Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 марта 2012 г. г. Братск Братский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Гапеевцевой М.А., при секретаре Ковалик Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-282/2012 по исковому заявлению Братского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о защите прав потребителей, У С Т А Н О В И Л: Братский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее по тексту – ОАО «РЖД») о возложении обязанности произвести работы по оборудованию пассажирских посадочных платформ 1 и 2 железнодорожного пути остановочного пункта «Подвыездный» 351 км перегона Гидростроитель – Зяба ВСЖД навесом или павильоном. В судебном заседании старший помощник Братского транспортного прокурора Смирнова Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что Братской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите прав потребителей при пользовании транспортными услугами в Вихоревской дирекции но обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении ВСЖД - филиала ОАО «РЖД», в ходе которой проведено обследование пассажирской посадочной платформы остановочного пункта «Подвыездный». Установлено, что пассажирские посадочные платформы остановочного пункта «Подвыездный» 351 км, 1 и 2 железнодорожный путь перегона Гидростроитель-Зяба, находятся в собственности ОАО «РЖД», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним **.**.**** сделана запись регистрации *** и выдано свидетельство о государственной регистрации права ***. Балансодержателем указанных пассажирских посадочных платформ является Вихоревская дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении - структурное подразделение Дирекции по обслуживанию в пригородном сообщении Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД». Согласно инвентарным карточкам учета объекта основных средств платформа ОП 351 км О/П «Подвыездный» 2 путь построена в 1992г., а пассажирская посадочная платформа «Подвыездный» 1 путь – в 2009г., т.е. уже после принятия Правил технической эксплуатации железных дорог РФ № ЦРБ-756. Пассажирские посадочные платформы расположены на 1 и 2 железнодорожном пути остановочного пункта «Подвыездный» 351 км и на них осуществляется посадка - высадка пассажиров пригородных поездов по маршруту: Вихоревка - Кежемская и обратно. Указанные пассажирские посадочные платформы не оборудованы навесом или павильоном, что является нарушением п. 5.1 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ № ЦРБ-756, утв. МПС 26.05.2000г., в соответствии с которым пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами, которые предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, солнечной радиации), иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. К атмосферным осадкам и опасным гидрометеорологическим явлениям в частности относятся: очень сильный ветер, сильный ливень, очень сильный дождь, очень сильный снег, крупный град, сильная метель, сильная пыльная буря, которые по своему значению, интенсивности или продолжительности развития или моменту возникновения представляют угрозу безопасности людей, а также могут нанести значительный материальный ущерб (Федеральный закон от 19.07.1998г. №113-Ф3 «О гидрометеорологической службе». Критерии опасных гидрометеорологических явлений, утв. Росгидрометом 23.08.2002г.). Согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке. Кроме того, ст. 210 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таким образом, обязанность по обустройству и содержанию пассажирских посадочных платформ остановочного пункта «Подвыездный» возлагается на ОАО «РЖД». Содержание пассажирской посадочной платформы с нарушением установленных требований создает опасность для здоровья и жизни граждан, которым предоставляются транспортные услуги, и создает угрозу причинения вреда их имуществу. Просила обязать ОАО «Российские железные дороги» произвести работы по оборудованию пассажирских посадочных платформ 1 и 2 железнодорожного пути остановочного пункта «Подвыездный» 351 км перегона Гидростроитель-Зяба» ВСЖД навесом или павильоном. Представитель ответчика ОАО «РЖД» Седлецкий Д.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Братского транспортного прокурора не признал, суду пояснил, что указанные истцом Правила технической эксплуатации железных дорог РФ № ЦРБ-756, утвержденные Министерством путей сообщения РФ 26.05.2000г., в соответствии с которыми установлено, что пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами, приняты и введены в действие после того, как пассажирские посадочные платформы 1 и 2 железнодорожного пути остановочного пункта «Подвыездный» 351 км перегона Гидростроитель-Зяба ВСЖД были введены в эксплуатацию. На момент строительства посадочных платформ все требования, предъявляемые к их оборудованию, были выполнены. Кроме того, полагает, что акт от 27.02.2012 г., которым установлено, что пассажирские посадочные платформы 1 и 2 железнодорожного пути остановочного пункта «Подвыездный» 351 км перегона Гидростроитель-Зяба не оборудованы навесом или павильоном, не является допустимым доказательством по делу, поскольку составлен единолично прокурором в присутствии начальника Вихоревской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, а не комиссией. Просил в удовлетворении исковых требований отказать. Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Исходя из преамбулы Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 (с изменениями и дополнениями) «О защите прав потребителей», настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с п.5.1 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных МПС РФ 26.05.2000г. № ЦРБ-756 (в редакции от 03.07.2001г., с изменениями от 09.03.2004г.), пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами,... Распоряжением МПС РФ от 09.03.2004г. № 80р действие данных правил распространено на открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права собственником сооружения-комплекса (производственно-технологический комплекс № 33) Вихоревской дистанции пути Восточно-Сибирской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги» является открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Иркутская область, Братский район 266 км – 427 км. Согласно инвентарным карточкам учета объекта основных средств ***, ***, ***, *** пассажирская посадочная платформа «Подвыездный» 1 путь и платформа ОП 351 км о/п «Подвыездный» 2 путь находится на балансе ОАО «РЖД» Вихоревской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении структурного подразделения Дирекции по обслуживанию пассажиров – структурного подразделения ВСЖД – филиала ОАО «РЖД». Согласно справке начальника участка Вихоревской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении от **.**.**** на пассажирских посадочных платформах остановочного пункта «Подвыездный» перегон Гидростроитель-Зяба осуществляется посадка и высадка пассажиров электропоездов по маршрутам: № 6052 Вихоревка-Кежемская, № 6151 Кежемская-Вихоревка, № 6050 Вихоревка-Кежемская, № 60140 Кежемская-Вихоревка. Из акта, составленного старшим помощником Братского транспортного прокурора Смирновой Н.В., следует, что **.**.**** в присутствии начальника Вихоревской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства о защите прав потребителей при пользовании транспортными услугами, обследованы пассажирские посадочные платформы остановочного пункта «Подвыездный», состоящего на балансе Вихоревской Дирекции по обслуживанию пассажиров пригородного сообщения, в ходе которой установлено, что пассажирские посадочные платформы остановочного пункта «Подвыездный» 1, 2 железнодорожный путь перегона Гидростроитель – Зяба не оборудованы навесом или павильоном в соответствии с п.5.1 ПТЭ ( п. 2). С данным актом ФИО1 ознакомлен, копия акта ему вручена. Согласно Положению, утвержденному Начальником Восточно-Сибирской железной дороги –филиала ОАО «Российские железные дороги» **.**.****, Вихоревская дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении является структурным подразделением Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении Восточно-Сибирской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги». В соответствии с п. 25 и п. 26 Постановления правительства РФ от 18.09.2003 г. № 585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги», филиалы и представительства, создаваемые (открываемые) обществом, не являются юридическими лицами и наделяются имуществом, принадлежащим обществу. Имущество указанных филиалов и представительств учитывается на их балансах, а также на балансе общества. Филиалы и представительства, создаваемые (открываемые) обществом, осуществляют свою деятельность от имени общества. Общество несет ответственность за деятельность своих филиалов и представительств. Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», сокращенное наименование ОАО «РЖД», является юридическим лицом. Согласно свидетельству о постановке на учет юридического лица в налоговом органе Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» поставлено на учет **.**.****. Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд установил, что пассажирские посадочные платформы 1 и 2 железнодорожного пути остановочного пункта «Подвыездный» 351 км перегона Гидростроитель – Зяба, принадлежат ответчику, балансодержателем указанного производственного комплекса является Вихоревская Дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении структурного подразделения Дирекции по обслуживанию пассажиров – структурного подразделения ВСЖД – филиала ОАО «РЖД». На указанных пассажирских платформах осуществляется посадка - высадка пассажиров пригородных поездов, следующих по маршруту: Вихоревка - Кежемская и обратно. В судебном заседании установлено, что пассажирские платформы 1 и 2 железнодорожного пути остановочного пункта «Подвыездный» 351 км перегона Гидростроитель – Зяба не оборудованы навесом или павильоном, что противоречит Правилам технической эксплуатации железных дорог, а также требованиям Закона РФ «О защите прав потребителей». Данный факт был выявлен Братским транспортным прокурором в ходе проверки исполнения законодательства о защите прав потребителей при пользовании транспортными услугами и нашел свое подтверждение в судебном заседание собранными по делу доказательствами, в том числе актом проверки от **.**.****, составленным старшим помощником Братского транспортного прокурора Смирновой Н.В. Опровергающих данные обстоятельства доказательств представителем ответчика суду представлено не было. В силу ст. 80 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РФ», перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах (далее в настоящей главе - вокзалы), пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа. Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. На основании ч.1 ст. 7 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 (с изменениями и дополнениями) «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Таким образом, перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах, пассажирских платформах и в поездах, а пассажиры имеют право на безопасность предоставляемой им услуги. В связи с чем суд считает, что отсутствие навеса или павильона на пассажирских платформах создает опасность для здоровья и жизни граждан, поскольку граждане, пользующиеся данным остановочным пунктом, оказываются незащищенными от неблагоприятных погодных условий, а также создается угроза причинения вреда их имуществу. Следовательно, доводы истца о бездействии ответчика в вопросах обеспечения безопасности пассажиров при получении услуг по пользованию железнодорожным транспортом являются законными и обоснованными. Поскольку, в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, обязанность по обустройству и содержанию пассажирских посадочных платформ 1 и 2 железнодорожного пути остановочного пункта «Подвыездный» 351 км перегона Гидростроитель – Зяба, должна быть возложена на собственника данного имущества - ОАО «РЖД». Доводы представителя ответчика о том, что акт старшего помощника Братского транспортного прокурора Смирновой Н.В. от **.**.**** не является допустимым доказательством по делу, так как составлен единолично прокурором в присутствии начальника Вихоревской дирекции по обслуживанию пассажиров пригородном сообщении, являются несостоятельными, поскольку действующим законодательством не предусмотрено обязательных требований к форме данного акта, кроме того, данный акт не был оспорен в установленном законом порядке и факты, отраженные в акте, ответчиком в судебном заседании не оспаривались. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В ходе рассмотрения дела ответчиком не было представлено суду доказательств о том, что указанные в акте от **.**.**** пассажирские платформы оборудованы навесом или павильоном. Доводы представителя ответчика о нарушении правил подсудности по данному иску также суд находит необоснованными, поскольку отношения между пассажирами и перевозчиком, в данном случае - ОАО «РЖД», регулируются, в том числе и Законом РФ «О защите прав потребителей», поскольку ОАО «РЖД» предоставляет услуги по перевозке пассажиров, а пассажиры являются потребителями данной услуги. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2011) "О защите прав потребителей" иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца также в суд по месту заключения и (или) исполнения договора. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от **.**.**** объектом права ОАО РЖД» является сооружение - комплекс (производственно-технологический комплекс ***) Вихоревской дистанции пути ВСЖД – филиала ОАО «РЖД», 266-427 км. которого относится к Братскому району. Спорные платформы находятся на участке 351 км., т.е. расположены на территории Братского района. В данном случае заключение и (или) исполнение договора перевозки осуществляется на остановочном пункте «Подвыездый», на котором производится посадка (в момент заключения договора) и высадка пассажиров (исполнение договора), следовательно иск обоснованно подан в Братский районный суд по месту нахождения остановочного пункта «Подвыездый». На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что исковые требования Братского транспортного прокурора об обязании ОАО «Российские железные дороги» произвести работы по оборудованию пассажирских посадочных платформ 1 и 2 железнодорожного пути остановочного пункта «Подвыездный» 351 км. перегона Гидростроитель – Зяба ВСЖД навесом или павильоном, обоснованны и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕ III И Л: Исковые требования Братского транспортного прокурора удовлетворить. Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» произвести работы по оборудованию пассажирских посадочных платформ 1 и 2 железнодорожного пути остановочного пункта «Подвыездный» 351 км. перегона Гидростроитель – Зяба ВСЖД навесом или павильоном. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья Гапеевцева М.А.