Решение по делу № 2-109/2012



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 апреля 2012года Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.,

при секретаре Ковалик Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-109/2012 по иску Мусаева Владимира Тофиковича к Администрации муниципального образования «Братский район», Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Братская Центральная районная больница» о признании незаконными действий, выразившихся в отказе компенсации расходов, связанных с переездом к новому месту жительства в другую местность, взыскании стоимости проезда и провоза багажа,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Мусаев В.Т. обратился с иском к ответчику Администрации МО «Братский район» о признании незаконными действий, выразившихся в отказе компенсации расходов, связанных с переездом к новому месту жительства в другую местность, взыскании стоимости проезда и провоза багажа в размере <данные изъяты> рублей.

Определением суда от **.**.**** к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное учреждение здравоохранения «Братская центральная районная больница».

Определением суда от **.**.**** изменено наименование ответчика Муниципального учреждения здравоохранения «Братская Центральная районная больница» на Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Братская Центральная районная больница».

В обоснование иска Мусаев В.Т. указал, что он работал в бюджетном учреждении МУЗ «Братская центральная районная больница» с **.**.**** по **.**.****, уволился по собственному желанию в связи с выездом на постоянное место жительства в .... Переехав в ..., обратился в Администрацию муниципального образования «Братский район» с заявлением об оплате расходов, связанных с его переездом и переездом членов его семьи к новому месту жительства в другую местность в .... На его заявление поступило письмо, согласно которому ему было отказано в оплате расходов, связанных с переездом на основании п. 6 решения Братской районной Думы от **.**.**** № 32 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Братском районе и работающих в организациях, финансируемых из районного бюджета» согласно которому, компенсация расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, производятся работнику, проработавшему в бюджетной сфере Братского района не менее 10 лет. Абзацем 8 ст. 326 Трудового кодекса РФ установлено, что размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из местных бюджетов, устанавливаются органами местного самоуправления. Данная статья возлагает обязанность на орган местного самоуправления установить размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из местных бюджетов.

Согласно п. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Решение Братской районной Думы от 27.04.2005 г. № 32 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Братском районе и работающих в организациях, финансируемых из районного бюджета» официально не публиковалось (обнародовалось) соответственно данное решение не вступило в силу, в связи с чем ссылка администрации МО «Братский район» при отказе в компенсации расходов, связанных с переездом, на данное решение Думы является необоснованной. Непринятие органом местного самоуправления в лице Братской районной Думы в соответствии с нормами действующего законодательства (ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.04.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") нормативно-правового акта, регламентирующего размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, не должно умалять права работника на гарантии, установленные Федеральным законодательством (ст. 326 Трудового кодекса РФ), в связи с чем считает, что в данном случае подлежит применению аналогия закона, а именно ст. 326 Трудового кодекса РФ в части, предусматривающей оплату работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям, стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом. Согласно расчету и документам им и его семьей понесены расходы в размере <данные изъяты> рублей.

В дальнейшем истец представил суду дополнительные письменные пояснения к исковому заявлению, в которых указал, что в **.**.****. он обратился в МУЗ «Братская центральная районная больница» с заявлением и прилагаемыми к нему документами, подтверждающими затраты, связанные с его переездом и переездом членов его семьи к новому месту жительства в другую местность в .... Данное заявление было передано в приемную МУЗ «Братская центральная районная больница» по его просьбе его матерью ФИО1, которая в то время работала в МУЗ «Братская центральная районная больница». Через неделю, когда она обратилась в приемную по вопросу рассмотрения его заявления, ей секретарь главного врача «Братская центральная районная больница» пояснила, что дано указание возвратить заявление и документы без письменного ответа, т.к. данное заявление должно быть подано в администрацию МО «Братский район» потому, что эти вопросы рассматривает администрация и денежные средства на данные цели выделяются из бюджета муниципального образования. ФИО1 попросила зарегистрировать заявление чтобы иметь доказательства обращения, на что получила категорический отказ. Так как заявление не было зарегистрировано и на втором экземпляре заявителя отказались ставить отметку о приеме заявления и документов, то опасаясь за сохранность подлинных документов в отсутствие отметки на заявлении, документы пришлось забрать. В последствии вышеуказанное заявление и прилагаемые к нему документы были поданы в администрацию.

Истец просил признать действия Администрации муниципального образования «Братский район», выразившиеся в отказе компенсации расходов, связанных с переездом к новому месту жительства в другую местность Мусаева Владимира Тофиковича и членов его семьи – незаконными; взыскать с Администрации муниципального образования «Братский район» в пользу Мусаева Владимира Тофиковича стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам в размере <данные изъяты> рублей.

В судебное заседание истец Мусаев В.Т. не явился, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, просил дело рассмотреть в его отсутствие, ведет дело через представителя.

Представитель истца Семянников А.С., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО «Братский район» Иванникова Е.С., действующая на основании доверенности, исковые требования Мусаева В.Т. не признала. Суду пояснила, что статьей 326 Трудового кодекса Российской Федерации регулируется компенсация расходов, связанных с переездом, которая предусматривает, что работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом. Таким образом, законодателем была четко сформулирована гарантия именно для лиц, работающих в организациях с федеральным финансированием. В тоже время, в силу многоуровневости бюджетной системы в Российской Федерации, при том, что бюджеты регионов между собой значительно разнятся в объемах средств, также как разнятся и местные бюджеты, с учетом самостоятельности местных бюджетов, федеральным законодателем было предусмотрено, что размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами. На этом основании на уровне Братского района было разработано Положение «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Братском районе и работающих в организациях, финансируемых из районного бюджета» и утверждено решением Братской районной Думы № 32 от 27.04.2005г. Данное решение не было опубликовано по финансовым причинам, а соответственно законной силы не имеет. По существу на данный момент для лиц, работающих в организациях, финансируемых из местного бюджета, размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом не установлен. Но это не означает, что в таком случае на данных лиц должна распространяться прямая гарантия, аналогично предусмотренная для лиц, работающих в организациях с федеральным финансированием, соответственно никакой аналогии закона, как указывает истец, применяться не должно. Права работника в данном случае нарушены лишь в части «неустановления» в отношении него размера, условий, и порядка компенсации расходов органом местного самоуправления, что максимум может быть поводом к обращению в прокуратуру для обязания органа местного самоуправления утвердить такой порядок.

Кроме того, МБУЗ «Братская ЦРБ» является самостоятельным юридическим лицом и являлась работодателем Мусаева В.Т., поэтому администрация МО «Братский район» не является надлежащим ответчиком по данному делу, так как не является работодателем истца, а сама компенсация расходов осуществляется по месту работы, и вытекает из трудовых отношений.

Просила в удовлетворении исковых требований Мусаева Владимира Тофиковича к администрации муниципального образования «Братский район» о признании действий об отказе в компенсации расходов, связанных с переездом к новому месту жительства в другую местность его, и членов его семьи незаконными; взыскании с администрации муниципального образования «Братский район» в пользу Мусаева Владимира Тофиковича стоимость проезда по фактическим расходам и стоимости провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам в размере <данные изъяты> рублей, отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика МБУЗ «Братская Центральная районная больница» Евтушенко К.В., действующий на основании доверенности, исковые требования Мусаева В.Т. не признал. Суду пояснил, что исковые требования Мусаева В.Т. считает незаконными и необоснованными по следующим основаниям.

Статьей 326 Трудового кодекса РФ установлено, что размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из местных бюджетов, устанавливаются органами местного самоуправления.

Для бюджетных организаций на территории Братского района, в том числе и в МБУЗ «Братская ЦРБ», размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, установлены решением Братской районной Думы № 32 от 27.04.2005 г. Этим решением утверждено «Положение о гарантиях и компенсациях для лиц, поживающих в Братском районе и работающих в организациях, финансируемых из районного бюджета», и определено, что решение имеет силу с 1 января 2005 года.

Согласно пункту 6 данного Положения работнику бюджетной сферы, проработавшему в Братском районе не менее 10 лет, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям, за исключением за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше 5 тонн на семью и фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом. Указанные в настоящем пункте гарантии и компенсации предоставляются работнику бюджетной сферы только по основному месту работы.

Согласно пункту 7 и 8 Положения финансирование расходов на реализацию установленных гарантий и компенсаций осуществляется из районного бюджета, а порядок компенсации расходов на предоставление гарантий и компенсаций, установленных Положением для работников бюджетной сферы, устанавливается районной администрацией.

Мусаев В.Т. работал в МБУЗ «Братская ЦРБ» в общей сложности 1 год 11 месяцев 17 дней, то есть менее 10 лет, в связи с чем права на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора не имеет.

МБУЗ «Братская ЦРБ» также не согласно с доводом истца о том, что решение Братской районной Думы № 32 от 27.04.2005 г., утвердившее «Положение о гарантиях и компенсациях для лиц, поживающих в Братском районе и работающих в организациях, финансируемых из районного бюджета», не вступило в силу в связи с тем, что официально не было опубликовано, т.к. согласно п. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Из этого следует, что считаются не вступившими в силу и не могут применяться не все официально неопубликованные нормативные акты, а только те, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина. При этом под правами и свободами человека и гражданина понимаются права и свободы, присущие человеку и гражданину РФ от рождения, и являющиеся неотчуждаемыми. Статья 18, входящая в состав гл. 2 Конституции РФ, устанавливает, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Очевидно, что право работника муниципального бюджетного учреждения, проработавшего в Братском районе не менее 10 лет, на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора, а также другие гарантии и компенсации, установленные Решением Братской районной Думы № 32 от 27.04.2005 г., не является непосредственно действующим правом человека и гражданина и присущим ему от рождения; оно устанавливается для определенной категории работников, проживающих и работающих в определенной местности. Поэтому Решение Братской районной Думы № 32 от 27.04.2005 г. не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина и в связи с этим является действующим и подлежащим применению, несмотря на то обстоятельство, что оно не было официально опубликовано.

В отношении применения аналогии закона, администрация МБУЗ «Братская ЦРБ» считает, что в данном случае аналогия закона применяться не может.

Согласно статьи 6 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Статья 2 ГК РФ устанавливает, что гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Отношения между Мусаевым В.Т. и МБУЗ «Братская ЦРБ», которые возникли в период работы Мусаева В.Т. в МБУЗ «Братская ЦРБ», являются трудовыми, а не гражданско-правовыми; Мусаев В.Т. равно как и МБУЗ «Братская ЦРБ» не относятся к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, следовательно, к отношениям, возникших между ними, не может быть применена аналогия закона.

Просил признать законными и обоснованными действия Администрации МО «Братский район», выразившиеся в отказе компенсации расходов, связанных с переездом к новому месту жительства в другую местность Мусаева Владимира Тофиковича и членов его семьи, в удовлетворении исковых требований Мусаева В.Т. о взыскании с администрации МО «Братский район» в его пользу стоимости проезда по фактическим расходам и стоимости провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам в размере <данные изъяты> рублей, отказать полностью.

.

Выслушав представителей ответчиков, исследовав в судебном заседании материалы дела, суд приходит к следующему..

Согласно ч.1 ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется.

Согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Согласно ст. 164 ТК РФ гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений; компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 165 ТК РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя…

Согласно Постановлению Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 (ред. от 24.04.2007) "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029" (вместе с "Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях", утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029) Братский район Иркутской области отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Согласно ст. 326 ТК РФ работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.

Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, только по основному месту работы.

Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Аналогичные положения содержатся в статье 35 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Таким образом, из анализа приведенных правовых норм следует, что в данном случае полномочия по определению размера, условий и порядка компенсаций расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в связи с выездом на новое место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей лицам, работающим в организациях, финансируемых из местных бюджетов, переданы органам местного самоуправления.

Как следует из копии Устава МБУЗ «Братская ЦРБ», утвержденного Постановлением мэра Братского района № 296 от 29.11.2011 года, учреждение является некоммерческой организацией, учредителем которой является муниципальное образование «Братский район». Учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации, самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика. Обеспечивает соблюдение трудовых прав и гарантий работников Учреждения в порядке, установленном законодательством РФ.

Из копии трудовой книжки *** ***, выписки из приказов, справки главного врача МБУЗ «Братская ЦРБ» следует, что Мусаев В.Т. состоял в трудовых отношениях с МУЗ «Братская ЦРБ» с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** и с **.**.**** по **.**.****. Трудовой договор расторгнут по инициативе работника по пункту 3 части 1 ст. 77 ТК РФ (собственное желание), приказ *** – в от **.**.****

Из письменного ответа начальника Финансового управления Администрации МО «Братский район» ФИО5 от **.**.**** *** на заявление Мусаева В.Т. об оплате расходов, связанных с переездом из г. Братска в ..., следует, что в соответствии с п. 6 решения Братской районной Думы от 27.04.2005 года № 32 «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Братском районе и работающих в организациях, финансируемых из районного бюджета» компенсация расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, производится работнику, проработавшему в бюджетной сфере Братского района не менее 10 лет. Согласно предоставленной отделом кадров МУЗ «Братская ЦРБ» справке стаж работы заявителя составляет 1 года 8 месяцев 4 дня <данные изъяты>), т.е. менее 10 лет. В соответствии с этим оплата произведенных Мусаевым В.Т. расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера, из бюджета муниципального образования «Братский район» не может быть произведена. Документы возвращены без исполнения.

Согласно счет-фактуре № *** от **.**.****, акту № *** от **.**.****, квитанциям ***, *** от **.**.**** Мусаев В.Т. уплатил ООО «<данные изъяты>» за автоуслуги <данные изъяты> рубля.

Согласно кассовым чекам *** от **.**.****, *** от **.**.****, *** от **.**.**** Мусаев В.Т. уплатил ОАО «<данные изъяты>» <данные изъяты> рубля – за пользование контейнерами, непредъявление грузов в соответствии с назначением; <данные изъяты> рублей за непредъявленный груз (контейн.), неисправности поданных контейнеров; <данные изъяты> рублей за наложение и снятие запорно-пломбовых устройств, заполнение накладной за грузоотправление, обеспечение грузоотправления запорно-пломбовыми устройствами, погрузочно-разгрузочные работы.

Согласно оригиналу транспортной железнодорожной накладной *** от **.**.****, описи на перевозку грузов ***, квитанции о приеме груза ***, кассовому чеку *** от **.**.**** Мусаев В.Т. **.**.**** отправил груз для личных бытовых нужд из г. Братска до ст. ... в контейнере весом 3000 кг., за что уплатил провозную плату <данные изъяты> рублей.

Согласно полису страхования грузов В ГЖ ***, квитанции *** от **.**.**** Мусаев В.Т. уплатил <данные изъяты> страховую премию в <данные изъяты> рублей по договору страхования груза личных и бытовых нужд по маршруту <данные изъяты>.

Согласно заказу *** от **.**.****, договору с ОАО «<данные изъяты>» № *** от **.**.****, квитанции ***, квитанции к приходному кассовому ордеру *** от **.**.****, акту от **.**.****, счет-фактурам ***, *** Мусаев В.Т. уплатил за погрузочно-разгрузочные работы, пользование контейнером, хранение грузов, проведение расчетных операций, за перевозку и перевалку грузов, услуги РЖД, экспедирование и логистические услуги, - <данные изъяты> рублей.

Квитанцией-договором *** от **.**.****, квитанцией к приходному кассовому ордеру *** от **.**.****, актом сдачи-приемки оказанных автоуслуг от **.**.****, договором *** от **.**.**** на оказание услуг по экспедированию грузов, счетом-фактурой *** на транспортные экспедиционные услуги от **.**.**** подтверждается, что Мусаев В.Т. уплатил за автоуслуги по перевозке контейнеров от ... <данные изъяты> рублей.

Маршрутными квитанциями электронных билетов ***, ***, *** от **.**.****, квитанциями разных сборов от **.**.**** *** ***, ***, посадочными талонами *** подтверждаются расходы по проезду Мусаева В.Т., ФИО4, ФИО3 по маршруту <данные изъяты> на общую сумму <данные изъяты> рублей, оплата которых произведена Мусаевым В.Т ( <данные изъяты> руб.) и ФИО4 (<данные изъяты> руб.)

Согласно копии свидетельства о заключении брака I-СТ *** Мусаев Владимир Тофикович заключил брак с ФИО2 **.**.****, после заключения брака жене присвоена фамилия – Мусаева.

Копией свидетельства о рождении I-СТ *** подтверждается, что родителями ФИО3, **.**.**** года рождения, являются Мусаев Владимир Тофикович и ФИО4.

Согласно копии свидетельства ***, копии паспортов Мусаев В.Т., ФИО4, ФИО3 зарегистрированы по месту жительства с **.**.**** по адресу: ....

Анализируя представленные доказательства суд установил, что истец Мусаев В.Т. состоял в трудовых отношениях с МУЗ «Братская ЦРБ» с **.**.**** по **.**.****, с **.**.**** по **.**.**** и с **.**.**** по **.**.****. Впоследствии наименование учреждения изменено на МБУЗ «Братская ЦРБ».

Приказом МУЗ «Братская ЦРБ» ***-в от **.**.**** Мусаев В.Т. уволен **.**.**** по инициативе работника по пункту 3 части 1 ст. 77 ТК РФ (собственное желание). Общий стаж работы истца в МБУЗ «Братская ЦРБ» составил 1 год 11 месяцев 17 дней.

**.**.**** Мусаев В.Т. и члены его семьи: жена - ФИО4 и несовершеннолетняя дочь ФИО3 выехали из г. Братска в ... на новое место жительства, где и зарегистрированы в установленном порядке по адресу ... **.**.****. Общие расходы по проезду к новому месту жительства составили <данные изъяты> рублей.

**.**.**** Мусаев В.Т. отправил из г. Братска к новому месту жительства в г ... железнодорожным сообщением груз из личных вещей в контейнере весом 3000 кг. Общие расходы по провозу багажа составили <данные изъяты> рублей.

Указанные обстоятельства и размер понесенных расходов ответчиками не оспариваются.

Обратившись в порядке статьи 326 Трудового кодекса РФ к ответчикам с заявлением о компенсации расходов на проезд и провоз багажа в связи с переездом на постоянное место жительства из местности, приравненной к районам Крайнего Севера в ..., истец от работодателя получил устный отказ, что представителем МБУЗ «Братская ЦРБ» не оспорено, а **.**.**** получил от администрации МО «Братский район» письменный отказ со ссылкой на п. 6 Положения о гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Братском районе и работающих в организациях, финансируемых из районного бюджета, утвержденного решением Братской районной Думы № 32 от 27.04.2005 года «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Братском районе и работающих в организациях, финансируемых из районного бюджета», согласно которому компенсация расходов, связанных с переездом, производится работнику бюджетной сферы, проработавшему в Братском районе не менее 10 лет.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Муниципальное учреждение здравоохранения «Братская центральная районная больница» (в дальнейшем в связи с переименованием – Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Братская центральная районная больница») учреждено Муниципальным образованием «Братский район» и финансируется соответственно из местного (муниципального) бюджета.

Из копии решения Братской районной Думы № 32 от 27.04.2005 года «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Братском районе и работающих в организациях, финансируемых из районного бюджета» следует, что указанным решением утверждено Положение о гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Братском районе и работающих в организациях, финансируемых из районного бюджета.

В силу пункта 2 указанного решения оно имеет силу с 01.01.2005 года и подлежит официальному опубликованию в газете «Знамя».

Согласно п. 6 Положения о гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Братском районе и работающих в организациях, финансируемых из районного бюджета, следует, что работнику бюджетной сферы, проработавшему в Братском районе не менее 10 лет, членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям, за исключением за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше 5 тонн на семью и фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом. Указанные в настоящем пункте гарантии и компенсации предоставляются работнику бюджетной сферы только по основному месту работы.

Из письменного сообщения мэра Братского района от 03.04.2012 года № 581 следует, что Решение Братской районной Думы № 32 от 27.04.2005 года «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Братском районе и работающих в организациях, финансируемых из районного бюджета» опубликовано не было.

Согласно п. 2 и п. 3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними других граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

В соответствии с п. 8. ст. 46 Устава Муниципального образования «Братский район» решения Думы Братского района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Таким образом, суд находит, что решение Братской районной Думы № 32 от 27.04.2005 года «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Братском районе и работающих в организациях, финансируемых из районного бюджета» об утверждении Положения о гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в Братском районе и работающих в организациях, финансируемых из районного бюджета, подлежало официальному опубликованию, однако опубликовано не было, следовательно, в силу не вступило и применению не подлежит.

При этом доводы представителя ответчика МБУЗ «Братская ЦРБ» о том, что названное решение Братской районной Думы не затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина и в связи с этим является действующим и подлежащим применению, несмотря на то обстоятельство, что оно не было официально опубликовано, суд находит несостоятельными.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7), труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1); каждому гарантируется право на охрану здоровья (статья 41, часть 1).

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 09.02.2012г. № 2-П, провозглашая право каждого на охрану здоровья, Конституция Российской Федерации исходит из того, что здоровье человека является высшим неотчуждаемым благом, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а следовательно, его сохранение и укрепление играют основополагающую роль в жизни общества и государства. Этим предопределяется характер обязанностей государства, признающего свою ответственность за сохранение и укрепление здоровья людей, и, соответственно, содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией гражданами указанных конституционных прав, что в сфере труда требует от законодателя помимо установления мер, направленных на охрану здоровья работников непосредственно в процессе трудовой деятельности, введения для тех из них, кто осуществляет трудовую деятельность и проживает в неблагоприятных природно-климатических условиях, дополнительных гарантий, призванных компенсировать воздействие на их здоровье обусловленных этими условиями факторов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что органом местного самоуправления – МО «Братский район» - не определены размер, порядок и условия предоставления компенсаций расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из местного бюджета.

Вместе с тем, доводы ответчиков о том, что на лиц, работающих в организациях, финансируемых из местного бюджета, в случае, если органом местного самоуправления не определены размер, порядок и условия предоставления компенсаций расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, не должны распространяться прямые гарантии, предусмотренные законом для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, суд находит необоснованными.

Принимая во внимание, что работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях связана с неблагоприятным воздействием на организм человека различных природно-климатических факторов, суд находит, что компенсация расходов по переезду является государственной гарантией по возмещению дополнительных физиологических и материальных затрат в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях.

В силу части 1 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации льготы и компенсации для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, предусмотренные в главе 50 ТК РФ, являются обеспечиваемым государством уровнем трудовых прав, свобод и гарантий работникам, независимо от того, с каким работодателем они состоят в трудовых отношениях. Уровень этих гарантий и компенсаций установлен федеральным законом и не может быть снижен в зависимости от условий финансового обеспечения деятельности работодателей различных организационных форм.

В соответствии со статьей 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" как специальный закон, устанавливающий гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, предусматривает, что гарантии и компенсации для таких лиц, являющихся работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливаются соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, для работников организаций, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом (часть третья статьи 1).

До 1 января 2005 г. Трудовым кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, было предоставлено право на компенсацию расходов на переезд и провоз багажа к новому месту жительства за счет средств работодателя, независимо от форм собственности организаций.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и 326 Трудового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, прямо установлены для работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

В соответствии с частью 5 ст. 326 Трудового кодекса РФ размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Таким образом, положение части 5 статьи 326 Трудового кодекса Российской Федерации, по своему буквальному смыслу, требует установления органами местного самоуправления размера, условий и порядка компенсации расходов на переезд и стоимость провоза имущества из районов Крайнего Севера для организаций, финансируемых из местного бюджета. Это означает, что на органы местного самоуправления возлагается обязанность устанавливать правила выплаты такой компенсации, которая предполагает, соответственно, и их обязанность осуществлять финансирование необходимых выплат организациями, финансируемыми из местного бюджета.

Невыполнение органом местного самоуправления установленной федеральным законодательством обязанности ухудшает правовое положение истца и нарушает требования трудового законодательства, в связи с чем не может служить основанием для отказа работодателя в предоставлении гарантированных государством льгот и компенсаций.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что согласно приведенным выше правовым нормам в их взаимосвязи, истец имеет право на компенсацию понесенных расходов в связи с переездом к новому месту жительства в другую местность по фактическим расходам и компенсацию стоимости провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.

Указанная компенсация расходов подлежит взысканию в пользу Мусаева В.Т. с ответчика МБУЗ «Братская центральная районная больница», поскольку именно с ним истец состоял в трудовых отношениях.

Размер понесенных расходов в общей сумме составляет <данные изъяты> рублей, истцом подтвержден документально, ответчиком не оспорен.

В удовлетворении исковых требований Мусаева В.Т. к администрации МО «Братский район» следует отказать.

Согласно ст. 393 Трудового кодекса РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

В силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем с ответчика МБУЗ «Братская центральная районная больница» подлежит взысканию в доход государства госпошлина в размере <данные изъяты> рублей, исчисленная в соответствии с требованиями ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Мусаева Владимира Тофиковича удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Братская Центральная районная больница» в пользу Мусаева Владимира Тофиковича стоимость проезда к новому месту жительства в другую местность и стоимость провоза багажа в сумме <данные изъяты> копеек.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Братская ЦРБ» государственную пошлину в госдоход в размере <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении иска Мусаева Владимира Тофиковича к Администрации МО «Братский район» о признании незаконными действий, выразившихся в отказе компенсации расходов, связанных с переездом к новому месту жительства в другую местность, взыскании стоимости проезда и провоза багажа - отказать.

Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Гапеевцева М.А.