Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Братск 10 мая 2012 года Братский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Гапеевцевой М.А., при секретаре Ковалик Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-344/2012 по исковому заявлению прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Малышка» о признании бездействия незаконным, об обязании получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Братского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Малышка» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неполучении в установленном законом порядке лицензии на осуществление образовательной деятельности, и об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности. В обоснование иска прокурор Братского района указал, что в нарушение п. 2 ст. 33.1 ФЗ «Об образовании», п. 18 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, Устава МДОУ детский сад «Малышка», МДОУ детский сад «Малышка» осуществляет образовательную деятельность без лицензии на право ведения образовательной деятельности. Срок действия предыдущей лицензии истек. Осуществление МДОУ детский сад «Малышка» образовательной деятельности без лицензии ставит под угрозу выполнение одной из задач государства по обеспечению и защите конституционного права граждан РФ на образование, что является недопустимым и нарушает интересы не только государства, но и участников образовательного процесса. В судебном заседании помощник прокурора Братского района Четверикова Ю.С. исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что Конституцией РФ каждому гарантируется право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В силу Федерального закона «Об образовании» образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам подлежит лицензированию. В соответствии с п. 18 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства российской Федерации от 12.09.2008 № 666, право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации, возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Пунктом 4.1 Устава МКДОУ детский сад «Малышка», утвержденного Постановлением мэра Братского района № 304 от 30.11.2011г. установлено что, детский сад создан с целью реализации общеобразовательной программы дошкольного образования, то есть осуществления образовательной деятельности. Пунктом 1.9 устава МКДОУ «Малышка» определено, что названное учреждение приобретает право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством РФ, с момента получения лицензии на право ведения образовательной деятельности. В нарушение указанных норм детский сад «Малышка» осуществляет образовательную деятельность без лицензии на право ведения образовательной деятельности. Срок действия предыдущей лицензии истек 30.10.2006г. Осуществление МКДОУ детский сад «Малышка» образовательной деятельности без лицензии ставит под угрозу выполнение одной из задач государства по обеспечению и защите конституционного права граждан Российской Федерации на образование, установленной ст.4 Закона РФ «Об образовании», что является недопустимым и нарушает интересы не только государства, но и участников образовательного процесса. Просила признать бездействие муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Малышка», выразившееся в неполучении в установленном законом порядке лицензии на осуществление образовательной деятельности, незаконным; Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышка», расположенное по адресу: ..., в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности. В судебном заседании представитель ответчика МКДОУ детский сад «Малышка» - исполняющая обязанности заведующей МКДОУ детский сад «Малышка» Тихомирова М.В., действующая на основании прав по должности, исковые требования прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия МКДОУ детский сад «Малышка», выразившегося в неполучении в установленном законом порядке лицензии на осуществление образовательной деятельности, обязании МКДОУ детский сад «Малышка» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности не признала. Суду пояснила, что 30.10.2001г. МДОУ детский сад «Малышка» была получена лицензия на осуществление образовательной деятельности, срок действия которой истек 30.10.2006г. До настоящего времени детский сад осуществляет деятельность без лицензии. Вместе с тем, администрация МКДОУ «Малышка» ведет работу по сбору документов на получение лицензии на образовательную деятельность уже не первый год. Что подтверждается тем, что в 2006 г. в детский сад был приобретен медицинский инвентарь по счету *** от **.**.**** на общую сумму <данные изъяты>. С **.**.**** г. начались работы по монтажу системы пожарной сигнализации и оповещения в МКДОУ «Малышка. В **.**.**** г. в связи с необходимостью получения лицензии на образовательную деятельность, на основании предписания Госпожнадзора *** от **.**.**** началась работа по расширению дверных проемов всех выходов на улицу в здании МКДОУ «Малышка». Итогом вышеуказанной работы стало получение Заключения *** о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности от **.**.**** Также имеется Санитарно-эпидемиологическое заключение от **.**.****, которое говорит о том, что детский сад выполнил все требования Роспотребнадзора. На данный момент полностью документально оформлено здание МКДОУ «Малышка», о чем свидетельствует Свидетельство о государственной регистрации права серия 38 А... от **.**.**** Работа в этом направлении велась начиная с **.**.**** г. Последний незавершенный этап работы - изготовление кадастрового паспорта земельного участка МКДОУ. Ходатайство о выделении необходимых на эти цели средств было подано в отдел образования Администрации МО «Братский район» **.**.**** На данный момент ходатайство об оплате счетов на оборудование находится на рассмотрении в финансовом отделе Администрации МО «Братский район». При получении кадастрового паспорта земельного участка МКДОУ «Малышка» готово пройти предусмотренную законом процедуру получения лицензии на образовательную деятельность. Считает, что бездействие МКДОУ «Малышка» в решении вопроса получения в установленном законом порядке лицензии на осуществление образовательной деятельности, отсутствует, так как администрация детского сада для этого делает всё возможное. На основании вышеизложенного считает, что пределы прокурорского вмешательства в данном случае превышены, просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. В судебном заседании представитель третьего лица администрации муниципального образования «Братский район» Тихомирова А.С., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Братского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ детский сад «Малышка» о признании бездействия незаконным и об обязании получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности не признала. Суду пояснила, администрация МКДОУ «Малышка», понимая необходимость выполнения требований предусмотренных ст. 33.1 Федерального закона № 3266-1 «Об образовании», на данный момент проводит сбор документов, необходимых для получения лицензии на образовательную деятельность в соответствии с перечнем документов, предусмотренным п. 8 Постановления Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности». Так, п. 4 ст. 33.1 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» предусматривает, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования. Для получения лицензии на образовательную деятельность МКДОУ «Малышка» необходимо представить в лицензирующий орган копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам, что, в свою очередь, предполагает необходимость оформления необходимых документов на земельный участок МКДОУ «Малышка», а именно - получение кадастрового паспорта земельного участка МКДОУ. Это необходимо для оформления регистрации права хозяйственного ведения, оперативного управления МКДОУ «Малышка на земельный участок. На основании п. 6.4 раздела 6 Устава МКДОУ «Малышка» источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МКДОУ являются собственные средства Учредителя. В соответствии с п. 2.1 раздела 2 Устава МКДОУ «Малышка» собственником имущества МКДОУ является муниципальное образование «Братский район». Полномочия учредителя в отношении МКДОУ осуществляет Администрация муниципального образования «Братский район». В связи с чем заведующей МКДОУ «Малышка» ФИО1 было подано ходатайство о выделении необходимых на эти цели средств в отдел образования Администрации МО «Братский район» 15.03.2012 г. На данный момент ходатайство об оплате счетов на данное оборудование от Отдела образования Администрации МО «Братский район» находится на рассмотрении в Финансовом управлении Администрации МО «Братский район». При получении кадастрового паспорта земельного участка МКДОУ «Малышка» будет готово пройти предусмотренную законом процедуру получения лицензии на образовательную деятельность. Поскольку все остальные документы, необходимые для прохождения данной процедуры уже есть в наличии. Считает, что бездействие МКДОУ «Малышка» в решении вопроса получения в установленном законом порядке лицензии на осуществление образовательной деятельности, отсутствует, так как администрация детского сада для этого делает всё возможное. Полагает, что пределы прокурорского вмешательства в данном случае превышены, в связи с чем просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. Выслушав помощника прокурора Братского района Четверикову Ю.С., представителя ответчика Тихомирову М.В., представителя третьего лица Тихомирову А.С., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 43 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии с п. 2 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1, лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1, при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и его родителей (законных представителей) с лицензией на право ведения образовательной деятельности. В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1, образовательный процесс образовательное учреждение ведет в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации. В соответствии с п. 6 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1, документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах, а также иные сведения, предусмотренные положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 1, 2, 11, 14 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997г. № 1204, образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста является образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования. Основные цели учреждения - осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, учреждение получает с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Учреждение может быть реорганизовано, ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Ликвидация учреждения может осуществляться по решению его учредителя (учредителей) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии либо деятельности, не соответствующей его уставным целям. Согласно п. 17 Приказа Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» право на осуществление образовательной деятельности возникает у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии на осуществление образовательной деятельности. (Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" утратило силу 30.04.2012). Пунктом 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ № 174 от 16.03.2011г., определены лицензионные требования и условия при осуществлении образовательной деятельности, в том числе наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности… и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования; наличие учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам; наличие учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам; наличие в штате лицензиата или привлечение им на законном основании педагогических работников; соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к организации образовательного процесса. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от **.**.**** МКДОУ детский сад «Малышка» является действующим юридическим лицом. Согласно копии свидетельства 38 *** МКДОУ детский сад «Малышка» состоит на учете в МИФНС *** по Иркутской области с **.**.****. Согласно копий свидетельств 38 ***, 38 *** внесены записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации юридического лица с **.**.****, изменений о юридическом лице МКДОУ детский сад «Малышка» с **.**.****. В соответствии с Уставом МКДОУ детский сад «Малышка» установлено, что МКДОУ детский сад «Малышка» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, открытый в отделе казначейского исполнения бюджета финансового управления администрации МО «Братский район» (п. 1.5); право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством РФ, возникают у МКДОУ детский сад «Малышка» с момента выдачи ему лицензии. (п. 1.9). Согласно п. 4.1 Устава МКДОУ детский сад «Малышка», МКДОУ создано с целью реализации общеобразовательной программы дошкольного образования. Согласно копии лицензии А *** зарегистрированной **.**.**** в отделе образования муниципального образования «Братский район», разрешено осуществление образовательной деятельности муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду «Малышка», юридический адрес: .... Срок действия лицензии до **.**.****. Согласно копи приказа ***-л от **.**.**** следует, что ФИО1 принята на работу в МДОУ детский сад «Малышка» ... заведующей. Приказом *** от **.**.**** исполнение обязанностей заведующей МКДОУ «Малышка» возложены на старшего воспитателя Тихомирову М.В. на период отпуска заведующей ФИО1 Согласно копии счета *** от **.**.****, копии ходатайства от **.**.**** следует, что заведующая МДОУ детский сад «Малышка» ... ФИО7 обратилась к заведующему РОО МО «...» ФИО2 с просьбой об оплате счета на приобретение медицинского инвентаря в процедурный кабинет. Согласно копии договора *** от **.**.****, копии акта приемки выполненных работ, копии заявки на финансирование *** на июнь 2008 года, копии счета *** от **.**.**** следует, что между ООО <данные изъяты>» и МДОУ детский сад «Малышка» заключен договор на выполнение работ по установке и подключению на ЦСМ средств пожарной сигнализации в помещении детский сад «Малышка». Согласно копии акта *** ООО «<данные изъяты>» выполнены работы по капитальному ремонту внутренней электропроводки в помещении МДОУ детского сада «Малышка» по адресу: .... Согласно копии ходатайства от **.**.****, копии счета на оплату № *** от **.**.****, копии заявки на кассовый расход от **.**.**** следует, что заведующая МДОУ детский сад «Малышка» обратилась к заведующему отделом образования администрации МО «Братский район» ФИО2 с просьбой оплатить денежную сумму за изготовление технического паспорта на здание МДОУ, в связи с прохождением аккредитации на образовательную деятельность. Согласно копии договора *** от **.**.**** следует, что между ООО «<данные изъяты>» и МДОУ детский сад «Малышка» заключен договор по техническому обслуживанию исправных и работоспособных установок пожарной сигнализации в детском саду «Малышка». Согласно копии акта от **.**.**** следует, что ООО «<данные изъяты>» работы по установке сигнализации и проверке работоспособности проведены. Согласно копии санитарно-эпидемиологического заключения от **.**.**** установлено, что медицинский кабинет МДОУ детский сад «Малышка» соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.. Копией счета *** от **.**.**** подтверждается, что МДОУ детский сад «Малышка» оплатило ООО «<данные изъяты>» монтажные работы деревянного дверного комплекта. Согласно копии предписания *** государственным инспектором г. Братска и Братского района по пожарному надзору ФИО3 проведено внеплановое мероприятие по надзору в сфере требований пожарной сигнализации МДОУ детский сад «Малышка» по адресу: ..., установлены нарушения, которые предложено устранить. Согласно копии договора *** от **.**.****, *** от **.**.****, копий перечней затрат, копии заявки на кассовый расхо... от **.**.****, копии счета *** от **.**.**** следует, что между ООО «<данные изъяты>» и МДОУ детский сад «Малышка» заключен договор на проведение работ по монтажу деревянных дверей в МДОУ детский сад «Малышка» .... Согласно копий ходатайств от **.**.****, **.**.**** следует, что заведующая МДОУ детский сад «Малышка» обратилась к заведующему отделом образования администрации МО «Братский район» ФИО2 с просьбой оплатить приобретение и монтаж дверных блоков в МДОУ «Малышка» в связи с предписанием госпожнадзора для получения лицензии на образовательную деятельность, необходимо расширить дверные проемы всех выходов на улицу. Согласно копии заключения *** от **.**.**** следует, что государственным инспектором г. Братска и Братского района по пожарному надзору ФИО4 проведено обследование документов, объекта заявителя на территории, в зданиях и помещениях МДОУ детский сад «Малышка», расположенного по адресу: .... Установлено, что МДОУ детский сад «Малышка» соответствует обязательным требованиям пожарной безопасности. Согласно копии ходатайства от **.**.****, копии сметы на проектно-изыскательские работы, следует, что заведующая МКДОУ детский сад «Малышка» ФИО1 обратилась к заведующей отделом образования администрации МО «Братский район» ФИО5 с просьбой оплатить проведение топографо-геодезических работ, межевание земельного участка МКДОУ «Малышка», по адресу: ..., в связи с необходимостью прохождения процедуры лицензирования образовательной деятельности. Согласно копии информационного письма от **.**.**** следует, что МКДОУ детский сад «Малышка» работает без лицензии на право осуществления образовательной деятельности. В настоящее время в МКДОУ имеется санитарно-эпидемиологическое заключение от **.**.**** на медицинскую деятельность кабинета. МКДОУ имеется заключение *** от **.**.**** «О соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности» В связи с отсутствием кадастрового паспорта земельного участка МКДОУ отсутствует регистрация права хозяйственного ведения, оперативного управления. Администрацией МКДОУ подготовлены и переданы документы в Братский филиал ФГУ Земельную кадастровую палату по ... для запроса и изготовления кадастрового паспорта земельного участка МКДОУ. Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права 38 А... от **.**.**** следует, что Муниципальное образование «...» является собственником здания детского сада, расположенного по адресу: .... Согласно копии заявки от **.**.**** следует, что и.о. заведующей МКДОУ детский сад «Малышка» обратилась к директору ООО «<данные изъяты>» ФИО6 с просьбой выполнить кадастровые работы по земельному участку, расположенному по адресу: .... Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд установил, что МКДОУ детский сад «Малышка» является муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением, реализует программы дошкольного образования и предоставляет возможность подготовить детей к дальнейшему получению общего образования. В соответствии с п. 5.3 Устава МКДОУ детский сад «Малышка» при приеме детей в МКДОУ учреждение обязано ознакомить родителей (законных представителей) с Уставом учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. В судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что с **.**.**** МКДОУ детский сад «Малышка» осуществляет образовательную деятельность без разрешения (лицензии). На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответчик в нарушение законодательства об образовании осуществляет свою деятельность без лицензии на осуществление образовательной деятельности, что приводит к нарушению прав воспитанников учреждения и их законных представителей на получение образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Доводы представителя ответчика и представителя третьего лица о том, что превышены пределы прокурорского вмешательства, суд находит несостоятельными. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Согласно ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; в случае нарушения прав значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Деятельность детских садов урегулирована Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1204 от 19.09.1997 года, исходя из которого, а также из уставной деятельности, указанные учреждения являются образовательными, они созданы с целью реализации программы дошкольного образования, сохранения и укрепления физического здоровья детей; физического, интеллектуального и личностного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Указанная деятельность неразрывно связана с содержанием детей в дошкольных образовательных учреждениях. Пункт 11 названного Положения устанавливает, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской федерации, учреждение получает с момента выдачи ему лицензии (разрешения). То есть детский сад без наличия лицензии вообще не может функционировать и в соответствии с п. 14 положения должен быть ликвидирован. Наличие лицензии предусмотрено и п. 17 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562. Аналогичное требование было предусмотрено и п. 18 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 666 от 12.09.2008., которое утратило силу с 30.04.2012 года Обратившись в суд с данным исковым заявлением, прокурор выступил в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (воспитанников и их законных представителей МКДОУ детский сад «Малышка»), обращение прокурора в суд с иском не подменяет собой органы государственного контроля. Наличие административной ответственности за отсутствие лицензии не исключает права прокурора обратиться в суд за защитой нарушенных прав неопределенного круга лиц в порядке гражданского судопроизводства. Доводы представителя ответчика и представителя третьего лица об отсутствии бездействия МКДОУ детский сад «Малышка» при решении вопроса получения лицензии на образовательную деятельность в связи с тем, что работа по получению лицензии ведется ответчиком на протяжении нескольких лет, суд признает несостоятельными, поскольку в силу Закона РФ «Об образовании» образовательная деятельность подлежит лицензированию и осуществление указанной деятельности без лицензии является незаконным. Суд находит отдельные действия ответчика, направленные на получение лицензии для осуществления образовательной деятельности, периодически совершаемые им в течение пяти с половиной лет после истечения срока действия предыдущей лицензии на образовательную деятельность, недостаточными для своевременного получения лицензии на образовательную деятельность, а также несоразмерными значительному периоду времени, прошедшему со дня окончания ранее выданной лицензии. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отсутствие у МКДОУ детский сад «Малышка» лицензии на образовательную деятельность с **.**.**** по настоящее время (более пяти лет) является следствием бездействия ответчика, которое следует признать незаконным. На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Братского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ детский сад «Малышка» о признании бездействия незаконным и об обязании получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Братского района, заявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить. Признать незаконным бездействие муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Малышка», расположенного по адресу: ..., выразившееся в неполучении в установленном законом порядке лицензии на осуществление образовательной деятельности. Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышка», расположенное по адресу: ..., в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья Гапеевцева М.А.