Решение по делу № 2-363/2012



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Братск 14 мая 2012 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.,

при секретаре Ковалик Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-363/2012 по исковому заявлению прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Жарок» о признании бездействия незаконным, об обязании получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Братского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Жарок» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неполучении в установленном законом порядке лицензии на осуществление образовательной деятельности, и об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности.

В обоснование иска прокурор Братского района указал, что в нарушение п. 2 ст. 33.1 ФЗ «Об образовании», п. 18 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, Устава МКДОУ детский сад «Жарок», МКДОУ детский сад «Жарок» осуществляет образовательную деятельность без лицензии на право ведения образовательной деятельности. Осуществление МКДОУ детский сад «Жарок» образовательной деятельности без лицензии ставит под угрозу выполнение одной из задач государства по обеспечению и защите конституционного права граждан РФ на образование, что является недопустимым и нарушает интересы не только государства, но и участников образовательного процесса.

В судебном заседании помощник прокурора Братского района Четверикова Ю.С. исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что Конституцией РФ каждому гарантируется право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В силу Федерального закона «Об образовании» образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам подлежит лицензированию.

В соответствии с п. 18 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства российской Федерации от 12.09.2008 № 666, право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации, возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Постановлением Мэра Братского района № 36 от 30.03.2011 года было учреждено МКДОУ детский сад «Жарок», утвержден его Устав, зарегистрировано в качестве юридического лица с 11.05.2011 года.

Пунктом 4.1 Устава МКДОУ детский сад «Жарок», утвержденного Постановлением мэра Братского района № 36 от 30.03.2011г., установлено что, детский сад создан с целью реализации общеобразовательной программы дошкольного образования, то есть осуществления образовательной деятельности.

Пунктом 1.9 устава МКДОУ «Жарок» определено, что названное учреждение приобретает право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством РФ, с момента получения лицензии на право ведения образовательной деятельности.

В нарушение указанных норм детский сад «Жарок» осуществляет образовательную деятельность без лицензии на право ведения образовательной деятельности с 11.05.2011 года.

Осуществление МКДОУ детский сад «Жарок» образовательной деятельности без лицензии ставит под угрозу выполнение одной из задач государства по обеспечению и защите конституционного права граждан Российской Федерации на образование, установленной ст.4 Закона РФ «Об образовании», что является недопустимым и нарушает интересы не только государства, но и участников образовательного процесса.

Просила признать бездействие муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Жарок», выразившееся в неполучении в установленном законом порядке лицензии на осуществление образовательной деятельности, незаконным; Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Жарок», расположенное по адресу: ..., в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности.

В судебном заседании представитель ответчика МКДОУ детский сад «Жарок» - заведующая МКДОУ детский сад «Жарок» Карнаухова Е.Н., действующая на основании прав по должности, исковые требования прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия МКДОУ детский сад «Жарок», выразившегося в неполучении в установленном законом порядке лицензии на осуществление образовательной деятельности, обязании МКДОУ детский сад «Жарок» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности не признала.

Суду пояснила, что 30.10.2001г. МДОУ детский сад «Жарок» была получена лицензия на осуществление образовательной деятельности, срок действия которой истек 30.10.2006г. Действительно, до настоящего времени детский сад осуществляет деятельность без лицензии. Вместе с тем, администрация МКДОУ «Жарок», понимая необходимость выполнения требований, предусмотренных ст. 33.1 Федерального закона № 3266-1 «Об образовании», на данный момент проводит сбор документов, необходимых для получения лицензии на образовательную деятельность. Перечень вышеуказанных документов предусмотрен п. 8 Постановления Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».

Согласно приказу Отдела образования администрации Братского района № 109 а от 30.05.2003 года «О ликвидации основных начальных образовательных учреждений» ДОУ «Жарок» ... было ликвидировано. На основании Распоряжения Главы администрации МО «Братский район» № 614 от 15.07.2003 года «О правопреемстве», Постановления Главы администрации МО «Братский район» № 246 от 11.08.2003 года «Об открытии филиалов образовательных учреждений» ДОУ «Жарок» ... было присоединено к ДОУ «Солнышко» (...), то есть стало его филиалом.

Согласно Постановлению мэра Братского района № 36 от 30.03.2011 года «О создании МКДОУ детский сад «Жарок» ...» **.**.**** вновь было создано самостоятельное учреждение - МКДОУ детский сад «Жарок», утвержден его Устав.

Подготовка к получению лицензии на образовательную деятельность велась с **.**.**** года, то есть в то время, когда МКДОУ «Жарок» фактически не существовал, а был филиал МКДОУ «Солнышко». Так, **.**.**** был заключен Договор подряда *** по монтажу пожарной сигнализации в здании МКДОУ «Солнышко» ...).

Нарушений требований пожарной безопасности МКДОУ «Жарок» органами Госпожнадзора на настоящий момент не выявлено.

**.**.**** были заключены договоры *** на выполнение утилизации ртутьсодержащих ламп, *** на проведение санитарно-эпидемиологических (профилактических мероприятий, ***-к на обследование технологического оборудования.

Для получения лицензии на образовательную деятельность МКДОУ «Жарок» необходимо представить в лицензирующий орган копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам, что, в свою очередь, предполагает необходимость оформления необходимых документов на земельный участок и здание МКДОУ «Жарок», а именно - получение технического паспорта на здание и кадастрового паспорта земельного участка МКДОУ. Что необходимо для оформления регистрации права хозяйственного ведения, оперативного управления МКДОУ «Жарок» на земельный участок и здание.

На основании п. 6.4 раздела 6 Устава МКДОУ «Жарок» источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МКДОУ являются собственные средства Учредителя. В соответствии с п. 2.1 раздела 2 Устава МКДОУ «Жарок» собственником имущества МКДОУ является муниципальное образование «Братский район». Полномочия учредителя в отношении МКДОУ осуществляет Администрация муниципального образования «Братский район». В связи с чем ею было подано заявление от **.**.**** в структурное подразделение филиала ОГУП «ОЦТИ-Областное БТИ» Центр технической инвентаризации по Братскому району с просьбой о выполнении работ по изготовлению технического паспорта на здание и кадастрового паспорта земельного участка. На данный момент ходатайство обсчетов на оплату данных работ от Отдела образования Администрации МО «Братский район» находится на рассмотрении в Финансовом управлении Администрации МО «Братский район». При получении кадастрового паспорта земельного участка и технического паспорта на здание МКДОУ «Жарок» готов пройти предусмотренную законом процедуру получения лицензии на образовательную деятельность. Поскольку все остальные документы, необходимые для получения лицензии, уже есть в наличии.

Считает, что бездействие МКДОУ «Жарок» в решении вопроса получения в установленном законом порядке лицензии на осуществление образовательной деятельности, отсутствует, так как администрация детского сада для этого делает всё возможное. Также считает, что пределы прокурорского вмешательства в данном случае превышены. Просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

В судебном заседании представитель третьего лица администрации муниципального образования «Братский район» Тихомирова А.С., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Братского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ детский сад «Жарок» о признании бездействия незаконным и об обязании получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности не признала. Поддержала возражения ответчика, суду дала пояснения, аналогичные пояснениям представителя ответчика. Просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Выслушав помощника прокурора Братского района Четверикову Ю.С., представителя ответчика Карнаухову Е.Н., представителя третьего лица Тихомирову А.С., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 43 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с п. 2 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1, лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1, при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и его родителей (законных представителей) с лицензией на право ведения образовательной деятельности.

В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1, образовательный процесс образовательное учреждение ведет в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации.

В соответствии с п. 6 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1, документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах, а также иные сведения, предусмотренные положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, 2, 11, 14 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997г. № 1204, образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста является образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования.

Основные цели учреждения - осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся.

Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, учреждение получает с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Учреждение может быть реорганизовано, ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ликвидация учреждения может осуществляться по решению его учредителя (учредителей) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.

Согласно п. 17 Приказа Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» право на осуществление образовательной деятельности возникает у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии на осуществление образовательной деятельности. (Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" утратило силу 30.04.2012).

Пунктом 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ № 174 от 16.03.2011г., определены лицензионные требования и условия при осуществлении образовательной деятельности, в том числе наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности… и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования; наличие учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам; наличие учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам; наличие в штате лицензиата или привлечение им на законном основании педагогических работников; соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к организации образовательного процесса.

Согласно копиям выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от **.**.**** и **.**.****, свидетельства 38 *** от **.**.**** МКДОУ детский сад «Жарок» является действующим юридическим лицом.

Согласно копии свидетельства 38 *** МКДОУ детский сад «Жарок» состоит на учете в МИФНС *** по ... с **.**.****.

Согласно копии свидетельства 38 *** внесены записи в Единый государственный реестр юридических лиц о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица МКДОУ детский сад «Жарок» с **.**.****.

В соответствии Уставом МКДОУ детский сад «Жарок» установлено, что МКДОУ детский сад «Жарок» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, открытый в территориальном органе федерального казначейства (п. 1.5) ; право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством РФ, возникают у МКДОУ детский сад «Жарок» с момента выдачи ему лицензии. (п. 1.9).

Согласно п. 4.1 Устава МКДОУ детский сад «Жарок», МКДОУ создано с целью реализации общеобразовательной программы дошкольного образования.

Согласно копии лицензии А <данные изъяты>, зарегистрированной **.**.**** в отделе образования муниципального образования «Братский район», разрешено осуществление образовательной деятельности муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду «Жарок», юридический адрес: .... Срок действия лицензии до **.**.****.

Согласно копии приказа Отдела образования Администрации Братского района *** а от **.**.**** ликвидировано ДОУ «Жарок» ....

Согласно копии распоряжения главы администрации МО «Братский район» *** от **.**.**** правопреемником присоединяемого ДОУ «Жарок» ... является ДОУ «Солнышко» ....

Согласно копии постановления главы администрации МО «Братский район» *** от **.**.**** следует, что открыт филиал образовательного учреждения МДОУ детский сад «Солнышко» ... ... для осуществления образовательной деятельности.

Согласно копии постановления мэра Братского района *** от **.**.**** следует, что учреждено МКДОУ детский сад «Жарок» ..., утвержден его Устав, на должность заведующей назначена Карнаухова Е.Н.

Согласно копии приказа ***-л от **.**.**** Карнаухова Е.Н. принята на работу в МКДОУ детский сад «Жарок» заведующей с **.**.****.

Согласно копии договора подряда *** следует, что между ООО <данные изъяты>» и МДОУ «Солнышко» **.**.**** заключен договор по монтажу пожарной сигнализации на объекте МДОУ «Солнышко», расположенной по адресу: ....

Согласно копии акта ***-ПС от **.**.**** следует, что технические средства сигнализации, прошедшие комплексное опробование, включая и пусконаладочные работы, находятся в работоспособном состоянии.

Согласно копии заявления от **.**.**** заведующая МКДОУ детский сад «Жарок» обратилась в структурное подразделение филиала ОГУП «ОЦТИ-Областное БТИ» Центр технической инвентаризации по ... с просьбой выполнить работы по изготовлению технического паспорта и кадастрового паспорта на объект недвижимого имущества МКДОУ детский сад «Жарок», расположенный по адресу: ....

Согласно копии акта *** от **.**.**** установлено, что государственным инспектором г. Братска и Братского района по пожарному надзору ФИО9 была проведена внеплановая проверка в отношении юридического лица МДОУ детский сад «Жарок», нарушений не выявлено.

Согласно копии договора *** от **.**.**** следует, что между ИП ФИО6 и МКДОУ детский сад «Жарок» заключен договор о выполнении работ по утилизации ртутьсодержащих ламп.

Согласно копии договора *** от **.**.**** следует, что между ООО «<данные изъяты>» и МКДОУ детский сад «Жарок» заключен договор о проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий по дератизации и дезинсекции.

Согласно копии договора ***-К от **.**.**** следует, что между ИП ФИО7 и МКДОУ «Жарок» заключен договор на обследование технологического оборудования, составлению актов технического заключения.

Согласно копии договора № Бр 15/12-ТО от **.**.**** следует, что между ООО <данные изъяты> и МКДОУ детский сад «Жарок» заключен договор на техническое обслуживание автономной пожарной сигнализации, установленных на объекте МКДОУ детский сад «Жарок» ....

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд установил, что МКДОУ детский сад «Жарок» является муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением, реализует программы дошкольного образования и предоставляет возможность подготовить детей к дальнейшему получению общего образования.

В соответствии с п. 5.3 Устава МКДОУ детский сад «Жарок» при приеме детей в МКДОУ учреждение обязано ознакомить родителей (законных представителей) с Уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности.

В судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что с **.**.**** МКДОУ детский сад «Жарок» осуществляет образовательную деятельность без разрешения (лицензии).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответчик в нарушение законодательства об образовании осуществляет свою деятельность без лицензии на осуществление образовательной деятельности, что приводит к нарушению прав воспитанников учреждения и их законных представителей на получение образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

Доводы представителя ответчика и представителя третьего лица о том, что превышены пределы прокурорского вмешательства, суд находит несостоятельными. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; в случае нарушения прав значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Деятельность детских садов урегулирована Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1204 от 19.09.1997 года, исходя из которого, а также из уставной деятельности, указанные учреждения являются образовательными, они созданы с целью реализации программы дошкольного образования, сохранения и укрепления физического здоровья детей; физического, интеллектуального и личностного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Указанная деятельность неразрывно связана с содержанием детей в дошкольных образовательных учреждениях. Пункт 11 названного Положения устанавливает, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской федерации, учреждение получает с момента выдачи ему лицензии (разрешения). То есть детский сад без наличия лицензии вообще не может функционировать и в соответствии с п. 14 положения должен быть ликвидирован.

Наличие лицензии предусмотрено и п. 17 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562.

Аналогичное требование было предусмотрено и п. 18 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 666 от 12.09.2008., которое утратило силу с 30.04.2012 года

Обратившись в суд с данным исковым заявлением, прокурор выступил в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (воспитанников и их законных представителей МКДОУ детский сад «Жарок»), обращение прокурора в суд с иском не подменяет собой органы государственного контроля. Наличие административной ответственности за отсутствие лицензии не исключает права прокурора обратиться в суд за защитой нарушенных прав неопределенного круга лиц в порядке гражданского судопроизводства.

Доводы представителя ответчика и представителя третьего лица об отсутствии бездействия МКДОУ детский сад «Жарок» при решении вопроса получения лицензии на образовательную деятельность в связи с тем, что работа по получению лицензии ведется ответчиком на протяжении нескольких лет, суд признает несостоятельными, поскольку в силу Закона РФ «Об образовании» образовательная деятельность подлежит лицензированию и осуществление указанной деятельности без лицензии является незаконным.

Суд находит отдельные действия ответчика, направленные на получение лицензии для осуществления образовательной деятельности, периодически совершаемые им в течение года после создания юридического лица на образовательную деятельность, недостаточными для своевременного получения лицензии на образовательную деятельность, а также несоразмерными периоду времени, прошедшему со дня регистрации юридического лица.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отсутствие у МКДОУ детский сад «Жарок» лицензии на образовательную деятельность с **.**.**** по настоящее время является следствием бездействия ответчика, которое следует признать незаконным.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Братского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ детский сад «Жарок» о признании бездействия незаконным и об обязании получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности, законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Братского района, заявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Жарок», расположенного по адресу: ..., выразившееся в неполучении в установленном законом порядке лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Жарок», расположенное по адресу: ..., в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Гапеевцева М.А.