Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Братск 21 мая 2012 года Братский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Гапеевцевой М.А., при секретаре Ковалик Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-448/2012 по исковому заявлению прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению общеразвивающего вида детский сад «Елочка» об обязании получить в установленном законом порядке лицензию на оказание доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии, УСТАНОВИЛ: Прокурор Братского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Елочка» об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на оказание доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии. В обоснование иска прокурор Братского района указал, что в нарушение ст.ст. 1, 2 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, п.п. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ, п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности МКДОУ детский сад «Елочка» осуществляет доврачебную медицинскую помощь по сестринскому делу в педиатрии без лицензии. Осуществление МКДОУ детский сад «Елочка» доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии без лицензии нарушает права и законные интересы воспитанников на получение качественного и безопасного оказания медицинских услуг. Определением суда от 21.05.2012 года изменено наименование ответчика с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Елочка» на муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Елочка» (далее по тексту – МКДОУ детский сад «Елочка»). В судебном заседании помощник прокурора Братского района Дзвониская М.Н. исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что прокуратурой Братского района проведена проверка в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних в сфере охраны жизни и здоровья, в ходе которой установлено, что МКДОУ детский сад «Елочка» осуществляет доврачебную медицинскую помощь по сестринскому делу в педиатрии без соответствующей лицензии. Конституцией РФ каждому гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В силу Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Основными принципами охраны здоровья граждан является, в том числе, соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. Согласно Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию. На основании Положения о лицензировании медицинской деятельности медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Согласно приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности сестринское дело в педиатрии включено в перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности. Для получения лицензии в соответствии с п. 7 Положения о лицензировании медицинской деятельности соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются копии документов, установленные указанным положением. Из информации заведующей МКДОУ «Елочка» следует, что получить лицензию на медицинскую деятельность не представляется возможным, так как отсутствует лицензия на образовательную деятельность. Осуществление МКДОУ детский сад «Елочка» без лицензии на оказание доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии нарушает права и законные интересы воспитанников на получение качественного и безопасного оказания медицинских услуг. Просила обязать МКДОУ детский сад «Елочка» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на оказание доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии. В судебном заседании представитель ответчика МКДОУ детский сад «Елочка» - заведующая МКДОУ детский сад «Елочка» Сливинская А.Ю., действующая на основании прав по должности, исковые требования прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на оказание доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии не признала. Суду пояснила, что в соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ от 21.01.2011 г. охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического). характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Согласно Постановлению Правительства РФ «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» от 16.04.2012 г. № 291 медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию. МКДОУ «Елочка» в настоящее время проводит сбор документов, необходимых для получения лицензии на оказание доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии, предусмотренных п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности. Старшей медицинской сестрой в МКДОУ «Елочка» работает квалифицированный сотрудник ФИО1. **.**.**** между МКДОУ «Елочка» и МУЗ «ЦРБ» заключен договор о медицинском обслуживании воспитанников МКДОУ «Елочка». Также был заключен договор *** от **.**.**** на оказание услуг по выполнению работ по утилизации ртутьсодержащих ламп и ртутьсодержащих приборов. В 2011 году были заключены договор на техническое обслуживание медицинской техники от **.**.****, договор на проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от **.**.**** В настоящее время медицинский кабинет МКДОУ «Елочка» полностью соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Для получения лицензии на оказание доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии, МКДОУ необходимо представить в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещении, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям, что в свою очередь предполагает согласование Госпожнадзора. Представлением Госпожнадзора *** от **.**.**** в МКДОУ «Елочка» выявлены нарушения требований пожарной безопасности: не соответствует пожарным нормативам ширина всех эвакуационных выходов с первого этажа здания (должны быть не менее 1.2. м.), двери на путях эвакуации с первого этажа здания (восточная сторона) должны открываться на всю ширину дверного проема и по направлению выхода из здания, не оборудованы противопожарными дверями помещение для хранения постельных принадлежностей и помещение, используемое для временного хранения имущества, территория МКДОУ «Елочка» не обеспечена запасом воды для целей наружного пожаротушения. В настоящее время ведется работа по устранению выявленных Госпожнадзором нарушений. Однако устранение вышеуказанных нарушений требует вложения значительных денежных средств, которые МКДОУ «Елочка» не в состоянии оплатить за счет собственных средств. На основании п. 6.4 раздела 6 Устава МКДОУ «Елочка» источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МКДОУ являются собственные средства Учредителя. В соответствии с п. 2.1 раздела 2 Устава МКДОУ «Елочка» собственником имущества МКДОУ является муниципальное образование «Братский район». Полномочия учредителя в отношении МКДОУ осуществляет Администрация муниципального образования «Братский район». Считает, что МКДОУ «Елочка» делает все от него зависящее для получения лицензии на оказание доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии. Завершить работы мешает лишь временное отсутствие финансирования со стороны учредителя Администрации муниципального образования «Братский район». Считает, что органы прокуратуры в данном случае вторгаются в сферу действия исполнительных органов государственной власти, уполномоченных осуществлять государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, то есть фактически подменяют их, просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. Представитель третьего лица администрации муниципального образования «Братский район» Тихомирова А.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представила письменные возражения на иск, в которых указала, что исковые требования прокурора Братского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ детский сад «Елочка» об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на оказание доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии считает необоснованными. В соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ от 21.01.2011 г. охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. На основании ч.1 ст. 86 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ от 21.01.2011 г. государственный контроль в сфере охраны здоровья осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 87 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ от 21.01.201 1 г. контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах: государственный контроль; ведомственный контроль; внутренний контроль. В соответствии с ч. 1 ст. 88 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ от 21.01.2011 г. государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляйся органами государственного контроля в соответствии с их полномочиями. На основании ч. 1 ст. 89 вышеуказанного федерального закона федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности. В соответствии со ст. 90 ФЗ № 323-ФЗ от 21.01.2011 г. органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций. В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 года № 2202-Т «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21). Таким образом, исполнение и соблюдение законов - это не только предмет прокурорского надзора, но и обязанность органов власти, в том числе органов контроля (надзора). Если органы прокуратуры станут координировать выполнение той обязанности, то фактически будут втянуты в решение задач исполнительной власти. Считает, что органы прокуратуры в данном случае вторгаются в сферу действия исполнительных органов государственной власти, уполномоченных осуществлять государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, то есть фактически подменяют их. Просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. Выслушав помощника прокурора Братского района Дзвонискую М.Н., представителя ответчика ФИО2, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Пунктом. 4 статьи 1 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрены права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья. ("Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ). В соответствии п. 2, 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; В соответствии с п. 1, 3, 5 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; В соответствии с п.п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011) «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит, в частности, медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О лицензировании отдельных видов деятельности" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ). В соответствии с п. 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" определен порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково". (Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (вступило в силу 23.04.2012 года)) В соответствии с п. 3 указанного Положения медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности установлен Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности. В соответствии с этим Перечнем, к работам (услугам), выполняемым при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи) относятся, в том числе, работы (услуги) по сестринскому делу и сестринскому делу в педиатрии. На основании п. 7 указанного Положения для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются копии документов, указанных в п.п. а – к. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от **.**.**** МКДОУ д/с «Елочка» является действующим юридическим лицом. Согласно копии свидетельства 38 ***,*** внесены записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица МКДОУ д/с «Елочка» с **.**.****. Согласно копии свидетельства 38 *** МКДОУ д/с «Елочка» состоит на учете в МИФНС *** по Иркутской области с **.**.****. В соответствии Уставом МКДОУ д/с «Елочка» установлено, что МКДОУ д/с «Елочка» является юридическим лицом. В соответствии с п. 5.13 Устава медицинское обслуживание воспитанников Учреждения обеспечивают штатный медицинский персонал Учреждения, медицинский персонал участковой больницы, медицинский персонал Братской ЦРБ. Медицинский персонал, наряду с заведующей Учреждения, несет ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников, проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания. Согласно копии приказа ***-Л от **.**.**** Сливинская А.Ю. принята на работу в муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Елочка» ... с **.**.****. Согласно копии отчета заведующей МКДОУ д/с «Елочка» Сливинской А.Ю. следует, что в настоящее время МКДОУ общеразвивающего вида д/с «Елочка» лицензии на право осуществления медицинской деятельности не имеет ввиду отсутствия лицензии на образовательную деятельность. Лицензия на образовательную деятельность не получена ввиду отсутствия финансирования для выполнения ряда предписаний Госпожнадзора, Роспотребнадзора и БТИ (оформление технического паспорта на здание ДОУ). В 2011 году получено санитарно-эпидемиологическое заключение на образовательную деятельность *** от **.**.**** и медицинскую деятельность *** от **.**.****. Работа ведется по мере финансирования. Вся медицинская деятельность ведется согласно договору «О медицинском обслуживании воспитанников МКДОУ д/с «Елочка» от **.**.**** МБУЗ «Братская ЦРБ». Согласно копии диплома НТ *** от **.**.**** ФИО3 обучалась с 1987 года по 1989 год в Братском медицинском училище и ей присвоена квалификация по специальности медицинская сестра. Согласно копии сертификата А *** от **.**.**** ФИО1 сдала квалификационный экзамен в Государственном медицинском училище ... и ей присвоена специальность сестринское дело в педиатрии. Согласно копии приказа *** от **.**.**** ФИО1 назначена на должность старшей медицинской сестры в МДОУ Детский сад «Елочка» с **.**.****. Копией трудовой книжки АТ-IV *** от **.**.**** подтверждается, что ФИО1 получила образование в Братском медицинском училище, осуществляла трудовую деятельность в должности медицинской сестры, воспитателя. Штатным расписанием МДОУ детский сад «Елочка» предусмотрено 1,5 штатной единицы старшей медицинской сестры. Из копии договора от **.**.****, копии дополнения *** от **.**.**** следует, что МКДОУ д/с «Елочка» и МУЗ «Братская ЦРБ» заключили договор о сотрудничестве в обеспечении медицинского обслуживания воспитанников МДОУ д/с «Елочка». Согласно указанному договору МУЗ «Братская ЦРБ» проводит профилактические прививки воспитанников МДОУ на базе МУЗ контролирует условия жизнедеятельности воспитанников МДОУ, проводит консультации для медицинского работника МДОУ про проведению профилактических мероприятий с часто болеющими детьми, рекомендует МДОУ профилактические мероприятия для сохранения здоровья детей.; перед поступлением ребенка в МДОУ проводит медицинский осмотр с целью определения состояния здоровья ребенка и назначения медицинской группы для занятий физическим воспитанием; проводит автоклавирование инструментов МДОУ. Должностные обязанности старшей медицинской сестры МКДОУ д/с «Елочка» предусматривают выполнение ею следующих мероприятий: организация выполнения назначений врача, проведение оздоровительных мероприятий (по профилактике заболеваний, закаливанию детей); осуществление медико-педагогического контроля: организацию образовательного процесса и двигательного режима дошкольников; проведение утренней гимнастики в группах, контроль состояния здоровья, физического развития и закаливания детей в период их пребывания в ДОУ и вновь поступивших детей в период их адаптации к условиям детского сада; контроль и руководство всей практической работой персонала кухни, соблюдение санитарно-гигиенических правил на пищеблоке, контроль качества доставляемых продуктов, качества приготовления пищи; организация и проведение систематического медицинского осмотра и антропометрии детей, осмотр всех вновь поступивших детей с назначением им комплекса медико-оздоровительно-педагогических мероприятий, направленных на благоприятное течение периода адаптации, ежедневный обход групп с целью проверки санитарного состояния и ведения журнала посещаемости, ежедневный прием детей в ясельной группе, прием и осмотр детей после болезни, оздоровительно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний и закаливание детей, контроль соблюдения режима дня, организации питания, санитарного состояния помещений и участков; и другое. Согласно копии договора *** от **.**.**** следует, что ИП ФИО4 и МДОУ д/с «Елочка» заключили договор об оказании услуг по выполнению работ по утилизации ртутьсодержащих ламп, и приборов. Согласно копии договора *** от **.**.**** следует, что ООО «<данные изъяты>» и ДОУ «Елочка» заключили договор на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий. Санитарно-эпидемиологическим заключением от **.**.**** подтверждается, что медицинский кабинет МДОУ детский сад «Елочка» соответствует государственно-эпидемиологическим правилам и нормам. Согласно копии договора ***/ТО от **.**.**** следует, что ООО «<данные изъяты>» и МДОУ детский сад «Елочка» заключили договор на проведение технического обслуживания медицинской техники. Из копии акта от **.**.**** следует, что ООО «Таис» провело обследование технического состояния медицинской техники в МДОУ детский сад «Елочка» и пришло к выводу, что медицинское оборудование соответствует заявленной лицензионной деятельности. Согласно копии санитарно-эпидемиологического заключения от **.**.**** следует, что МДОУ детский сад «Елочка» соответствует государственно-эпидемиологическим правилам и нормам. Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд установил, что МКДОУ детский сад «Елочка» является муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением общеразвивающего вида, реализует программы дошкольного образования и предоставляет возможность подготовить детей к дальнейшему получению общего образования. В соответствии с п. 5.13 Устава медицинское обслуживание воспитанников Учреждения обеспечивают штатный медицинский персонал Учреждения, медицинский персонал участковой больницы, медицинский персонал Братской ЦРБ. Медицинский персонал, заведующая Учреждения, несут ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников, проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания. В МКДОУ детский сад «Елочка» функционирует медицинский кабинет, в штатном расписании детского сада имеется должность старшей медицинской сестры, заведующей МКДОУ утверждена должностная инструкция по должности старшей медицинской сестры. Из представленной ответчиком действующей в детском саду должностной инструкции по должности старшей медицинской сестры усматривается, что в должностные обязанности старшей медицинской сестры входит, в том числе: организация выполнения назначений врача, проведение оздоровительных мероприятий (по профилактике заболеваний, закаливанию детей); организация и проведение систематического медицинского осмотра и антропометрии детей, осмотр всех вновь поступивших детей с назначением им комплекса медико-оздоровительно-педагогических мероприятий, направленных на благоприятное течение периода адаптации, ежедневный обход групп с целью проверки санитарного состояния и ведения журнала посещаемости, ежедневный прием детей в ясельной группе, прием и осмотр детей после болезни, оздоровительно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение заболеваний и закаливание детей, контроль соблюдения режима дня, организации питания, санитарного состояния помещений и участков. Из содержания должностной инструкции следует, что в должностные обязанности старшей медицинской сестры входит выполнение работ (услуг) по сестринскому делу в педиатрии при осуществлении доврачебной и первичной медико-санитарной помощи. Таким образом, в должностные обязанности старшей медицинской сестры входит осуществление медицинской деятельности. На должность старшей медицинской сестры принят работник, который осуществляет деятельность, в соответствии с должностной инструкцией. На основании изложенного суд приходит к выводу, что МКДОУ детский сад «Елочка» осуществляет медицинскую деятельность, в частности, работы (услуги) по сестринскому делу в педиатрии при осуществлении доврачебной помощи. Лицензии на осуществление медицинской деятельности МКДОУ детский сад «Елочка» не имеет. Указанные обстоятельства ответчиком и третьим лицом не оспариваются. В силу закона медицинская деятельность подлежит лицензированию и законодательно определен порядок лицензирования медицинской деятельности, в частности, сестринского дела в педиатрии, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями. Оценив исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что ответчик в нарушение законодательства о лицензировании, осуществляя медицинскую деятельность без лицензии на оказание доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии, тем самым нарушает права и законные интересы воспитанников на охрану здоровья, получение качественного и безопасного уровня медицинских услуг. Доводы представителя ответчика и представителя третьего лица о том, что органы прокуратуры вторглись в сферу деятельности исполнительных органов государственной власти, уполномоченных осуществлять государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, то есть фактически подменили их, суд находит несостоятельными. В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Согласно ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; в случае нарушения прав значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Лицензирование медицинской деятельности предусмотрено законодательством Российской Федерации, в частности, Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», Положением о лицензировании медицинской деятельности. Исходя из уставной деятельности, МКДОУ детский сад «Елочка» является образовательным учреждением, создано с целью реализации программ дошкольного образования, сохранения и укрепления физического здоровья детей; физического, интеллектуального и личностного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Указанная деятельность неразрывно связана с содержанием детей в дошкольных образовательных учреждениях, где им штатным медицинским персоналом учреждения оказывается доврачебная медицинская помощь. Обратившись в суд с данным исковым заявлением, прокурор выступил в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (воспитанников МКДОУ детский сад «Елочка» и их законных представителей), обращение прокурора в суд с иском не подменяет собой органы государственного контроля. На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Братского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ детский сад «Елочка» об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на оказание доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Братского района, заявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить. Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Елочка», расположенное по адресу: ... в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на оказание доврачебной медицинской помощи по сестринскому делу в педиатрии. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья Гапеевцева М.А.