решение по делу № 2-453/2012



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Братск 14 мая 2012 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Крышковец Н.В.,

при секретаре Паутовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-453/2012 по исковому заявлению прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Детский сад «Колосок» об обязании получить в установленном законом порядке лицензию на оказание доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Братского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Колосок» (далее – МКДОУ Детский сад «Колосок») об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на оказание доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии. В обоснование иска прокурор Братского района указал, что прокуратурой района проведена проверка в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних в области охраны жизни и здоровья. Проверкой установлено, что МКДОУ Детский сад «Колосок» осуществляет доврачебную медицинскую помощь по сестринскому делу в педиатрии в отсутствие соответствующей лицензии, что нарушает права и законные интересы воспитанников на получение качественного и безопасного оказания медицинских услуг. Из информации заведующей МКДОУ Детский сад «Колосок» следует, что получить лицензию на медицинскую деятельность не представляется возможным, так как необходимо приобрести сантехническое оборудование, посуду для пищеблока.

В судебном заседании помощник прокурора Братского района ФИО4 исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что Конституцией РФ каждому гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Основными принципами охраны здоровья граждан является, в том числе, соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. Осуществление МКДОУ Детский сад «Колосок» доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии в отсутствие соответствующей лицензии нарушает интересы не только государства, но и воспитанников на получение качественного и безопасного оказания медицинских услуг. Просила суд обязать МКДОУ Детский сад «Колосок» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на оказание доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии.

В судебном заседании представитель ответчика МКДОУ Детский сад «Колосок» -заведующая МКДОУ детский сад «Колосок» ФИО5, действующая на основании прав по должности, исковые требования прокурора Братского района не признала. Суду пояснила, что МКДОУ Детский сад «Колосок», понимая необходимость выполнения требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. №291, на данный момент проводит сбор документов, необходимых для получения лицензии на оказание доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии. Перечень вышеуказанных документов предусмотрен п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291. Сбор необходимых для получения лицензии документов ведется ею (ФИО5) уже не первый год. Среднесписочный состав воспитанников МКДОУ Детский сад «Колосок» составляет 42 человека. Старшей медицинской сестрой в МКДОУ Детский сад «Колосок» работает квалифицированный сотрудник ФИО1, имеющая удостоверение первой квалификационной категории по специальности «сестринское дело в педиатрии». Для получения лицензии на оказание доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии МКДОУ Детский сад «Колосок» необходимо представить в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основанном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям, что предполагает согласование такой государственной структуры как Роспотребнадзор.

**.**.**** МКДОУ Детский сад «Колосок» было получено предписание *** от **.**.**** Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г.Братске и Братском районе, согласно которому для получения лицензии на оказание доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии необходимо приобрести следующее имущество: холодильник «Бирюса-131К» на сумму 18110 руб., посуду на сумму 10400 руб., стиральную машина Zanussi3101 на сумму 9490 руб., водонагреватели для установки в мойки в группах ЭВН ТЕРМЕКС Н S-O(II) 2 шт на сумму 8400 руб., водонагреватели RTDRING на 2 точки в младшую группу и 5 точек в старшую группу, сантехническое оборудование на сумму 2649 руб., средства на ремонт электроплиты.

На основании п.6.4 раздела 6 Устава МКДОУ Детский сад «Колосок» источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МКДОУ являются собственные средства Учредителя. В соответствии с п. 2.1 раздела 2 Устава МКДОУ Детский сад «Колосок» собственником имущества МКДОУ является муниципальное образование «Братский район». Полномочия учредителя в отношении МКДОУ осуществляет Администрация муниципального образования «Братский район». Ею (ФИО5) было направлено ходатайство заведующей отделом образования администрации МО «Братский район» ФИО6 На данный момент заявка находится на рассмотрении в финансовом отделе администрации МО «Братский район». Полагает, что МКДОУ Детский сад «Колосок» делает все от него зависящее для получения лицензии на оказание доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии. Завершить работы в данном направлении мешает лишь временное отсутствие финансирования со стороны учредителя администрации МО «Братский район», следовательно, полностью отсутствует вина МКДОУ «Колосок» в неполучении лицензии на оказание доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии. Считает, что органы прокуратуры вторгаются в сферу действия исполнительных органов государственной власти, уполномоченных осуществлять государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, т.е. фактически подменяют их. Просила отказать в удовлетворении требований прокурора Братского района в полном объеме.

В судебном заседании представитель третьего лица администрации муниципального образования «Братский район» ФИО7, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении исковых требований прокурора Братского района отказать, поддержала доводы представителя ответчика МКДОУ Детский сад «Колосок» - заведующей МКДОУ детский сад «Колосок» ФИО5, дополнительно пояснив, что считает, что пределы прокурорского вмешательства в данном случае превышены, поскольку в соответствии с ч.1 ст.86 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ от 21.01.2011 г. государственный контроль в сфере охраны здоровья осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.90 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ от 21.01.2011 г. органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций. В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Таким образом, исполнение и соблюдение законов - это не только предмет прокурорского надзора, но и обязанность органов власти, в том числе органов контроля (надзора). Если органы прокуратуры станут координировать выполнение этой обязанности, то фактически будут втянуты в решение задач исполнительной власти.

Выслушав помощника прокурора Братского района ФИО4, представителя ответчика ФИО5, представителя третьего лица ФИО7, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 41 Конституции РФ установлено, что гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии с п.1 ч.2 и п.3 ч.3 ст.32 Закона «Об образовании» №3266-1 к компетенции образовательного учреждения относятся: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

В соответствии с п.4 ст.51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В соответствии с.46 ч.1 ст.12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» №99-ФЗ от 04.05.2011 г. медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно п.3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. №291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной, скорой, паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

В соответствии с п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологической, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.

Согласно Приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства от 16.04.2012 г. №291, сестринское дело, сестринское дело в педиатрии включено в Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 08.08.2011 г. МКДОУ детский сад «Колосок» является действующим юридическим лицом.

Согласно копии свидетельства 38 № 003069930 16.02.2002 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице «Колосок» детский сад муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение.

В соответствии с Уставом МКДОУ Детский сад «Колосок» МКДОУ Детский сад «Колосок» является самостоятельным юридическим лицом, создано путем изменения типа существующего муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Колосок» на основании постановления мэра МО «Братский район» *** от **.**.**** «Об утверждении порядка изменения типа муниципального учреждения МО «Братский район», создания казенных и бюджетных учреждений путем изменения типа бюджетных учреждений МО «Братский район» и утверждения перечня казенных и бюджетных учреждений МО «Братский район» (п. 1.1); имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, открытый в отделе казначейского исполнения бюджета финансового управления администрации муниципального образования «Братский район» (п. 1.5).

Согласно п.5.10 Устава МКДОУ Детский сад «Колосок» медицинское обслуживание детей в МКДОУ обеспечивает штатный медицинский работник МКДОУ, органы здравоохранения ... сельской амбулатории, МУЗ Братской ЦРБ. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечения качества питания.

Согласно штатному расписанию на 2012 год в штате МКДОУ Детский сад «Колосок» работает старшая медицинская сестра ФИО1

Согласно трудовому договору и приказу о приеме работника на работу ФИО1 принята на должность старшей медсестры в МДОУ Детский сад «Колоск» с **.**.****

ФИО1 имеет диплом об окончании ... медицинского училища по специальности «сестринское дело» от **.**.****

Сертификатом подтверждается, что ФИО1 **.**.**** сдала квалификационный экзамен, ей присвоена специальность «Сестринское дело в педиатрии».

Согласно приказу *** от **.**.**** ФИО1 направлена с **.**.**** по **.**.**** на курсы повышения квалификации медицинских сестер дошкольных образовательных учреждений.

Как следует из должностной инструкции старшей медицинской сестры МКДОУ Детский сад «Колосок», с которой ФИО1 ознакомлена **.**.****, старшая медицинская сестра назначается из числа лиц со средним медицинским образованием и стажем медицинской работы не менее трех лет, в должностные обязанности старшей медицинской сестры входит, в частности, уход за детьми, находящимися в изоляторе, подготовка заявок на медикаменты, дезинфекционные средства, осуществление утреннего приема, термометрии и других мероприятий в отношении детей, пришедших после болезни и бывших в контакте с инфекционными больными.

Ответчиком представлена информация, согласно которой среднесписочный состав детей МКДОУ Детский сад «Колосок» на 23.03.2012 г. составляет 42 ребенка.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что МКДОУ Детский сад «Колосок» осуществляет деятельность по оказанию доврачебной помощи по сестринскому делу в педиатрии без разрешения (лицензии).

Ответчик не оспаривал от факт, что МКДОУ Детский сад «Колосок» обязано получить лицензию по оказанию доврачебной помощи по сестринскому делу в педиатрии без разрешения.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответчик в нарушение законодательства осуществляет свою деятельность по оказанию доврачебной помощи по сестринскому делу в педиатрии без лицензии, что является недопустимым и приводит к нарушению прав и законных интересов воспитанников на получение качественного и безопасного оказания медицинских услуг. Доводы представителя ответчика о том, что администрация учреждения предпринимает все меры для получения соответствующей лицензии на оказание доврачебной помощи по сестринскому делу, не освобождают ответчика от обязанности получить такую лицензию, и не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Доводы представителя третьего лица о том, что превышены пределы прокурорского вмешательства, суд находит несостоятельными. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 (ред. от 21.11.2011 г.) "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 (ред. от 21.11.2011 г.) "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; в случае нарушения прав значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Обратившись в суд с данным исковым заявлением, прокурор выступил в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (воспитанников МКДОУ детский сад «Колосок» и их законных представителей), обращение прокурора в суд с иском не подменяет собой органы государственного контроля.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Братского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к МКДОУ Детский сад «Колосок» об обязании получить в установленном законом порядке лицензию на оказание доврачебной помощи по сестринскому делу в педиатрии законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Братского района, заявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Колосок», расположенное по адресу: ..., в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на оказание доврачебной помощи по сестринскому делу в педиатрии.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья: Н.В. Крышковец