Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Братск 07 марта 2012 года Братский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Гапеевцевой М.А., при секретаре Ковалик Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-56/2012 по иску прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Братский район» об обязании обеспечить финансирование муниципального общеобразовательного учреждения «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» для оплаты образовавшейся задолженности перед Обществом с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» за потребленную электроэнергию, УСТАНОВИЛ: Прокурор Братского района обратился в Братский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации муниципального образования «Братский район» ( далее по тексту - Администрация МО «Братский район») об обязании обеспечить финансирование муниципального образовательного учреждения «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» (далее по тексту - МОУ «Кузнецовская СОШ») для оплаты образовавшейся задолженности перед Обществом с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» (далее по тексту – ООО «Иркутская Энергосбытовая компания») за потребленную электроэнергию в размере <данные изъяты> руб. в срок до **.**.****. В обоснование иска прокурор Братского района указал, что прокуратурой Братского района проведена проверка исполнения законодательства жизнеобеспечения граждан, в ходе которой установлено следующее. Между МОУ «Кузнецовская СОШ» и ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» заключен муниципальный контракт энергоснабжения потребителя, финансируемый из местного бюджета № 8039 от 01.01.2011г.По условиям договора МОУ «Кузнецовская СОШ» должно ежемесячно производить оплату за потребленную электроэнергию. Однако, МОУ «Кузнецовская СОШ» свои обязательства по оплате за потребленную электроэнергию не исполняет, что по состоянию на **.**.**** привело к образованию задолженности перед ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» в размере <данные изъяты> руб. О том, что МОУ «Кузнецовская СОШ» имеет задолженность перед ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» свидетельствует информация начальника финансового управления МО «Братский район» от **.**.****, а также справка ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» от **.**.**** о состоянии платежей по муниципальному контракту энергоснабжения *** от **.**.**** В соответствии со статьей 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении. В соответствии с п. 1.1. муниципального контракта энергоснабжения *** от **.**.**** определен порядок взаимоотношений Сторон по вопросам отпуска, использования и оплаты электрической энергии, их обязанности, права и взаимную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, принятых по настоящему договору. В соответствии с п. 5.3. муниципального контракта энергоснабжения *** от **.**.**** расчетным периодом является месяц. В соответствии со ст.544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Статьей 539 ГК РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятые ресурсы. Порядок расчетов определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ч. 2 ст. 544 ГК РФ). В случае, если абонентом по договору электроснабжения является юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке в случае, если абонент допустил существенное нарушение условий договора, в том числе и допустил неоднократные нарушения сроков оплаты потребляемой им электроэнергии. В соответствии с требованиями ст. 309, 341 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона. В связи с неисполнением МОУ «Кузнецовская СОШ» обязательств по муниципальному контракту энергоснабжения *** от **.**.**** ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» **.**.**** и **.**.**** уведомило потребителя о предстоящем введении ограничения режима потребления электроэнергии, однако фактических ограничений режима потребления электроэнергии не производилось, так как данные уведомления носили предупредительный характер и впоследствии были отменены. В силу статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации. По правилам статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическом благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. В силу ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. органы местного самоуправления, создавая муниципальные предприятия и учреждения, обязаны осуществлять их финансирование. Учреждения образования, здравоохранения не являются коммерческими организациями и не имеют иных источников доходов. На основании Закона Иркутской области от 02.12.2004г. № 71-оз «О статусе и границах муниципальных образований Братского района Иркутской области» муниципальное образование «Братский район» наделено статусом муниципального района. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района. В соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования решаются населением и или органами местного самоуправления самостоятельно. На территории муниципального образования «Братский район» органом местного самоуправления является Администрация МО «Братский район». Согласно ст. 67 Устава МО «Братский район» (в ред. Решения Думы Братского района «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Братский район» № 78 от 27. 04. 2011 года) муниципальное образование «Братский район» может создавать муниципальные предприятия и учреждения Братского района, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий Братского района устанавливает Дума Братского района. В порядке, установленном Думой Братского района, администрацией Братского района, мэр Братского района, осуществляющий функции и полномочия учредителя, принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, учреждений, утверждает их уставы, определяет в уставах цели, условия и порядок их деятельности, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных организаций, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами. В связи с тем, что МОУ «Кузнецовская СОШ» является муниципальным учреждением, обязанность по его финансированию лежит на учредителе - администрации Муниципального образования «Братский район». По смыслу вышеуказанных положений законодательства, реализуя полномочия по предоставлению общего и дошкольного образования администрация муниципального района обязана создавать надлежащие финансовые условия выполнения образовательными учреждениями уставных задач, включая достаточное финансирование муниципальных учреждений в части оплаты потребляемой электроэнергии с целью недопущения ограничения их подачи, угрожающей здоровью учащихся и воспитанников образовательных учреждений, затрудняющей или делающей невозможным осуществление образовательного процесса. Недофинансирование МОУ «Кузнецовская СОШ» повлекло образование задолженности по оплате потребленной электроэнергии, что явилось основанием для предупреждения энергоснабжающей организацией о введении ограничения подачи электроэнергии. Введение ограничения подачи электроэнергии может создать угрозу здоровью неопределенного круга лиц: учащихся, воспитанников и граждан, выполняющих трудовые функции в данных учреждении, то есть нарушения прав, гарантированных ст. 37, 41, 43 Конституции Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании», Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В силу статьи 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрен способ защиты права: присуждение к исполнению обязанности в натуре. В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Согласно части четвертой статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. В судебном заседании **.**.**** помощник прокурора Братского района Иркутской области Каминский А.В. уточнил заявленные исковые требования в части периода и суммы задолженности за потребленную электроэнергию, и в связи с изменением организационно-правовой формы третьего лица, просил суд обязать администрацию МО «Братский район» обеспечить финансирование муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» для оплаты образовавшейся задолженности перед ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» за потребленную электроэнергию в размере <данные изъяты> руб. в срок 30 дней со дня вступления в законную силу судебного решения. Определением суда от **.**.**** изменено наименование третьего лица Муниципального общеобразовательного учреждения «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» на Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа». В судебном заседании **.**.**** помощник прокурора Братского района Иркутской области Каминский А.В. повторно уточнил исковые требования, просил суд обязать администрацию МО «Братский район» обеспечить финансирование МКОУ «Кузнецовская СОШ» для оплаты образовавшейся задолженности перед ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» за потребленную электроэнергию за период **.**.**** в размере <данные изъяты> руб. в срок 30 дней со дня вступления в законную силу судебного решения. В судебном заседании помощник прокурора Каминский А.В., действующий на основании прав по должности, уточненные исковые требования поддержал, суду пояснил, что прокуратурой Братского района проведена проверка исполнения законодательства жизнеобеспечения граждан, в ходе которой установлено, что между МОУ «Кузнецовская СОШ» и ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» заключен муниципальный контракт энергоснабжения потребителя, финансируемый из местного бюджета *** от **.**.**** По условиям договора МОУ «Кузнецовская СОШ» должно ежемесячно производить оплату за потребленную электроэнергию. Однако МКОУ «Кузнецовская СОШ» свои обязательства по оплате за потребленную электроэнергию не исполняет, что по состоянию на **.**.**** привело к образованию задолженности перед ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» в размере <данные изъяты> руб. Наличие задолженности МКОУ «Кузнецовская СОШ» перед ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» подтверждается информацией начальника финансового управления МО «Братский район» от **.**.****, а также справкой ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» от **.**.**** о состоянии платежей по муниципальному контракту энергоснабжения *** от **.**.**** В связи с неисполнением МКОУ «Кузнецовская СОШ» обязательств по муниципальному контракту энергоснабжения *** от **.**.**** ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» **.**.**** и **.**.**** уведомило потребителя о предстоящем введении ограничения режима потребления электроэнергии, однако фактических ограничений режима потребления электроэнергии не производилось, так как данные уведомления носили предупредительный характер и впоследствии были отменены. На территории муниципального образования «Братский район» органом местного самоуправления является администрация МО «Братский район». В связи с тем, что МКОУ «Кузнецовская СОШ» является муниципальным учреждением, обязанность по его финансированию лежит на учредителе - администрации Муниципального образования «Братский район». По смыслу вышеуказанных положений законодательства, реализуя полномочия по предоставлению общего и дошкольного образования администрация муниципального района обязана создавать надлежащие финансовые условия выполнения образовательными учреждениями уставных задач, включая достаточное финансирование муниципальных учреждений в части оплаты потребляемой электроэнергии с целью недопущения ограничения их подачи, угрожающей здоровью учащихся и воспитанников образовательных учреждений, затрудняющей или делающей невозможным осуществление образовательного процесса. Недофинансирование МКОУ «Кузнецовская СОШ» повлекло образование задолженности по оплате потребленной электроэнергии, что явилось основанием для предупреждения энергоснабжающей организацией о введении ограничения подачи электроэнергии. Введение ограничения подачи электроэнергии может создать угрозу здоровью неопределенного круга лиц: учащихся, воспитанников и граждан, выполняющих трудовые функции в данных учреждении, то есть нарушения прав, гарантированных ст. 37, 41, 43 Конституции Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании», Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Просил обязать администрацию МО «Братский район» обеспечить финансирование МКОУ «Кузнецовская СОШ» для оплаты образовавшейся задолженности перед ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» за потребленную электроэнергию за период июнь 2011 года, август 2011 года, сентябрь 2011 года, октябрь 2011 года, ноябрь 2011 года, январь 2012 года в размере 1939873, 67 руб. в срок 30 дней со дня вступления в законную силу судебного решения. В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО «Братский район» Иванникова Е.С., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Братского района не признала. Суду пояснила, что в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 27 Федерального закона от **.**.**** N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор - рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. По смыслу норм указанных выше статей закона в своей взаимосвязи между собой, прокурор вправе обратиться в суд в случае именно нарушенного права граждан или неопределенного круга лиц. В случае с МКОУ «Кузнецовская СОШ» речь о нарушенном праве граждан не идет, поскольку электроэнергию учреждение, несмотря на свою задолженность, продолжает получать на уровне прежних показателей. Образовательный процесс нарушен не был, все участники образовательного процесса, как обучающиеся, так и преподаватели, продолжают соответственно получать и предоставлять образовательные услуги. В связи с этим считает обращение прокурора в суд с заявлением - не правомерным и поспешным, поскольку в речи о уже нарушенном праве граждан не идет. В данном случае в действиях прокуратуры имеет место злоупотребление нормой ст. 45 ГПК РФ. Прокурору следовало бы воспользоваться специально предусмотренной законом мерой воздействия превентивного вмешательства, а именно, направить письменное предостережение о недопустимости нарушения закона, предусмотренное ст. 25.1 закона от **.**.**** N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Так, в предпоследнем абзаце описательно-мотивировочной части заявления, прокуратурой указано, что он действует «в целях предупреждения причинения вреда», при этом в ст. 25.1 закона от **.**.**** N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прямо указано «В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона». Кроме того в заявлении прокурора не указано на основании чего была проведена проверка, при том, что законом установлено следующее: «проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором». Также считает, что прокуратура Братского района явно превысила пределы допустимого вмешательства, поскольку по своей сути исковое заявление подано не в защиту неопределенного круга лиц, а скорее в защиту коммерческой организации. Данное обстоятельство прослеживается по тексту заявления, где в перечне лиц, участвующих в деле указано - третье лицо на стороне истца: ООО «Иркутская Энергосбытовая компания». Данное обстоятельство недопустимо со стороны надзорного органа, поскольку противоречит ГПК РФ, закону «О прокуратуре», а также подрывает основные принципы противодействия коррупции. Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от **.**.**** N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" коррупция - это а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица. ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» вправе и способно самостоятельно осуществить защиту своих гражданских прав обратившись в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании задолженности за электроэнергию. А вот ограничение подачи, полное или частичное, напротив приведет к нарушению прав несовершеннолетних учащихся, которое будет являться злоупотреблением своим правом, и доминированием в правовых отношениях по отношению к обучающимся, а также их родителям, законным представителям. Так, согласно ч.1.2 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление положением на рынке. Аналогичные положения закреплены в ст. 10 Федерального закона «О конкуренции», закрепляющей действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. Также считает, что заявленные требования - «обязать обеспечить финансирование», дублируют закон, и самостоятельно выдвигаться не должны, поскольку вначале необходимо признать бездействие органа местного самоуправления в определенной сфере деятельности незаконным, и лишь после заявлять требования об обязании. Кроме того, заявленная сумма требований <данные изъяты> руб. не соответствует справке финансового управления администрации МО «Братский район», в которой указана сумма долга в размере <данные изъяты> руб. Вместе с тем, обоснованный расчет, подтверждающий указанную в справке сумму задолженности в размере <данные изъяты> представить не имеет возможности. Просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме. В судебное заседание представитель третьего лица ООО «Иркутскэнергосбыт» Спицына Л.Н., действующая на основании доверенности, не явилась, представила суду заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании исковые требования прокурора ... поддержала. Суду пояснила, что по состоянию на **.**.**** задолженность Муниципального общеобразовательного учреждения «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» за электрическую энергию составляла - <данные изъяты> коп. В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В соответствии с п. 1.1. муниципального контракта энергоснабжения *** определяет порядок взаимоотношений Сторон по вопросам отпуска, использования и оплаты электрической энергии, их обязанности, права и взаимную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, принятых по настоящему контракту. В соответствии с п.5.3. муниципального контракта расчетным периодом и оплата потребленной электрической энергии расчетным периодом является месяц. Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено следующее, по контракту энергоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а Абонент обязуется оплачивать принятые ресурсы. Порядок расчетов определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В силу положений абзаца второго пункта 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация наделена правом на прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате. Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов установлен Постановлением Правительства РФ *** от **.**.**** Указанный Порядок является льготным и распространяется на организации - потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен. Законодательством прямо установлена возможность ограничения подачи энергии. Денежные средства, поступающие от потребителей энергоресурсов, являются единственным финансовым источником для осуществления нормальной и безопасной деятельности Энергоснабжающей организации. Наличие задолженности по оплате энергоресурсов является препятствием для осуществления в полном объеме производственно-хозяйственной деятельности ООО «Иркутская энергосбытовая компания», что ставит под угрозу надежность энергоснабжения потребителей, расположенных на территории Иркутской области. Ненадлежащее исполнение МКОУ «Кузнецовская СОШ» договорных обязательств повлекло выдачу уведомления о предстоящем введении частичного ограничения электропотребления в отношении потребителя МКОУ «Кузнецовская СОШ», фактически ограничение электропотребления не вводилось, так как данные уведомления носили предупредительный характер. МКОУ «Кузнецовская СОШ» является муниципальным учреждением, обязанность по его финансированию лежит на учредителе - администрации муниципального образования «Братский район». В **.**.****. в Арбитражный суд Иркутской области ООО «Иркутскэнергосбыт» подан иск к МКОУ «Кузнецовская СОШ» о взыскании суммы задолженности за потребленную электроэнергию, решение судом еще не принято. В случае отсутствия оплаты задолженности по электроэнергии ООО «Иркутскэнергосбыт» будет вынуждено произвести ограничение подачи электроэнергии на 50 %. Учитывая социальный аспект, введение ограничения подачи электроэнергии может создать угрозу здоровью граждан: учащихся, граждан, выполняющих трудовые функции в данном учреждении, нарушение их Конституционных прав, санитарно-эпидемиологического благополучия. Представитель третьего лица МКОУ «Кузнецовская СОШ» Киселев В.Д., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора Братского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Братский район» об обязании обеспечить финансирование МКОУ «Кузнецовская СОШ» для оплаты образовавшейся задолженности перед ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» за потребленную электроэнергию за период **.**.**** года в размере <данные изъяты> руб. в срок 30 дней со дня вступления в законную силу судебного решения, поддержал. Суду пояснил, что между МОУ «Кузнецовская СОШ» и ООО «Иркутскэнергосбыт» заключен муниципальный контракт *** от **.**.**** энергоснабжения потребителя, финансируемого из местного бюджета с присоединенной мощностью до 750 кВА. Согласно данному контракту МКОУ «Кузнецовская СОШ» обязана ежемесячно производить оплату за потребленную электроэнергию. В соответствии с п. 1.8 Устава МКОУ «Кузнецовская СОШ» вправе заключать и оплачивать муниципальные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет средств, от имени Администрации МО «Братский район» в пределах доведенных Учреждению лимитов бюджетных средств, если иное не установлено действующим законодательством, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Однако Администрация МО «Братский район» не полностью финансирует МКОУ «Кузнецовская СОШ», что привело к образованию задолженности перед ОАО «Иркутскэнергосбыт». Подтвердил, что оплата за потребленную электроэнергию не производилась за периоды: июнь, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2011г. За декабрь 2011г. задолженность была погашена. Однако в настоящее время уже образовалась задолженность и за январь 2012 г. В связи с тем, что оплата производится не полностью ОАО «Иркутскэнергосбыт» уведомило МКОУ «Кузнецовская СОШ» о предстоящем введении ограничения режима потребления электроэнергии, что приведет к полной остановке учебного процесса. В школе имеется собственная котельная, столовая, компьютерные классы, работа которых напрямую зависит от электроснабжения. В случае отсутствия финансирования Администрацией МО «Братский район» МКОУ «Кузнецовская СОШ» и введения ограничения подачи электроэнергии возникнет угроза здоровью учащихся, воспитанников, учителей и других работников школы, а также под угрозу будет поставлен весь образовательный процесс. Выслушав пояснения прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Согласно ч. 2 ст. 41 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. В соответствии с ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно ч. 2 ст. 546 ГК РФ, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. В соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006г. N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии между гарантирующим поставщиком и покупателем электрической энергии гарантирующий поставщик обязуется отпустить (поставить) электрическую энергию покупателю, а покупатель обязуется оплатить приобретаемую электрическую энергию. В соответствии с п. 161 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006г. N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", ограничение режима потребления может вводиться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии. Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.01.1998г. N 1 "О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов", настоящий Порядок является льготным и распространяется на организации - потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен. Не подлежит ограничению ниже аварийной (технологической) брони или прекращению подача топливно-энергетических ресурсов организациям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. В соответствии с приложением № 6 к Постановлению Правительства РФ от 31.08.2006г. N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", в перечень потребителей электрической энергии отдельных объектов, ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается, входят объекты органов государственной власти и управления, медицинские учреждения и учреждения социального обеспечения, организации связи, государственные учреждения ветеринарии. В соответствии со ст. 3 Закона Иркутской области от 02.12.2004г. N 76-оз "О статусе и границах муниципальных образований Братского района Иркутской области", муниципальное образование "Братский район" наделено статусом муниципального района. Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета; создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района. В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа. Согласно муниципальному контракту № 8039 между ООО «Иркутскэнергосбыт» и МОУ «Кузнецовская СОШ» определен порядок взаимоотношений сторон по вопросам отпуска, использования и оплаты электрической энергии, их обязанности, права и взаимная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, принятых по настоящему контракту (п. 1.1). Действие контракта распространяется на отношения, фактически возникшие между сторонами с 01.01.2011 года, заключен на срок по 31.12.2011 года (п. 9.2). В соответствии с п.п. «а» п. 2.15 контракта гарантирующий поставщик в порядке, установленном законом и иными нормативными правовыми актами, имеет право приостановить исполнение обязательств по договору (вводить полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии) после соответствующего предупреждения потребителя в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии. Согласно п. 3.1 контракта потребитель обязан оплачивать принятую от гарантирующего поставщика электрическую энергию. Согласно справке о состоянии платежа от **.**.**** следует, что задолженность по оплате электроэнергии МОУ «Кузнецовская СОШ» составляет <данные изъяты> рублей. Из копий уведомлений *** от **.**.****, *** от **.**.**** следует, что ООО «Иркутскэнергосбыт» уведомило МОУ «Кузнецовская СОШ» об осуществлении контроля за введением частичного ограничения режима потребления в связи с задолженностью по оплате использованных энергоресурсов в сумме <данные изъяты> руб. Согласно информации Финансового управления администрации МО «...» от **.**.**** кредиторская задолженность МОУ «Кузнецовская СОШ» перед ОАО «Иркутскэнерго» по состоянию на **.**.**** составляет <данные изъяты> руб. Согласно выписке из Устава муниципального образования «Братский район» (ст. 7 п. 3), в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Братского района самостоятельно осуществляют полномочия по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями. Из Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» следует, что МКОУ «Кузнецовская СОШ» - правопреемник Кузнецовской средней общеобразовательной школы(п.п. 1.1), является некоммерческой организацией (п.п. 3.1), учредитель которой - МО «Братский район» (п.п. 3.2), права собственника имущества и учредителя осуществляет администрация МО «Братский район» (п.п. 2.1). Согласно п. 1.2 Устава ООО «Иркутскэнергосбыт» Общество является юридическим лицом. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Иркутскэнергосбыт» от **.**.**** является действующим юридическим лицом. Согласно платежному поручению *** от **.**.**** МКОУ «Кузнецовская СОШ» произведена оплата за электроэнергию за **.**.**** года в сумме <данные изъяты> руб. Согласно справке о состоянии платежа от **.**.**** следует, что задолженность по оплате электроэнергии МОУ «Кузнецовская СОШ» составляет <данные изъяты> рублей. Согласно справке финансового управления Администрации МО «Братский район» от **.**.**** задолженность МКОУ «Кузнецовская СОШ» по состоянию на **.**.**** составляет <данные изъяты> руб. Согласно справке о состоянии платежей за электроэнергию по МКОУ «Кузнецовская СОШ» задолженность на **.**.**** составляет <данные изъяты> коп. Анализируя представленные доказательства, суд установил, что между ООО «Иркутскэнергосбыт» и МОУ «Кузнецовская СОШ» заключен муниципальный контракт энергоснабжения ***, в соответствии с которым сторонами определен порядок взаимоотношений сторон по вопросам отпуска, использования и оплаты электрической энергии, их обязанности, права и взаимную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, принятых по настоящему контракту; определено право ООО «Иркутскэнергосбыт» приостановить исполнение обязательств по договору (вводить полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии) после соответствующего предупреждения потребителя в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии; определена обязанность потребителя оплачивать принятую от гарантирующего поставщика электрическую энергию. ООО «Иркутскэнергосбыт» является действующим юридическим лицом, зарегистрировано в установленном законом порядке, имеет Устав. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» - юридическое лицо, в связи с изменением организационно-правовой формы является правопреемником муниципального общеобразовательного учреждения Кузнецовская средняя общеобразовательная школа. Следовательно, муниципальным контрактом энергоснабжения подтверждаются договорные отношения между МКОУ «Кузнецовская СОШ» и ООО «Иркутскэнергосбыт» на отпуск и потребление электрической энергии. Обязанность производить оплату электроэнергии за фактически принятое абонентом количество энергии законом возложена на МКОУ «Кузнецовская СОШ», финансировать которое должна администрация МО «Братский район», являющаяся учредителем МКОУ «Кузнецовская СОШ». Вместе с тем, ответчик Администрация МО «Братский район» ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по финансированию МКОУ «Кузнецовская СОШ», о чем свидетельствует образовавшаяся у него перед ООО «Иркутскэнергосбыт» задолженность по оплате за фактически принятое количество энергии за период: **.**.**** года в размере <данные изъяты> руб. Суд находит, что ненадлежащее исполнение Администрацией МО «Братский район» обязательств по финансированию МКОУ «Кузнецовская СОШ» для оплаты образовавшейся задолженности за потребляемую электроэнергию может повлечь введение частичного ограничения режима потребления электроэнергии, а в случае неоплаты (неполной оплаты) задолженности - полного ограничения режима потребления электроэнергии, что, учитывая социальный статус абонента – общеобразовательная школа - может негативно отразиться на осуществлении общеобразовательного процесса учащихся, а также на организации условий труда трудового коллектива общеобразовательной школы. Введение ограничения подачи электроэнергии энергоснабжающей организацией создает угрозу здоровью неопределенного круга лиц: учащихся, воспитанников и граждан, выполняющих трудовые функции в общеобразовательном учреждении, что приведет к нарушению их прав, гарантированных ст. ст. 37, 41, 43 Конституции РФ, а также предусмотренных ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно ст. 1 которого, под санитарно-эпидемиологическом благополучии населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. К социальным факторам среды обитания человека отнесены такие как питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья. Доводы представителя ответчика Администрации МО «Братский район» о том, что пределы прокурорского вмешательства в данном случае превышены суд находит несостоятельными, поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре», в случае нарушения прав значительного числа граждан либо если в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Обратившись в суд с данным исковым заявлением, прокурор выступил в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (учащихся и воспитанников и лиц, находящихся в трудовых отношения с МКОУ «Кузнецовская СОШ»). Несостоятельными являются также доводы представителя ответчика Администрации МО «Братский район» о том, что прокурором Братского района заявлен иск в интересах коммерческой организации, поскольку исковые требования прокурора Братского района направлены в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – учащихся, воспитанников и педагогов МКОУ «Кузнецовская СОШ», а не в интересах Общества с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания». Довод представителя ответчика Администрации МО «Братский район о том, что размер задолженности МКОУ «Кузнецовская СОШ» перед Обществом с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» составляет <данные изъяты> рублей суд не принимает во внимание, поскольку указанный размер задолженности не подтвержден расчетами, противоречит исследованной в судебном заседании справке о состоянии платежа Братского отделения ИЭС Электроэнергия от **.**.**** с указанием суммы долга по месяцам за спорный период и ответчиком не оспорен. Оценив исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Братского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Братский район» об обязании обеспечить финансирование МКОУ «Кузнецовская СОШ» для оплаты задолженности за потребленную электроэнергию, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования «Братский район» обеспечить финансирование муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Кузнецовская средняя общеобразовательная школа» для оплаты перед Обществом с ограниченной ответственностью «Иркутская Энергосбытовая компания» за потребленную электроэнергию в размере <данные изъяты> рублей за период: **.**.**** года, в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья Гапеевцева М.А.