэнергосбыт» может в любой момент направить предупреждение и ограничить подачу электроэнергии, что повлечет негативные последствия для неопределенного круга лиц. Просил удовлетворить заявленные исковые требования с учетом уточнений.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО «Братский район» Иванникова Е.С., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Братского района не признала. Суду пояснила, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 27 Федерального закона от **.**.**** N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор - рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. По смыслу норм указанных выше статей закона в своей взаимосвязи между собой, прокурор вправе обратиться в суд в случае именно нарушенного права граждан или неопределенного круга лиц. В случае с МКОУ «Тангуйская средняя общеобразовательная школа» речь о нарушенном праве граждан не идет, поскольку электроэнергию учреждение, несмотря на свою задолженность, продолжает получать на уровне прежних показателей. Образовательный процесс нарушен не был, все участники образовательного процесса, как обучающиеся, так и преподаватели продолжают соответственно получать и предоставлять образовательные услуги. В связи с этим считаем обращение прокурора в суд с заявлением - не правомерным и поспешным, поскольку в речи о уже нарушенном праве граждан не идет. В данном случае в действиях прокуратуры имеет место злоупотребление нормой ст. 45 ГПК РФ. Прокурору следовало бы воспользоваться специально предусмотренной законом мерой воздействия превентивного вмешательства, а именно, направить письменное предостережение о недопустимости нарушения закона, предусмотренное ст. 25.1 закона от **.**.**** N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Так, в предпоследнем абзаце описательно-мотивировочной части заявления, прокурором указано, что он действует «в целях предупреждения причинения вреда», при этом в ст. 25.1 закона от **.**.**** N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прямо указано «В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона». Кроме того в заявлении прокурора не указано на основании чего была проведена проверка, при том, что законом установлено следующее: «проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором». В Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации приведен исчерпывающий перечень субъектов, в интересах которых прокурор может подать заявление в суд. В первую группу входят граждане, во вторую - субъекты, образующие неопределенный круг лиц, и в третью - РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. При этом прокурор не вправе обращаться в суд с заявлением в защиту интересов коммерческих или некоммерческих организаций (хозяйственных обществ, учреждений, фондов, общественных объединений, политических партий и т.п.). Также считает, что прокуратура Братского района явно превысила пределы допустимого вмешательства, поскольку по своей сути исковое заявление подано не в защиту неопределенного круга лиц, а скорее в защиту коммерческой организации. Данное обстоятельство усматривается из самого искового заявления, в котором прокурор Братского района в качестве третьего лица на стороне истца указал ООО «Иркутская Энергосбытовая компания», что недопустимо со стороны надзорного органа, поскольку противоречит Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации, закону «О прокуратуре», а также подрывает основные принципы противодействия коррупции. У прокурора, подающего иск в защиту прав неопределенного круга потребителей, есть только процессуальная способность. ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» вправе и способно самостоятельно осуществить защиту своих гражданских прав обратившись в Арбитражный суд ... с заявлением с требованием о взыскании задолженности за электроэнергию. Исковые требования - «обязать обеспечить финансирование», дублируют закон, и самостоятельно выдвигаться не должны, поскольку в первую очередь необходимо признать бездействие органа местного самоуправления в определенной сфере деятельности незаконным, после чего заявлять требования об обязании.

Кроме того, заявленная сумма требований 2 201 302, 98 рублей не соответствует информации финансового управления администрации МО «Братский район», в которой указана сумма 1 380 603, 06 рублей за электроэнергию на **.**.****.

Согласно платежным поручениям плательщиком - Финансовым управлением Администрации Муниципального образования «...» (МКОУ «Тангуйская средняя общеобразовательная школа») перечислено 1 266 959, 08 (534 836, 20 + 732 122, 88) рублей в пользу получателя - ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» за электроэнергию. Срок исполнения ни чем не обоснован, установлен в слишком узких пределах.

В соответствии со ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 6 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. С учетом вышеизложенного считает, что пределы прокурорского вмешательства в данном случае были существенно превышены.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца ООО «Иркутскэнергосбыт» Спицына Л.Н., действующая на основании доверенности суду пояснила, что по состоянию на **.**.**** задолженность МКОУ «Тангуйская СОШ» за электрическую работу составила-2 201 302 руб. 98 коп.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с п. 1.1. муниципального контракта энергоснабжения № определяет порядок взаимоотношении Сторон по вопросам отпуска, использования и оплаты электрической энергии, их обязанности, права и взаимную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, принятых по настоящему контракту.

В соответствии с п.5.3. муниципального контракта расчетным периодом и оплата потребленной электрической энергии расчетным периодом является месяц.

Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено следующее, по контракту энергоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а Абонент обязуется оплачивать принятые ресурсы. Порядок расчетов определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу положений абзаца второго пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация наделена правом на прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате. Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов установлен Постановлением Правительства РФ *** от **.**.**** Указанный Порядок является льготным и распространяется на организации - потребители, прекращение или ограничение подачи топливно -энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно - коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен.

Законодательством прямо установлена возможность ограничения подачи энергии. Денежные средства, поступающие от потребителей энергоресурсов, являются единственным финансовым источником для осуществления нормальной и безопасной деятельности Энергоснабжающей организации. Наличие задолженности по оплате энергоресурсов является препятствием для осуществления в полном объеме производственно-хозяйственной деятельности ООО «Иркутская энергосбытовая компания», что ставит под угрозу надежность энергоснабжения потребителей, расположенных на территории .... Ненадлежащее исполнение МКОУ «Тангуйская СОШ» договорных обязательств повлекло выдачу уведомления о предстоящем введении частичного ограничения электропотребления в отношении потребителя МОУ «Тангуйская СОШ», фактически ограничение электропотребления не вводилось, так как данные уведомления носили предупредительный характер.

МКОУ «Тангуйская СОШ» является муниципальным, обязанность по его финансированию лежит на учредителе – администрации МО «...». Учитывая социальный аспект, что введение ограничения подачи электроэнергии может
создать угрозу здоровья граждан: учащихся, граждан выполняющих трудовые функции в
данном учреждении, нарушение их Конституционных прав. санитарно-

эпидемиологического благополучия, полагает, что заявленные исковые требования прокурора ... в отношении Администрации муниципального образования «...», подлежат удовлетворению в полном объеме.

Опровергая доводы представителя ответчика, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца Спицына Л.Н. обратила внимание на тот факт, что прокуратура ... обратилась в суд в интересах неопределенного круга лиц, а не в интересах ООО «Иркутскэнергосбыт». ООО «Иркутскэнергосбыт» самостоятельно обращается в защиту своих интересов в Арбитражный суд ..., в **.**.**** было подано исковое заявление о взыскании с МКОУ «Тангуйская СОШ» задолженности по оплате за потребленную электроэнергию, в **.**.**** было вынесено решение об удовлетворении требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от **.**.**** N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии между гарантирующим поставщиком и покупателем электрической энергии гарантирующий поставщик обязуется отпустить (поставить) электрическую энергию покупателю, а покупатель обязуется оплатить приобретаемую электрическую энергию.

Согласно ч. 2 ст. 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

В соответствии с п. 161 Постановления Правительства РФ от **.**.**** N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", ограничение режима потребления может вводиться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии.

Согласно Постановлению Правительства РФ от **.**.**** N 1 "О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов", настоящий Порядок является льготным и распространяется на организации - потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен. Не подлежит ограничению ниже аварийной (технологической) брони или прекращению подача топливно-энергетических ресурсов организациям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с приложением N 6 к Постановлению Правительства РФ от **.**.**** N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", в перечень потребителей электрической энергии отдельных объектов, ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается, входят объекты органов государственной власти и управления, медицинские учреждения и учреждения социального обеспечения, организации связи, государственные учреждения ветеринарии.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В соответствии со ст. ... от **.**.**** N 76-оз "О статусе и границах муниципальных образований ...", муниципальное образование "..." наделено статусом муниципального района.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от **.**.**** N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от **.**.**** N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа.

Согласно договору *** от **.**.****, между ООО «Иркутскэнергосбыт» и МОУ «Тангуйская СОШ» заключен договор энергоснабжения потребителя, финансируемого из местного бюджета, который определяет порядок взаимоотношений сторон по вопросам отпуска, использования и оплаты электрической энергии, их обязанности, права и взаимную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, принятых по настоящему договору.

В соответствии с п. 2.15 договора энергоснабжения, гарантирующий поставщик в порядке, установленном законом и иными нормативными правовыми актами имеет право приостановить исполнение обязательств по договору (вводить полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии) после соответствующего предупреждения потребителя в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии.

Согласно п. 3.1 договора энергоснабжения, потребитель обязан оплачивать принятую от гарантирующего поставщика электрическую энергию.

Из Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Тангуйская средняя общеобразовательная школа» следует, что МКОУ «Тангуйская СОШ» - правопреемник МОУ «Тангуйская СОШ», является некоммерческой организацией, учредитель которой - МО «Братский район», права собственника имущества и учредителя осуществляет администрация МО «Братский район».

Согласно выписке из Устава муниципального образования «Братский район», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Братского района самостоятельно осуществляют полномочия по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

По информации начальника Финансового управления администрации МО «Братский район» кредиторская задолженность МОУ «Тангуйская СОШ» перед ОАО «Иркутскэнерго» по состоянию на **.**.**** составляет 2281320, 30 рублей.

Согласно платежным поручениям *** от **.**.**** и *** от **.**.**** МКОУ «Тангуйская СОШ» произведена оплата за электроэнергию в сумме 732122 руб. 88 коп. и 534836 руб. 20 коп.

Согласно справке о состоянии платежей за электроэнергию по МКОУ «Тангуйская СОШ» сальдо на **.**.**** составляет 1652190 руб. 10 коп.

Согласно письменным обращениям мэра ... ФИО5 к министру финансов ... ФИО6 в **.**.**** просил решить вопрос о выделении целевых межбюджетных трансфертов из областного бюджета в **.**.**** бюджетам сельских поселений ... на погашение кредиторской задолженности, сложившейся на **.**.****, по коммунальным услугам и возмещению разницы в тарифах перед предприятиями жилищно – коммунального хозяйства.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что между ООО «Иркутскэнергосбыт» и МКОУ «Тангуйская СОШ» заключен договор **.**.**** энергоснабжения ***, в соответствии с п. *** которого стороны определили и взаимно согласовали порядок отпуска, использования и оплаты электрической энергии, их обязанности, права и взаимную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, принятых по договору. ООО «Иркутскэнергосбыт» является действующим юридическим лицом, зарегистрировано в установленном законом порядке, имеет устав. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тангуйская средняя общеобразовательная школа» - юридическое лицо, в связи с изменением организационно-правовой формы является правопреемником муниципального общеобразовательного учреждения «Тангуйская средняя общеобразовательная школа». Следовательно, договором энергоснабжения подтверждаются договорные отношения между МКОУ «Тангуйская СОШ» и ООО «Иркутскэнергосбыт» на отпуск и потребление электрической энергии. Обязанность производить оплату электроэнергии за фактически принятое абонентом количество энергии, законом возложена на МКОУ «Тангуйская СОШ», финансировать которое должна администрация МО «Братский район», являющаяся учредителем МКОУ «Тангуйская СОШ». Тем не менее, ответчик администрация МО «Братский район» ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по финансированию МКОУ «Тангуйская СОШ», о чем свидетельствует образовавшаяся у него перед ООО «Иркутскэнергосбыт» задолженность по оплате за фактически принятое количество энергии за период с **.**.**** в сумме 1652190,10 рублей. Ненадлежащее исполнение администрацией МО «Братский район» обязательств по финансированию МКОУ «Тангуйская СОШ» для оплаты образовавшейся задолженности за потребляемую электроэнергию может повлечь введение ограничения режима потребления электроэнергии, при этом необходимо учитывать социальный статус абонента – общеобразовательная школа, что может негативно отразиться на осуществлении общеобразовательного процесса учащихся. Ограничение подачи электроэнергии до уровня аварийной брони, может повлечь существенные негативные последствия, как для учащихся и воспитанников образовательного учреждения, так и для педагогов его осуществляющего. Введение ограничения подачи электроэнергии энергоснабжающей организацией создает угрозу здоровью неопределенного круга лиц: учащихся, воспитанников и граждан, выполняющих трудовые функции в общеобразовательном учреждении, нарушает их права, гарантированные ст. ст. 37, 41, 43 Конституции РФ, а также предусмотренные ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно ст. 1 которого, под санитарно-эпидемиологическом благополучии населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. К социальным факторам среды обитания человека отнесены такие как питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья.

Доводы представителя ответчика администрации МО «Братский район» Иванниковой Е.С. о том, что пределы прокурорского вмешательства в данном случае превышены, являются необоснованными, так, в соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре», в случае нарушения прав значительного числа граждан либо если в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Обратившись в суд с данным исковым заявлением, прокурор выступил в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (учащихся и воспитанников и лиц, находящихся в трудовых отношения с МКОУ «Тангуйская СОШ»).

Не состоятельными являются и доводы представителя ответчика администрации МО «Братский район» в части того, что прокурором Братского района заявлен иск в интересах коммерческой организации, поскольку исковые требования прокурора Братского района направлены на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так как невыполнение ответчиком обязанности по финансированию МКОУ «Тангуйская СОШ» для оплаты задолженности за потребленную электроэнергию ставит под угрозу как нарушение общеобразовательного процесса для учащихся, так и для педагогов.

На основании изложенного, суд находит исковые требования прокурора Братского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Братский район» об обязании обеспечить финансирование МКОУ «Тангуйская СОШ» для оплаты задолженности за потребленную электроэнергию, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Братского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию муниципального образования «Братский район» обеспечить финансирование муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Тангуйская средняя общеобразовательная школа» для оплаты задолженности перед обществом с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» за потребленную электроэнергию в размере 1652190,10 рублей (один миллион шестьсот пятьдесят две тысячи руб.) 10 коп. за период с **.**.**** по **.**.**** в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.А. Паршина