решение по делу № 2-451/2012



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Братск 19 июля 2012 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Крышковец Н.В.,

при секретаре Паутовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-451/2012 по исковому заявлению прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Детский сад "Брусничка", Администрации муниципального образования "Братский район" об обязании устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Братского района Иркутской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчику муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад "Брусничка" об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, Администрации муниципального образования «Братский район» о возложении обязанности финансирования.

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Братского района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад "Брусничка", в результате которой выявлены нарушения требований и норм пожарной безопасности: на территории учреждения отсутствует пожарный водоем (п.2.13, таблица 6 СНиП 2.04.02-84), ширина всех эвакуационных выходов здания составляет менее 1.2 м (п.51 ППБ 01-03). Согласно статье 1 Федеральному закону от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества и государства от пожаров. Требованиями пожарной безопасности являются условия технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами. Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение требований пожарной безопасности. В соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности также несут собственники имущества. На основании ст. 17 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст. 51 вышеуказанного Закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Брусничка" является образовательным учреждением и предусматривает нахождение в нем малолетних детей, опасность возникновения чрезвычайной ситуации может распространиться на неопределенный круг лиц и причинить вред. Согласно Федеральному закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций включает в себя комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей. В соответствии с требованиями ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. Безопасное функционирование МКДОУ "Брусничка" возможно только с соблюдением требований пожарной безопасности, когда будет гарантирована безопасность находящихся там малолетних детей.

Просил обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Брусничка", расположенное по адресу ..., ... устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности путем создания на территории пожарного водоема в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию муниципального образования "Братский район" обязанность обеспечить финансирование создания пожарного водоема на территории муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада "Тополек", обязать муниципальное казенное дошкольное казенное образовательное учреждение детский сад "Брусничка" устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности путем расширения дверных проемов на всех эвакуационных выходах здания до 1,2 м.

В судебном заседании помощник прокурора Братского района ФИО3 исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду дала пояснения, аналогичные содержанию искового заявления. Дополнительно суду пояснила, что в МКДОУ детский сад "Брусничка" пожарный водоем отсутствует. Здание МКДОУ построено в 1981 году, здание деревянное, относится к 5 степени огнестойкости. На основании п. 9.29 "СНИП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" следует, что количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение. Согласно п. 9.30 указанных СНИП пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов – 200 м, при наличии мотопомп – 100-150 м в зависимости от типа мотопомп. Расстояние от точки забора воды из резервуаров или водоемов до зданий 5 степени огнестойкости и до открытых складов сгораемых материалов должно быть не менее 30 м. То обстоятельство, что в ... имеется водонапорная башня, не освобождает ответчика от обязанности создать пожарный водоем на территории детского сада, поскольку водонапорная башня находится на расстоянии более чем 30 метров. Просила обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Брусничка", расположенное по адресу ..., ..., устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности путем создания на территории пожарного водоема в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; возложить на администрацию муниципального образования "Братский район" обязанность обеспечить финансирование создания пожарного водоема на территории муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада "Брусничка", обязать муниципальное казенное дошкольное казенное образовательное учреждение детский сад "Брусничка" устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности путем расширения дверных проемов на всех эвакуационных выходах здания до 1,2 м.

В судебное заседание представитель ответчика муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Брусничка» - заведующая МКДОУ детский сад «Брусничка» ФИО4, действующая на основании прав по должности, не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с исковыми требованиями не согласна. Ранее в судебном заседании пояснила, что здание детского сада "Брусничка" построено в 1981 году, является деревянным, в здании есть внутренний водопровод, на территории детского сада нет пожарного водоема, но примерно в 80 метрах от здания находится водонапорная башня, поэтому искусственный пожарный водоем строить нецелесообразно. Против исковых требований о расширении дверных проемов на всех эвакуационных выходах здания до 1,2 м возражений не имела, пояснив, что дверные проемы на эвакуационных выходах действительно менее 1,2 м. Также пояснила, что своих средств для обеспечения территории детского сада пожарным водоемом нет, их учреждение полностью финансируется из бюджета муниципального образования "Братский район". Воспитанниками детского сада "Брусничка" в настоящее время являются более 30 детей.

В судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования «Братский район» ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Братского района о возложении на Администрацию МО "Братский район" обязанности по обеспечению финансирования создания пожарного водоема на территории МКДОУ "Брусничка" не признала, суду пояснила, что ссылку прокурора на СНиП 2.04.02-84, как на регламент, на основании которого выявлено нарушение и в соответствии с которым МКДОУ "Брусничка" необходимо оборудовать источник наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, считает необоснованной. Отсутствие у учреждения источника наружного водоснабжения нельзя считать нарушением, поскольку указанные нормы и правила разработаны для проектируемых объектов и не должны применяться к зданиям, возведенным до их принятия. В соответствии с п. 4 ст. 4 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008 года на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения указанного Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. На основании ст.62 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008 г. в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). В непосредственной близости от территории детского сада находится водонапорная башня, что соответствует требованиям СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение, наружные сети и сооружения" (п.9.30, п.9.31). Просила в удовлетворении заявленных прокурором Братского района исковых требований о возложении на администрацию МО «Братский район» обязанности по обеспечению финансирования создания пожарного водоема на территории МКДОУ детский сад «Брусничка» отказать.

Представитель третьего лица Отдела надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району ФИО6 в судебном заседании исковые требования и пояснения прокурора Братского района поддержала в полном объеме, суду пояснила, что **.**.**** во время проверки МКДОУ детский сад «Брусничка» выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности: ширина всех эвакуационных выходов здания при числе эвакуирующихся более 15 человек составляет менее 1,2 м (п.151 ППБ 01-03) (п.6.16 СНиП 21-01-97), на территории учреждения отсутствует пожарный водоем (п.2.13, таблица 6 СНиП 2.04.02-84), выдано предписание *** по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности до **.**.****, до настоящего времени предписание не выполнено. Нарушение законодательства о пожарной безопасности угрожает жизни и здоровью детей, а также сотрудников детского учреждения. Здание детского сада "Брусничка" относится к 5 степени огнестойкости.

Выслушав представителей сторон, представителя третьего лица, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязанностью государства.

Согласно ст. 20, 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.

В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ "О пожарной безопасности" № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. пожарной безопасностью признается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами.

Нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии с п. 2 ст.63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. №123-ФЗ к первичным мерам пожарной безопасности отнесено обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения.

Приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также их должностными лицами.

Пунктом 10 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом Министерства РФ по ГОиЧС № 313 от 18.06.2003 г. определено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

В соответствии со ст. ст. 19 и 21 Федерального закона РФ "О пожарной безопасности" № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством РФ, нормативными документами по пожарной безопасности, разработка и реализация данных мер должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.

Согласно ч. 2 ст.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций включает в себя комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. финансирование муниципальных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ст. 51 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существующего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, не запрещенными законом.

Из письменных материалов дела суд установил следующее.

Согласно выписке из Устава муниципального образования "Братский район" в целях решения вопросов значения местного самоуправления Братского района муниципальное образование "Братский район" создает муниципальные предприятия и учреждения, осуществляет финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа (статья 7).

Согласно Уставу МКДОУ детский сад «Брусничка», утвержденному Постановлением мэра Братского района *** от **.**.****, учредителем Учреждения является муниципальное образование "Братский район". МКДОУ является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс.

Собственником имущества МКДОУ является МО «Братский район». Полномочия учредителя в отношении МКДОУ осуществляет Администрация МО «Братский район».

МКДОУ создано с целью реализации общеобразовательной программы дошкольного образования.

Финансовое обеспечение деятельности МКДОУ осуществляется в установленном порядке за счет средств бюджета в соответствии с утвержденной бюджетной сметой. Привлечение МКДОУ дополнительных финансовых средств не влечет за собой снижения финансового обеспечения МКДОУ за счет средств Учредителя.

За Учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности Учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие Учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Объекты собственности, закрепленные за Учреждением, находятся в оперативном управлении Учреждения.

Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника, назначением этого имущества.

Свидетельством о постановке на учет в Федеральной налоговой службе подтверждается, что юридическое лицо муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Брусничка" поставлено на учет в МИФНС *** по Иркутской области **.**.****.

Свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц подтверждается, что в ЕГРЮЛ юридических лиц внесена запись о государственной регистрации МКДОУ детский сад «Брусничка».

Из копии акта проверки от **.**.**** следует, что Отделом надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району государственным инспектором г. Братска и Братского района по пожарному надзору ФИО6 в МКДОУ детский сад «Брусничка» проведена плановая выездная проверка. В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности: территория МКДОУ детский сад «Брусничка» не обеспечена запасом воды для целей наружного пожаротушения в нарушение СНиП 2.04.02-84 п.2.13 таблицы ППБ 01-03.П.3, ширина эвакуационных выходов из помещений при числе эвакуирующихся более 15 человек менее 1,2 м в нарушение ст.151 ФЗ №123-ФЗ от 22.07.2008 г., СНиП 21-01-97* п.6.16.

Согласно копии предписания *** **.**.**** следует, что в МКДОУ детский сад «Брусничка» проведена внеплановая проверка отделом надзорной деятельности по г. Братску и Братскому району государственным инспектором г. Братска и Братского района по пожарному надзору ФИО6 В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в срок до **.**.**** необходимо устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе мероприятия по надзору: обеспечить территорию детского сада запасом воды для целей наружного пожаротушения, ширина эвакуационных выходов к свету из помещений при числе эвакуирующихся более 15 человек должна быть не менее 1,2 м.

Актом *** от **.**.****, составленным начальником отделения ПН по г.Братску и Братскому району ФИО7 при проведении внепланового мероприятия по контролю за выполнением обязательных требований пожарной безопасности МДОУ детский сад "Брусничка", установлено что здание детского сада 5 степени огнеопасности, общей площадью 696 кв.м., стены брусчатые, снаружи оштукатурены сырой штукатуркой. Не выполнено противопожарное мероприятие: здание детского сада не обеспечено запасом воды для целей наружного пожаротушения.

Согласно техническому паспорту стены здания детского сада "Брусничка", расположенного в ..., ..., брусчатые, внутренние и чердачные перегородки деревянные, водопровод центральный.

Согласно справке, выданной Главой ... сельского поселения **.**.****, детский сад "Брусничка" обеспечивается водой централизованно из водонапорной башни, расположенной по ..., находящейся на расстоянии менее 80 метров от здания детского сада. Для тушения пожаров в поселении используются 2 водовозные машины предприятия коммунального хозяйства, оснащенные мотопомпами "Хонда".

Согласно справке от **.**.**** заместителя мэра Братского района ФИО8, по сути являющейся возражением против иска, объем резервуара водонапорной башни, расположенной по адресу: ..., составляет 30 куб.м. Напор воды при наполнении пожарных машин составляет 27 л/с. Объем емкости пожарной машины составляет 8 куб.м. То есть емкость пожарной машины будет заполнена водой в течение 4-5 минут. Объем воды, находящейся в резервуаре водонапорной башни позволяет заправить водой шесть пожарных машин сразу. К водонапорной башне имеется открытый хороший подъезд, что обеспечивает беспрепятственный доступ для подъезда пожарных машин. Считает, что наличие водозаборного сооружения с резервуаром объемом 30 куб м. – водонапорной башни № 1 на расстоянии 40 метров от территории МКДОУ детский сад "Брусничка" ... и количества воды в нем полностью соответствует существующим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности. Данного источника водоснабжения в совокупности с имеющимися в поселении 2-мя пожарными машинами и 2-мя мотопомпами вполне достаточно для целей пожаротушения здания МКДОУ "Брусничка" ....

Анализируя представленные доказательства, суд установил, что МКДОУ детский сад "Брусничка" является муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением, реализует программы дошкольного образования. Является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс.

Учредителем МКДОУ детский сад "Брусничка" и собственником имущества является муниципальное образование "Братский район". Имущество, необходимое для обеспечения образовательной деятельности, закреплено за МКДОУ на праве оперативного управления. Полномочия учредителя в отношении МКДОУ осуществляет Администрация МО "Братский район". Финансовое обеспечение деятельности МКДОУ осуществляется в установленном порядке за счет средств бюджета в соответствии с утвержденной бюджетной сметой.

Таким образом, суд приходит к выводу, что администрация МО "Братский район", осуществляя полномочия учредителя МКДОУ детский сад «Брусничка" обязана содержать здания и сооружения муниципальных казенных учреждений, в том числе и МКДОУ детский сад "Брусничка". Тем не менее, администрация муниципального образования «Братский район» не обеспечивает надлежащим образом содержание здания МКДОУ детский сад "Брусничка", о чем свидетельствуют выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности.

МКДОУ детский сад «Брусничка» является муниципальным казенным учреждением, его финансирование осуществляется из средств бюджета муниципального образования «Братский район», поэтому на администрации муниципального образования "Братский район", как на собственнике имущества, лежит обязанность содержать объекты муниципальной собственности в соответствии с требованиями пожарной безопасности и финансировать затраты на содержание объектов муниципальной собственности.

Нарушения законодательства пожарной безопасности, указанные прокурором, ставят под угрозу жизнь и здоровье воспитанников МКДОУ детский сад "Брусничка", а также жизнь и здоровье работников учреждения, следовательно, нарушаются неотъемлемые конституционные права граждан на жизнь и здоровье.

За нарушение законодательства о пожарной безопасности ответственность несут как руководители органов местного самоуправления, так и лица, уполномоченные владеть, пользоваться имуществом, в том числе руководители организаций и учреждений.

Отсутствие у МКДОУ детский сад «Брусничка» собственных финансовых средств не освобождает Учреждение от обязанности соблюдать требования пожарной безопасности и от устранения выявленных нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. В связи с этим доводы представителя ответчика, возражавшего против исковых требований по этим основаниям, судом не принимаются во внимание.

Доводы представителя ответчика администрации МО «Братский район» о том, что требования СНиП 2.04.02-84* не распространяются на уже построенные объекты, суд находит не состоятельными, поскольку они противоречат требованиям Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.

Таким образом, при разрешении вопроса обеспечения здания источником противопожарного водоснабжения имеет значение сам факт эксплуатации зданий при отсутствии пожарных водоемов. В связи с этим, принимая во внимание, что осуществление МКДОУ детский сад "Брусничка" своей уставной деятельности с нарушением требований ст. 62 ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации и создает угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц, суд находит, что момент возникновения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности - при проектировании здания либо при его эксплуатации - не имеет правового значения при решении вопроса о возложении обязанности по устранению имеющихся нарушений.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

В соответствии со ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).

В соответствии с п. 9.29 "СНиП 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123) количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.

Расстояние между пожарными резервуарами или водоемами следует принимать согласно п. 9.30, при этом подача воды в любую точку пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов.

В соответствии с п. 9.30"СНиП 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123) пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:

при наличии автонасосов - 200 м;

при наличии мотопомп - 100 - 150 м в зависимости от типа мотопомп.

Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п. 9.32.

Расстояние от точки забора воды из резервуаров или водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов сгораемых материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.

Пункт 2.13 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (утвержден постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 г. №123) устанавливает технические нормы расхода воды на наружное пожаротушение (на один пожар) жилых и общественных зданий для расчета соединительных и распределительных линий водопроводной сети, а также водопроводной сети внутри микрорайона или квартала.

Судом установлено, что в ... действительно имеется водонапорная башня, из представленных доказательств следует, что водонапорная башня расположена на расстоянии более 40 метров от территории МКДОУ детский сад "Брусничка", поэтому расположение указанного водоисточника относительно территории МКДОУ «Брусничка» с учетом V степени огнестойкости здания не отвечает требованиям действующего законодательства, в связи с чем доводы представителя ответчика администрации МО «Братский район» о возможности использования указанного источника в качестве источника противопожарного водоснабжения, а также наличие двух пожарных машин на территории ... сельского поселения с двумя мотопомпами суд находит несостоятельными.

Учитывая общий характер вышеизложенных норм федерального законодательства, имеющих своей целью благополучие и защиту населения от негативных пожарных факторов, создающих опасность причинения вреда, суд приходит к выводу, что действие Строительных Норм и Правил 2.04.02-84* распространяются на МКДОУ детский сад «Брусничка» вне зависимости от года постройки зданий, поскольку деятельность МКДОУ детский сад «Брусничка» должна соответствовать всем нормам и правилам, предъявляемым к данному виду деятельности, а осуществление деятельности в зданиях, где не обеспечено необходимое в целях Федерального закона «О пожарной безопасности» наружное пожаротушение, создает опасность причинения вреда гражданам.

Пункт 6.16 СНиП 21-01-97* (приняты и введены в действие Постановлением Минстроя РФ №18-7 от 13.02.1997 г.) устанавливает, что ширина эвакуационных выходов к свету должна быть не менее 1,2 м из помещений при числе эвакуирующихся более 15 человек.

Представленными доказательствами подтверждается, что ширина эвакуационных выходов в МКДОУ детский сад "Брусничка" менее 1,2 м, что не оспаривала представитель ответчика МКДОУ детский сад "Брусничка" заведующая Учреждения ФИО4, возражений против исковых требований прокурора в части обязания МКДОУ детский сад "Брусничка" расширить дверные проемы на всех эвакуационных выходах здания до 1,2 м. не представила.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Братского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Братского района удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Брусничка», расположенное по адресу: ..., ... в течение 6 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности - создать на территории наружный пожарный водоем.

Возложить на Администрацию муниципального образования «Братский район» обязанность обеспечить финансирование создания пожарного водоема на территории муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Брусничка».

Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Брусничка» устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности - расширить дверные проемы на всех эвакуационных выходах здания до 1,2 м.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: Крышковец Н.В.