решение по делу № 2-201/2012



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Братск 18 апреля 2012 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Тумкиной А.Н.,

при секретаре Горюновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Братского районного суда гражданское дело № 2-201/2012 по иску Степулевой Юлии Владимировны к муниципальному образованию «Добчурское сельское поселение», муниципальному унитарному предприятию «Добчурское жилищно-коммунальное хозяйство» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

У с т а н о в и л:

Степулева Ю.В. обратилась в Братский районный суд с иском к МО «Добчурское сельское поселение», МУП «Добчурское ЖКХ» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, в обоснование своих требований указала, что работает в МУП «Добчурское ЖКХ» <данные изъяты>, по совместительству - <данные изъяты>. Работодатель ежемесячно не доплачивает ей заработную плату. За полностью отработанную норму рабочего времени ее заработная плата ниже минимального размера оплаты труда. Ей неверно начислены все доплаты и надбавки компенсационного характера, стимулирующие выплаты, поощрительные. Согласно ее расчету работодателем ей незаконно недоплачено: за октябрь 2011г. – 7432,57 рублей, за ноябрь 2011г. – 8290,90 рублей, за декабрь 2011г. – 7541,97рублей, а всего: 23265,44 рублей. Степулева Ю.В. просит суд взыскать с МО «Добчурское сельское поселение» в свою пользу недоначисленную и невыплаченную заработную плату в сумме 23265,44 рублей.

Истец Степулева Ю.В. и ее представитель на основании доверенности Чернюк Н.Н. в судебное заседание не явились, будучи извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии, на исковых требованиях настаивали.

Представитель ответчиков муниципального образования «Добчурское сельское поселение» и муниципального унитарного предприятия «Добчурское жилищно-коммунальное хозяйство» на основании доверенностей Орлова Н.И., в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежащим образом о времени и месте слушания дела, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствии, исковые требования Степулевой Ю.В. не признала.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.7, ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

На основании ст. 21 Трудового кодекса РФ Работник имеет право на:

своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ Работодатель обязан:

соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Приказом директора МУП «Добчурское ЖКХ» *** от **.**.****, трудовым договором, заключенными между МУП «Добчурское ЖКХ» и истцом, штатным расписанием подтверждается факт трудовых отношений между Степулевой Ю.В. и МУП «Добчурское ЖКХ» в спорный период в должности <данные изъяты>, по совместительству – <данные изъяты>.

Из дополнения к трудовому договору, заключенному между истцом и МУП «Добчурское ЖКХ» следует, что за выполнение работы с 01.02.2011г. выплачивается часовая тарифная ставка за фактически отработанное время – 14,23 руб., районный коэффициент – 40%, северная надбавка – 50%, ночные – 40% от тарифной ставки, праздничные в двойном размере.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец Степулева Ю.В. в спорный период состояла в трудовых отношениях с ответчиком МУП «Добчурское ЖКХ», которое по отношению к истцу является работодателем. Следовательно, надлежащим ответчиком по делу является МУП «Добчурское ЖКХ».

Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

Заработная плата конкретного работника, согласно статьи 135, ч.1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.

Из приведенных норм следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных).

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должно в равной мере соблюдаться правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Согласно ст. 133 Трудового кодекса РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 82-ФЗ от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.06.2011 года установлен в сумме 4611 рублей в месяц.

Согласно ст. 144 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Таким образом, размер заработной платы истцов, если ими отработана полностью месячная норма рабочего времени не может быть менее 4611 рублей с применением северного (50%) и районного коэффициента (40%), т.е. 4611 х 1.9 = 8760,90 рублей.

Вместе с тем, институт минимального размера оплаты труда предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть 3 ст. 133 Трудового кодекса РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Как усматривается из трудового договора и изменения к нему, истцу установлена часовая тарифная ставка в размере 14,23 руб., северная надбавка в размере 50% и районный коэффициент в размере 40%, а также дополнительная оплата за ночные часы – в размере 40% и праздничные – в двойном размере.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии со 132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Согласно ст. 146 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Также в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Из системного толкования вышеуказанных норм Трудового кодекса РФ следует, что действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации в отношении оплаты труда гражданам в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, данные компенсации, исходя из характера и целевой направленности не могут поглощаться размером минимальной заработной платы, установленной для всех граждан Российской Федераций независимо от места их проживания. Суд считает, что включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и районной северной надбавки, приведет к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и районная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства РФ и норм международного трудового права.

Согласно ст. 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19.02.1993 г. также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Братский район является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которое распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967г. № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

С учетом изложенного, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Таким образом, суд приходит к выводу, что законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории РФ.

Следовательно, тарифная ставка (оклад) истцов с применением северного и районного коэффициента должна составлять не менее 8760,90 рублей (4611 х 1.9).

Судом установлено, что в период времени с 01.10.2011г. по 31.12.2011г. истцу была начислена заработная плата ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно представленным расчетным листам, справке, расчету Степулевой Ю.В. в октябре 2011 года начислено по основной работе с учетом часовой тарифной ставки, коэффициента, процентной надбавки, оплаты работы в ночные часы и праздничные дни, заработная плата в размере 6501,65 рублей, в ноябре 2011 года – 7990,68 руб., за декабрь 2011г. – 8652,45 руб.

Судом произведен следующий расчет задолженности по заработной плате Степулевой Ю.В. за период времени с 01.10.2011 года по 31.12.2011 года.

Должностной оклад, исходя из минимального размера оплаты труда, в размере 4611 руб., на который начисляются: 50% надбавка за работу в районах Крайнего Севера и 40% районный коэффициент.

Расчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы истца Степулевой Ю.В. за октябрь 2011 года составит:

При норме рабочих часов в октябре 2011г. – 151,2, оклад должен составлять 4611 руб.

4611 : 151,2 = 30,50 – среднечасовой заработок

Степулева Ю.В. отработала в октябре 2011г. – 151,2 час., из них – ночных – 48 часов, за совмещение профессии – 4,8 часов.

Должно быть начислено повременно: 4611 руб.,

Ночные: 48 х 12,2 (30,50 х 40%)=585,6 руб.

Совмещение: 4,8 х 30,50 = 146,4 руб.

Итого: 4611 + 585,6 + 146,4 = 5343 руб.

5343 х 1,9 (50% + 40%) = 10151,7 руб.

В октябре 2011г., как указано выше, Степулевой Ю.В. была начислена и выплачена заработная плата в сумме 6501,65 руб.

Следовательно, недоначисленная и невыплаченная заработная плата Степулевой Ю.В. за октябрь 2011г. составит: 10151,7 – 6501,65 = 3650,05 рублей.

Расчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы Степулевой Ю.В. за ноябрь 2011 года выглядит следующим образом.

При норме рабочих часов в ноябре 2011 года – 150,2, оклад должен составлять 4611 руб.

4611 : 150,2 = 30,7 – среднечасовой заработок

Степулева Ю.В. отработала в ноябре 2011г. – 150,2 часов, из них – ночных – 64 часа, праздничные - 12 часов, совмещение профессий 29,8 часов.

Должно быть начислено повременно: 4611 руб.,

Ночные: 64 х 12,28 (30,7 х 40%)= 785,92 руб.,

Праздничные: 12 х 30,7 = 368,40 руб.,

Совмещение: 29,8 х 30,7 = 914,86 руб.

Итого: 4611 + 785,92 + 368,40 + 914,86 = 6680,18 руб.

6680,18 х 1,9 (50% + 40%)= 12692,34 руб.

В ноябре 2011г. истцу была начислена и выплачена заработная плата в сумме 7991 руб.

Следовательно, недоначисленная и невыплаченная заработная плата Степулевой Ю.В. за ноябрь 2011г. составит: 12692,34 – 7991 = 4701,34 руб.

Расчет недоначисленной заработной платы Степулевой Ю.В. за декабрь 2011 года выглядит следующим образом.

При норме рабочих часов в декабре 2011г. – 158,4, оклад должен составлять 4611 руб.

4611 : 158,4 = 29,11 – среднечасовой заработок

Степулева Ю.В. отработала в декабре 2011г. – 158,4 часа, из них – ночных – 64 часа, совмещение профессий – 33,6 часов.

Должно быть начислено повременно: 4611 руб.,

Ночные: 64 х 11,64 (29,11 х 40%)= 744,96 руб.,

Совмещение: 33,6 х 29,11 = 978,1 руб.

Итого: 4611 + 744,96 + 978,1 = 6334,06 руб.

6334,06 х 1,9 (50% + 40%)= 12034,71 руб.

В декабре 2011г. Степулевой Ю.В. была начислена и выплачена заработная плата в сумме 8652,45 руб.

Следовательно, недоначисленная и невыплаченная заработная плата Степулевой Ю.В. за декабрь 2011г. составит: 12034,71 – 8652,45 = 3382,26 руб.

Таким образом, задолженность ответчика перед истцом Степулевой Ю.В. по заработной плате за период времени с 01.10.2011 года по 31.12.2011 года составит: 3650,05 + 4701,34 + 3382,26 = 11733,65 руб.

Указанную сумму суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу Степулевой Ю.В., в удовлетворении ее исковых требований к МУП «Добчурское ЖКХ» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в сумме 11531,79 руб., а также о взыскании недоначсиленной и невыплаченной заработной платы с муниципального образования «Добчурское сельское поселение», следует отказать.

Суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Степулевой Ю.В. в части взыскания недоначисленной суммы премии, поскольку на основании Положения об оплате труда, премировании и выплате вознаграждения за выслугу лет работникам МУП «Добчурское ЖКХ» на 2009-2011 годы, размер премии для рабочих устанавливается в пределах 40% и осуществляется по результатам производственно-хозяйственной деятельности участка ЖКХ за текущий месяц с учетом конкретного вклада каждого работника, с учетом выполнения показателей премирования, следовательно, размер премий работников является прерогативой работодателя, обоснований его увеличения истцы суду не представили.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Степулевой Юлии Владимировны удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Добчурское жилищно-коммунальное хозяйство» в пользу Степулевой Юлии Владимировны недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.10.2011 года по 31.12.2011 года в сумме 11733 (одиннадцать тысяч семьсот тридцать три) рубля 65 копеек.

В удовлетворении исковых требований Степулевой Юлии Владимировны о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01.10.2011г. года по 31.12.2011г. в сумме 11531 рубль 79 копеек отказать.

В удовлетворении исковых требований Степулевой Юлии Владимировны о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с муниципального образования «Добчурское сельское поселение» за период с 01.10.2011г. года по 31.12.2011г. в сумме 23265 рублей 44 копеек отказать.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Добчурское жилищно-коммунальное хозяйство» государственную пошлину в доход государства в сумме 469 (четыреста шестьдесят девять) рублей 35 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: А.Н. Тумкина