Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Братск 04 мая 2012 года Братский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Паршиной Т.А. при секретаре Бурда Н.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда гражданское дело № 2-520/2012 по иску Степулевой Юлии Владимировны к Муниципальному унитарному предприятию «Добчурское жилищно-коммунальное хозяйство» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, УСТАНОВИЛ: Степулева Ю.В. обратилась в Братский районный суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Добчурское жилищно – коммунальное хозяйство» (далее МУП «Добчурское ЖКХ») о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, указав в обоснование иска, что она работает в МУП «Добчурское ЖКХ» <данные изъяты> и по совместительству <данные изъяты>. Работодатель ежемесячно недоплачивает ей заработную плату, занижает МРОТ. С **.**.****. она борется с тем, чтобы работодатель начислял ей заработную плату с учетом минимального размера оплаты труда. Соответственно неверно начислены все доплаты и надбавки компенсационного характера, стимулирующие выплаты, поощрительные. За полностью отработанную норму рабочего времени её заработная плата составляет ниже минимального размера оплаты труда. В связи с чем, ей незаконно недоплачено: за **.**.****. – 7375 руб. 46 коп.; за **.**.****. - 6658 руб. 85 коп.; за **.**.****. – 3233 руб. 09 коп., а всего 17267 руб. 40 коп. Истец Степулева Ю.В. в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. Представитель истца Чернюк Н.Н., действующая на основании доверенности исковые требования своей доверительницы поддержала в полном объеме и суду пояснила, что заработная плата истца за **.**.****. ниже минимального размера оплаты труда. Истцу недоплачено: за **.**.****. – 7375 руб. 46 коп.; за **.**.****. - 6658 руб. 85 коп.; за **.**.****. – 3233 руб. 09 коп., а всего 17267 руб. 40 коп. Представитель ответчика МУП «Добчурское ЖКХ» в судебное заседание не явился, будучи извещен о месте и времени рассмотрения дела, об уважительных причинах неявки суд не известил, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просил. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 2 ст.7, ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности. Заработная плата конкретного работника, согласно статьи 135, ч.1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда. Из приведенных норм следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных). При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должно в равной мере соблюдаться правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Согласно ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ N82-ФЗ от **.**.**** «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с **.**.**** установлен в размере 4330 руб., с **.**.**** установлен в размере 4611 рублей в месяц. Согласно ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В соответствии со 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Также в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Из системного толкования вышеуказанных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации в отношении оплаты труда гражданам в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, данные компенсации, исходя из характера и целевой направленности не могут поглощаться размером минимальной заработной платы, установленной для всех граждан Российской Федераций независимо от места их проживания. Суд считает, что включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и районной северной надбавки, приведет к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и районная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства РФ и норм международного трудового права. Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от **.**.**** также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Братский район Иркутской области является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которую распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». Следовательно, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Таким образом, суд приходит к выводу, что законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории Российской Федерации. Следовательно, размер заработной платы истца Степулевой Ю.В. если ею отработана полностью месячная норма рабочего времени по одной полной ставке, в **.**.**** г. не может быть менее 4330 руб. с начислением на указанную сумму районного коэффициента (40%) и северной надбавки (50%), то есть менее 8227 рублей и с **.**.**** г. не может быть менее 4611 рублей с начислением на указанную сумму районного коэффициента (40%) и северной надбавки (50%), то есть менее 8760,9 рублей. Приказом *** от **.**.****, трудовым договором от **.**.**** подтверждается, что Степулева Ю.В. работает <данные изъяты>. Из трудового договора, заключенного между истцом и ответчиком, штатного расписания на **.**.**** следует, что за выполнение работы выплачивается часовая тарифная ставка за фактически отработанное время – 11,47 руб., районный коэффициент – 40%, северная надбавка – 50%, ночные – 40% от тарифной ставки, праздничные в двойном размере. Согласно представленным расчетным листам, справке, расчету Степулевой Ю.В. в **.**.**** начислено по основной работе с учетом часовой тарифной ставки, коэффициента, процентной надбавки, оплаты работы в ночные часы и праздничные дни, премиальных выплат, выслуги лет заработная плата в размере 6625,60 рублей, в **.**.**** – 12017,71 руб.; в **.**.**** – 3192,37 руб. Судом произведен следующий расчет задолженности по заработной плате Степулевой Ю.В. за **.**.****. Должностной оклад, исходя из минимального размера оплаты труда, в размере 4330 руб., на который начисляются: 50% надбавка за работу в районах Крайнего Севера и 40% районный коэффициент. Расчет недоначисленной заработной платы Степулевой Ю.В. за **.**.**** года выглядит следующим образом. В **.**.**** истцом отработана полная норма рабочего времени – 144 часа, из них ночных – 48 часов. Должно быть начислено: 4330 руб. Ночные: 48 х 11,45 (28,63 х 40%)= 549,60 руб., Увеличение объема работ 511,81 руб. Итого: 4330 + 549,60 + 511,81 = 5391,41 руб. 5391,41 х 1,9 (50% + 40%)= 10243 руб. 68 коп. В **.**.****. истцу была начислена и выплачена заработная плата в сумме 6625,60 руб. Следовательно, недоначисленная заработная плата Степулевой Ю.В. за **.**.****. составит: 10243,67 – 6625,60 = 3618 руб. 08 коп. Расчет недоначисленной заработной платы Степулевой Ю.В. за **.**.**** выглядит следующим образом. Согласно справке МУП «Добчурское ЖКХ» и расчетному листку Степулевой Ю.В. в **.**.**** при норме рабочего времени в 151,2 часа, фактически отработала 12 часов, заработная плата за фактически отработанное время составит: 4611 х 12 : 151,2 = 365 руб. 92 коп. Увеличение объема работ 40,62 руб. Итого: 365,92 + 40,62 = 406,54 руб. 406,54 х 1,9 (50% + 40%) = 772,43 руб. 45 дней Степулева Ю.В. находилась в очередном отпуске, отпускные начислены в сумме 11347 руб. 20 ко... произведен следующий расчет: 28,64 х 315 час. = 9021 руб. 60 коп. 9021,60 х 1,9 (50% + 40%) = 17141 руб. 04 коп. Итого: 772,43 + 17141,04 = 17913 руб. 47 коп. Следовательно, недоначисленная заработная плата Степулевой Ю.В. за **.**.****. составит: 17913,47 – 12017,71 = 5895 руб. 76 коп. В **.**.****. Степулевой Ю.В. при норме рабочего времени в 151, 2 часа фактически отработано 72 часа, из них ночных 36 часов, заработная плата за фактически отработанное время составит: 4611 х 72 : 151,2 = 2195 руб. 71 коп. Ночные: 36 х 14,48 (36,21 х 40%) = 521,42 руб. Итого: 2195,71 + 521,42 =2717,13 руб. 2717,13 х 1,9 (50% +40%) = 5162,55 руб. В **.**.****. истцу была начислена и выплачена заработная плата в сумме 3192,37 руб. Следовательно, недоначисленная заработная плата Степулевой Ю.В. за **.**.****. составит: 5162,55 – 3192,37 = 1970 руб. 18 коп. Таким образом, задолженность ответчика перед истцом Степулевой Ю.В. по заработной плате за период времени с **.**.**** по **.**.**** года составит: 3618,08 + 5895,76 + 1970,18 = 11484 руб. 02 коп., которая и подлежит взысканию, в удовлетворении исковых требований в сумме 5783 руб. 38 коп., следует отказать. Степулевой Ю.В. в части взыскания недоначисленной суммы премии, выслуги лет, следует отказать, поскольку на основании Положения об оплате труда, премировании и выплате вознаграждения за выслугу лет работникам МУП «Добчурское ЖКХ» на 2009-2011 годы, размер премии для рабочих устанавливается в пределах 40% и осуществляется по результатам производственно-хозяйственной деятельности участка ЖКХ за текущий месяц с учетом конкретного вклада каждого работника, с учетом выполнения показателей премирования, следовательно, размер премий работников является прерогативой работодателя, обоснований его увеличения истец суду не представила. В силу статьи 393 Трудового кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов. В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с чем с ответчика МУП «Добчурское ЖКХ» пропорционально удовлетворенной части исковых требований подлежит взысканию в федеральный бюджет госпошлина, исчисленная в соответствии с требованиями пп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ в сумме 459 руб. 36 коп. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Степулевой Юлии Владимировны удовлетворить частично. Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Добчурское жилищно-коммунальное хозяйство» в пользу Степулевой Юлии Владимировны недоначисленную заработную плату за период с **.**.**** по **.**.**** в сумме 11484 руб. 02 коп. Степулевой Юлии Владимировне отказать в удовлетворении исковых требований о взыскании с муниципального унитарного предприятия «Добчурское жилищно-коммунальное хозяйство» недоначисленной заработной платы за период с **.**.**** по **.**.**** в сумме 5783 руб. 38 коп. Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Добчурское жилищно-коммунальное хозяйство» государственную пошлину в доход государства в сумме 459 руб. 36 коп. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение одного месяца со дня принятия. Судья Т.А. Паршина