Решение по делу № 2-361/2012



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Братск 02 мая 2012 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Гапеевцевой М.А.,

при секретаре Ковалик Ю.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-361/2012 по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Детский сад «Светлячок» о признании бездействия незаконным, об обязании получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Братского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению Детский сад «Светлячок» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неполучении в установленном законом порядке лицензии на осуществление образовательной деятельности, и об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности.

В обоснование иска прокурор Братского района указал, что в нарушение п. 2 ст. 33.1 ФЗ «Об образовании», п. 18 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, Устава МДОУ детский сад «Светлячок», МДОУ детский сад «Светлячок» осуществляет образовательную деятельность без лицензии на право ведения образовательной деятельности. Срок действия предыдущей лицензии истек **.**.**** Осуществление МДОУ детский сад «Светлячок» образовательной деятельности без лицензии ставит под угрозу выполнение одной из задач государства по обеспечению и защите конституционного права граждан РФ на образование, что является недопустимым и нарушает интересы не только государства, но и участников образовательного процесса.

В судебном заседании помощник прокурора Братского района Четверикова Ю.С. исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что Конституцией РФ каждому гарантируется право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В силу Федерального закона «Об образовании» образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам подлежит лицензированию.

В соответствии с п. 18 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 № 666, право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации, возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Пунктом 4.1 Устава МКДОУ Детский сад «Светлячок», утвержденного Постановлением мэра Братского района № 328 от 12.12.2011г. установлено что, МКДОУ создано с целью реализации прав граждан на получение образования.

Пунктом 1.9 Устава МКДОУ «Светлячок» определено, что названное учреждение приобретает право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством РФ, с момента получения лицензии на право ведения образовательной деятельности.

В нарушение указанных норм МКДОУ детский сад «Светлячок» осуществляет образовательную деятельность без лицензии на право ведения образовательной деятельности. Срок действия предыдущей лицензии истек **.**.**** Осуществление МКДОУ детский сад «Светлячок» образовательной деятельности без лицензии ставит под угрозу выполнение одной из задач государства по обеспечению и защите конституционного права граждан Российской Федерации на образование, установленной ст. 4 Закона РФ «Об образовании», что является недопустимым и нарушает интересы не только государства, но и участников образовательного процесса.

Просила суд признать незаконным бездействие МКДОУ Детский сад «Светлячок», выразившееся в неполучении в установленном законом порядке лицензии на осуществление образовательной деятельности, и обязать МКДОУ Детский сад «Светлячок» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности.

В судебном заседании представитель ответчика МКДОУ детский сад «Светлячок» -заведующая МКДОУ Детский сад «Светлячок» Суранова Е.И., действующая на основании прав по должности, исковые требования прокурора Братского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия МКДОУ Детский сад «Светлячок», выразившегося в неполучении в установленном законом порядке лицензии на осуществление образовательной деятельности, обязании МКДОУ Детский сад «Светлячок» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности не признала. Суду пояснила, что **.**.**** МДОУ Детский сад «Светлячок» была получена лицензия на осуществление образовательной деятельности, срок действия которой истек **.**.**** До настоящего времени детский сад осуществляет деятельность без лицензии, поскольку МКДОУ «Светлячок», понимая необходимость выполнения требований, предусмотренных ст. 33.1 Федерального закона № 3266-1 «Об образовании», на данный момент проводит сбор документов, необходимых для получения лицензии на образовательную деятельность. Перечень документов предусмотрен п. 8 Постановления Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности». Для получения лицензии на образовательную деятельность, МКДОУ «Светлячок», в частности, необходимо представить в лицензирующий орган копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, соответствующих установленным лицензионным нормативам обеспечения образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам, что, в свою очередь, предполагает согласование таких государственных структур как Роспотребнадзор и Госпожнадзор. За указанный период времени выполнено Предписание № *** должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно - эпидемиологический надзор, от **.**.****, а именно произведены плотницкие работы по капитальному ремонту здания детского сада. Выполнены работы по благоустройству территории детского сада (устройство забора). Приобретен холодильник Samsung RL34ESVB1. **.**.**** между ООО <данные изъяты>» и МДОУ «ДС Светлячок» заключен договор на оказание услуг по монтажу и наладке монтажа пожарной сигнализации ***. Также был заключен договор на оказание услуг по ремонту и пуско-наладочным работам технических средств сигнализации № *** от **.**.**** То есть работа по оснащению МКДОУ «Светлячок» пожарной сигнализацией на настоящий момент проведена в полном объеме.

На данный момент МКДОУ «Светлячок» необходимы средства на плотницкие работы по устройству дверей здания детского сада, что в свою очередь устанавливается Предписанием Госпожнадзора *** от **.**.**** Для получения лицензии на образовательную деятельность МКДОУ «Светлячок» необходимо также оформить документы на землю - произвести топографо-геодезические работы, работы по межеванию земельного участка. Необходимо также сделать технический паспорт на здание МКДОУ «Светлячок».

На основании п. 6.4 раздела 6 Устава МКДОУ «Светлячок» источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МКДОУ являются собственные средства Учредителя. В соответствии с п. 2.1 раздела 2 Устава МКДОУ «Светлячок» собственником имущества МКДОУ является муниципальное образование «Братский район». Полномочия учредителя в отношении МКДОУ осуществляет Администрация муниципального образования «Братский район», в дальнейшем именуемая «Учредитель». В связи с чем МКДОУ «Светлячок» находится в полной финансовой зависимости от Администрации муниципального образования «Братский район».

В 2012 г. Администрацией МО «Братский район» выделены МКДОУ «Светлячок» на проектные работы по строительству детского сада 700 000 рублей; МКДОУ «Светлячок» ... вошел в Региональную программу по строительству модульных детских садов на 2012 - 2015 г.

Считает, что бездействие МКДОУ «Светлячок» в решении вопроса получения в установленном законом порядке лицензии на осуществление образовательной деятельности, отсутствует, так как администрация детского сада для этого делает всё возможное.

На основании вышеизложенного считает, что пределы прокурорского вмешательства в данном случае были превышены, просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

В судебном заседании представитель третьего лица администрации муниципального образования «Братский район» Тихомирова А.С., действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора Братского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ Детский сад «Светлячок» о признании бездействия незаконным и об обязании получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности не признала. Поддержала пояснения представителя ответчика и суду дала аналогичные пояснения. Просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Выслушав помощника прокурора Братского района Четверикову Ю.С., представителя ответчика Суранову Е.И., представителя третьего лица Тихомирову А.С., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 43 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с п. 2 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1, лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1, при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и его родителей (законных представителей) с лицензией на право ведения образовательной деятельности.

В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1, образовательный процесс образовательное учреждение ведет в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации.

В соответствии с п. 6 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1, документ, подтверждающий наличие лицензии, имеет приложение, являющееся его неотъемлемой частью. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности, сведения об образовательных программах, а также иные сведения, предусмотренные положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, 2, 11, 14 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.09.1997г. № 1204, образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста является образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования.

Основные цели учреждения - осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся.

Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, учреждение получает с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

Учреждение может быть реорганизовано, ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ликвидация учреждения может осуществляться по решению его учредителя (учредителей) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.

Согласно п. 17 Приказа Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» право на осуществление образовательной деятельности возникает у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии на осуществление образовательной деятельности. (Постановление Правительства РФ от 12.09.2008 N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" утратило силу 30.04.2012).

Пунктом 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ *** от **.**.****, определены лицензионные требования и условия при осуществлении образовательной деятельности, в том числе наличие у соискателя лицензии в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности… и соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования; наличие учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам; наличие учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам; наличие в штате лицензиата или привлечение им на законном основании педагогических работников; соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к организации образовательного процесса.

Согласно свидетельству о государственной регистрации от **.**.****, выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от **.**.**** МКДОУ Детский сад «Светлячок» является действующим юридическим лицом.

Согласно копии свидетельства 38 *** МКДОУ Детский сад «Светлячок» состоит на учете в МИФНС *** по Иркутской области с **.**.****.

Согласно копий свидетельств 38 ***, 38 *** внесены записи в Единый государственный реестр юридических лиц о МКДОУ Детский сад «Светлячок» с **.**.****.

Из Устава МКДОУ Детский сад «Светлячок» установлено, что МКДОУ Детский сад «Светлячок» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, открытый в отделе казначейского исполнения бюджета финансового управления администрации муниципального образования «Братский район» (п. 1.5) ; право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством РФ, возникают у МКДОУ Детский сад «Светлячок» с момента выдачи ему лицензии. (п. 1.9).

Согласно п. 4.1 Устава МКДОУ Детский сад «Светлячок» МКДОУ создано с целью реализации общеобразовательной программы дошкольного образования.

Согласно копии лицензии А ***, зарегистрированной **.**.**** в отделе образования муниципального образования «Братский район», разрешено осуществление образовательной деятельности муниципальному дошкольному образовательному учреждению детскому саду «Светлячок», юридический адрес: .... Срок действия лицензии до **.**.****.

Согласно копии предписания главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Братске и Братском районе ФИО1*** от **.**.**** в МДОУ Детский сад «Светлячок» ... были выявлены нарушения санитарного законодательства, а также условия создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, предложено устранить выявленные нарушения.

Из копии договора подряда *** от **.**.**** следует, что между МДОУ Детский сад «Светлячок» и ИП ФИО2 заключен договор о выполнении плотницких работ.

Из копии акта сдачи-приемки выполненных работ *** от **.**.**** следует, что выполнены плотницкие работы ИП ФИО2 в ДОУ «Светлячок» ....

Согласно копии справки от **.**.**** и копии счета *** от **.**.**** стоимость плотницких работ Детского сада ..., согласно договора подряда *** от **.**.****, составила <данные изъяты> рублей.

Согласно копии ходатайства от **.**.**** заведующая Детским садом «Светлячок» ... ФИО3 обратилась к начальнику Управления образованием МО «Братский район» ФИО4 об оплате счета *** от **.**.****.

Из копии договора подряда *** от **.**.**** следует, что между МДОУ Детский сад «Светлячок» и ИП ФИО5 заключен договор о выполнении работ по устройству забора.

Согласно копии ходатайства от **.**.**** и.о. заведующей Детским садом «Светлячок» ... ФИО6 обратилась к начальнику Управления образованием МО «Братский район» ФИО4 об оплате договора подряда *** от **.**.****.

Из копии договора подряда *** от **.**.**** следует, что между МДОУ Детский сад «Светлячок» и ООО <данные изъяты>» заключен договор о монтаже и наладке пожарной сигнализации на объекте МДОУ детский сад «Светлячок».

Из копии акта ***-ПС от **.**.**** следует, что МДОУ Детский сад «Светлячок» проведена комиссионная проверка выполненных работ ООО <данные изъяты>», в результате которой сделано заключение, о том что технические средства сигнализации находятся в работоспособном состоянии.

Согласно копии счета *** от **.**.**** стоимость работ по монтажу и наладке пожарной сигнализации Детского сада ..., согласно договора подряда *** от **.**.****, составила <данные изъяты> рублей.

Согласно договору № *** от **.**.**** между МДОУ Детский сад «Светлячок» и ООО <данные изъяты>» заключен договор о ремонте или пуско-наладочных работах технических средств сигнализации.

Согласно копии приказа ***-л от **.**.**** следует, что Суранова Е.И. принята на работу в МДОУ Детский сад «Светлячок» ... заведующей.

Согласно копии сметы, копии ходатайства от **.**.**** заведующая Детским садом «Светлячок» ... Суранова Е.И. обратилась к заведующему отделом образования МО «Братский район» ФИО7 с просьбой оплатить сумму <данные изъяты> рублей, необходимую для проведения топографо-геодезических работ, работ по межеванию земельного участка ..., в связи с необходимостью получения лицензии на образовательную деятельность.

Согласно копии счета № *** от **.**.****, копии ходатайства от **.**.**** заведующая Детским садом «Светлячок» ... Суранова Е.И. обратилась к заведующему отделом образования МО «...» ФИО7 с просьбой оплатить сумму <данные изъяты> рублей за вызов специалиста БТИ для получения технического паспорта в связи с необходимостью получения лицензии на образовательную деятельность.

Согласно копии локальной сметы ***, копии ходатайства от **.**.**** заведующая Детским садом «Светлячок» ... Суранова Е.И. обратилась с ходатайством к заведующему отделом образования МО «...» ФИО7, в котором указала, что в связи с необходимостью получения лицензии на образовательную деятельность и выполнения требований Госпожнадзора просит согласовать смету *** плотницких работ по устройству дверей.

Согласно копии постановления *** от **.**.**** земельному участку общей площадью 8320 кв.м., предназначенному для строительства детского сада, присвоен адрес: ...

Согласно справке Администрации МО «Братский района» от **.**.**** следует, что в 2012 году на проектные работы по строительству детского сада в ... администрацией МО «Братский район» выделено <данные изъяты>. рублей. В настоящее время выбран и оформляется земельный участок в ..., изготавливается проект сада.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд установил, что МКДОУ Детский сад «Светлячок» является муниципальным казенным дошкольным образовательным учреждением, реализует программы дошкольного образования и предоставляет возможность подготовить детей к дальнейшему получению общего образования.

В соответствии с п. 5.3 Устава МКДОУ Детский сад «Светлячок» при приеме детей в МКДОУ учреждение обязано ознакомить родителей (законных представителей) с Уставом учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации МДОУ и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

В судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что с **.**.**** МКДОУ Детский сад «Светлячок» осуществляет образовательную деятельность без разрешения (лицензии).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответчик в нарушение законодательства об образовании осуществляет свою деятельность без лицензии на осуществление образовательной деятельности, что приводит к нарушению прав воспитанников учреждения и их законных представителей на получение образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.

Доводы представителя ответчика и представителя третьего лица о том, что превышены пределы прокурорского вмешательства, суд находит несостоятельными. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 21.11.2011) "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; в случае нарушения прав значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

Деятельность детских садов урегулирована Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 1204 от 19.09.1997 года, исходя из которого, а также из уставной деятельности, указанные учреждения являются образовательными, они созданы с целью реализации программы дошкольного образования, сохранения и укрепления физического здоровья детей; физического, интеллектуального и личностного развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Указанная деятельность неразрывно связана с содержанием детей в дошкольных образовательных учреждениях. Пункт 11 названного Положения устанавливает, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской федерации, учреждение получает с момента выдачи ему лицензии (разрешения). То есть детский сад без наличия лицензии вообще не может функционировать и в соответствии с п. 14 положения должен быть ликвидирован.

Наличие лицензии предусмотрено и п. 17 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 N 2562.

Аналогичное требование было предусмотрено и п. 18 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 666 от 12.09.2008, которое утратило силу с 30.04.2012 года.

Обратившись в суд с данным исковым заявлением, прокурор выступил в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (воспитанников и их законных представителей МКДОУ Детский сад «Светлячок»), обращение прокурора в суд с иском не подменяет собой органы государственного контроля. Наличие административной ответственности за отсутствие лицензии не исключает права прокурора обратиться в суд за защитой нарушенных прав неопределенного круга лиц в порядке гражданского судопроизводства.

Доводы представителя ответчика и представителя третьего лица об отсутствии бездействия МКДОУ Детский сад «Светлячок» при решении вопроса получения лицензии на образовательную деятельность в связи с тем, что работа по получению лицензии ведется ответчиком на протяжении нескольких лет, суд признает несостоятельными, поскольку в силу Закона РФ «Об образовании» образовательная деятельность подлежит лицензированию и осуществление указанной деятельности без лицензии является незаконным. Суд находит отдельные действия ответчика, направленные на получение лицензии для осуществления образовательной деятельности, периодически совершаемые им в течение пяти с половиной лет после истечения срока действия предыдущей лицензии, недостаточными для своевременного получения лицензии на образовательную деятельность, а также несоразмерными значительному периоду времени, прошедшему со дня окончания действия ранее выданной лицензии.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отсутствие у МКДОУ Детский сад «Светлячок» лицензии на образовательную деятельность с **.**.**** по настоящее время (более пяти лет) является следствием бездействия ответчика, которое следует признать незаконным.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Братского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ Детский сад «Светлячок» о признании бездействия незаконным и об обязании получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора ..., заявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Светлячок», расположенного по адресу: ..., выразившееся в неполучении в установленном законом порядке лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Светлячок», расположенное по адресу: ..., в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить в установленном законом порядке лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Гапеевцева М.А.