решение по делу 2-656/2012



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Братск 13 июля 2012 года

Братский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Паршиной Т.А.,

при секретаре Бурда Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-656/2012 по иску Старухиной Галины Ивановны к муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Светлячок» о взыскании недоначисленной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Старухина Г.И. обратилась в суд с иском к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Светлячок» (далее-МКДОУ «Светлячок») о взыскании недоначисленной заработной платы за период с **.**.**** по **.**.**** в сумме 6492,95 рублей. В обоснование исковых требований истец указала, что она работает в МКДОУ «Светлячок» в ..., получает заработную плату в размере меньше минимального размера оплаты труда для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - к заработной плате (которая не может быть ниже МРОТ – 4611 рублей в месяц) не применяется районный коэффициент и процентная надбавка. Считает, что при установлении ей заработной платы, ответчик нарушил ст.ст. 2, 55 Конституции РФ, ст. 129, 133, 135, 146, 147, 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ, ст.ст. 10,11 Закона РФ от **.**.**** (в ред. ФЗ от **.**.**** *** –ФЗ) *** «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Полагает, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда, указанного в части первой ст. 133 ТК РФ, также без учета компенсационных, стимулирующих, а равно социальных выплат, которые в свою очередь, могут устанавливаться работникам лишь свыше названного минимального размера оплаты труда. Работодателем ей неверно начисляется заработная плата, поскольку он включает районный коэффициент и северную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в минимальный размер оплаты труда, тем самым грубо нарушает ее право на справедливое вознаграждение за труд. Согласно расчету истца для определения размера справедливой заработной платы должна применяться следующая формула: 4611 рублей (базовый оклад – МРОТ) умножается на соответствующий межразрядный тарифный коэффициент и умножается на 1,9 (северный и районный коэффициенты). Просила взыскать с ответчика МКДОУ «Светлячок» в ее пользу недоначисленную заработную плату за период с **.**.**** по **.**.**** в размере 6492,95 рублей.

В судебное заседание истец Старухина Г.И. не явилась, будучи извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика МКДОУ «Светлячок» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, заведующая МКДОУ «Светлячок» Черенцова В.А. письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что с исковыми требованиями Старухиной Г.И. не согласна.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика – Администрации Муниципального образования «...» Тихомирова А.С., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, направила в суд письменные возражения, в которых просила в удовлетворении исковых требований Старухиной Г.И. отказать, указав, что в соответствии со ст.1 Федерального закона РФ № 82-ФЗ от **.**.**** «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с **.**.**** установлен в сумме 4611 рублей в месяц. Данный размер оплаты труда, согласно ст. 133 ТК РФ устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации. Действующий трудовой кодекс и законодательство в целом на сегодняшний день не дает определения минимального размера оплаты труда. Тем не менее ст. 129 ТК РФ поясняет, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Из определения четко видно, что заработная плата работника является сложносоставной, следовательно «районный коэффициент» и «северная надбавка», входят как составные части в понятие «оплата труда работника». Таким образом, из системного толкования норм отрасли трудового права следует, что минимальный размер «оплаты труда» работника должен включать в себя все стимулирующие выплаты, доплаты, компенсации и так далее, что в свою очередь укладывается в сумму 4611 рублей и при этом не имеет значения каким должен являться размер оклада, имеет значение лишь сложносоставная сумма заработной платы целиком. Кроме того, статьей 45 ТК РФ дается определение такого вида акта регулирования трудовых отношений, как – соглашение. Под соглашением в данной статье понимается - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Одним из его видов является Региональное соглашение. В свою очередь данное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации. Так, в целях установления размера минимальной заработной платы в Иркутской области, в соответствии со статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Иркутской области и иные исполнительные органы государственной власти Иркутской области (далее - Правительство), Иркутское областное объединение организаций профессиональных союзов, представляющих работников (далее - Профсоюзы), Иркутское региональное объединение работодателей "Партнерство Товаропроизводителей и Предпринимателей", представляющее работодателей (далее - Работодатели), вместе именуемые в дальнейшем "Стороны", заключили "Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области на **.**.****", которое действует с **.**.**** по **.**.****. Данным соглашением минимальный размер оплаты труда работников был установлен в значительно большем размере, чем на федеральном уровне. Также, субъекты соглашения воспользовались правом, вытекающим из определения соглашения в соответствии со ст. 45 ТК РФ, и установили, что в размер минимальной заработной платы в Иркутской области включаются компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Также было установлено что, Соглашение распространяется на организации - юридические лица, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Иркутской области, заключивших настоящее Соглашение или присоединившихся к настоящему Соглашению в порядке, установленном статьей 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета. 30 января 2012 года подписано Постановление Правительства Иркутской области «О доплате работникам государственных учреждений Иркутской области» *** В соответствии с данным постановлением с **.**.**** работникам государственных учреждений Иркутской области, расположенных в муниципальном образовании г.Братска и муниципальном образовании «...», сумма фактически начисленной заработной платы которых с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, при условии полной отработки нормы рабочего времени, ниже 6081 рублей, установлена доплата в размере образовавшейся разницы. Настоящее постановление действует до заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате в Иркутской области. На основании указанного Постановления мэром ... ФИО7 вынесено Постановление *** от **.**.****, согласно которому с **.**.**** работникам муниципального образования «Братский район» сумма фактически начисленной заработной платы с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, при условии полной отработки нормы рабочего времени, ниже 6081 руб., устанавливает доплата в размере установившейся разницы Таким образом, с учетом прямого допущения возможности заключения регионального соглашения, установленного на федеральном уровне в федеральном законе, которым в свою очередь является Трудовой кодекс РФ, считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению. Также просила применить ст.392 ТК РФ, так как считает, что истцом пропущен 3-х месячный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Просила в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст.7, ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.

Заработная плата конкретного работника, согласно статьи 135, ч.1 статьи 147 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в том числе условий труда, при этом заработная плата работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.

Из приведенных норм следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность.

В силу международных норм и требований российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях труда (вредных и нормальных).

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должно в равной мере соблюдаться правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Согласно ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается: организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ N82-ФЗ от **.**.**** «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с **.**.**** установлен в размере 4611 рублей в месяц.

Согласно ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Часть 3 ст. 133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии со 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. Также в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Из системного толкования вышеуказанных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации в отношении оплаты труда гражданам в связи с их работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, данные компенсации, исходя из характера и целевой направленности не могут поглощаться размером минимальной заработной платы, установленной для всех граждан Российской Федераций независимо от места их проживания.

Суд считает, что включение в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и районной северной надбавки, приведет к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и районная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства РФ и норм международного трудового права.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от **.**.**** также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Братский район Иркутской области является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, в соответствии с Перечнем районов, на которую распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от **.**.**** и от **.**.**** о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от **.**.**** *** «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от **.**.**** «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Следовательно, районные и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Таким образом, суд приходит к выводу, что законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и процентные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории Российской Федерации.

Следовательно, размер заработной платы истца Старухиной Г.И., если ею отработана полностью месячная норма рабочего времени по одной полной ставке, не может быть менее 4611 рублей с начислением на указанную сумму районного коэффициента (40%) и северной надбавки (50%), то есть менее 8760,9 рублей.

С учетом изложенного доводы представителя третьего лица, возражавшего против исковых требований на том основании, что Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Иркутской области **.**.**** от **.**.**** установлен размер минимальной заработной платы в Иркутской области, в который включаются компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), суд находит необоснованными, поскольку условия Регионального соглашения о включении в размер минимальной заработной платы в Иркутской области компенсационных и стимулирующих выплат противоречат действующему трудовому законодательству.

Ссылка представителя третьего лица на Постановление Правительства Иркутской области «О доплате работникам государственных учреждений Иркутской области» *** и Постановление мэра ... ФИО7 *** от **.**.****, которыми с **.**.**** работникам муниципального образования «Братский район» сумма фактически начисленной заработной платы с учетом стимулирующих и компенсационных выплат, при условии полной отработки нормы рабочего времени, ниже 6081 руб., устанавливается доплата в размере установившейся разницы, также не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных истцом исковых требований.

Учитывая, что к компетенции суда не относится установление тарифной системы оплаты труда работников, а также установление тарифной ставки первого разряда единой тарифной сетки оплаты труда работников, к которой относятся и межразрядные тарифные коэффициенты, суд не принимает во внимание доводы истца о том, что размер ее заработной платы в спорный период должен складываться из расчета: МРОТ (4611 рублей) х межразрядный тарифный коэффициент + 1,4 (районный коэффициент) + 1,5 (северная надбавка), так как величина МРОТ не является тарифной ставкой первого разряда единой тарифной сетки.

В связи с этим суд приходит к выводу, что размер заработной платы истца, если ею полностью отработана месячная норма рабочего времени по одной полной ставке, не может быть менее 8760,9 рублей – гарантированной законом заработной платы с учетом имеющих место для данной климатической зоны гарантий – районного коэффициента и процентной (северной надбавки) из расчета: МРОТ (4611 рублей) х 1,9 (районный коэффициент 1,4 + северная надбавка 50%) = 8760, 90 рублей.

Рассматривая возражения представителя третьего лица относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Согласно представленной справке заработная плата работникам МКДОУ «Светлячок» выплачивается до 30 числа месяца, следующего за расчетным, расчетные листы сотрудники получают в начале месяца, следующего за расчетным. То есть о том, что заработная плата за март 2012 г. начислена ей неверно, истец узнала в апреле 2012 года. Согласно штемпелю на почтовом конверте, а также распечатке почтовых отправлений исковое заявление Старухиной Г.И. направлено в суд **.**.****, то есть истцом Старухиной Г.И. не пропущен срок, предусмотренный ст.392 Трудового кодекса РФ.

Суд установил, что Старухина Г.И. состоит в трудовых отношениях с ответчиком МКДОУ «Светлячок», работает помощником воспитателя с **.**.****, что подтверждается копией трудового договора, копией трудовой книжки истца, справкой от **.**.****, выданной заведующей, и никем не оспаривается.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» является юридическим лицом, находится по адресу: ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица и Уставом учреждения.

В соответствии с разделом 2 Устава собственником имущества МКДОУ «Светлячок» является муниципальное образование «...». Полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Администрация муниципального образования «...».

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что в период с **.**.**** по **.**.**** Старухиной Г.И. работодателем была начислена заработная плата ниже минимального размера оплаты труда, в связи с чем, исковые требования Старухиной Г.И. о взыскании недоначисленной заработной платы являются законными и обоснованными.

Учитывая, что размер заработной платы истца Старухиной Г.И., полностью отработавшей месячную норму рабочего времени по одной ставке, не может быть менее 8760, 90 рублей, судом произведен следующий расчет заработной платы истца за спорный период.

Из справки *** от **.**.**** о размере начисленной заработной платы следует, что в **.**.**** истец Старухина Г.И. отработала норму часов - 150,2 часа.

Ответчиком истцу за **.**.**** начислено 6295,25 рублей.

Следовательно, задолженность ответчика перед истцом за **.**.**** составила 2465,65 рублей (8760,90 – 6295,25).

Из справки *** от **.**.**** о размере начисленной заработной платы следует, что в **.**.**** истец Старухина Г.И. отработала норму часов - 150,2 часа.

Ответчиком истцу за **.**.**** начислено всего 11737,44 рублей, из них по исполнительному листу 5116,19 руб., таким образом, заработная плата истца за **.**.****. составила 6621,25 рублей.

Следовательно, задолженность ответчика перед истцом за **.**.**** составила 2139,65 рублей (8760,90 – 6621,25).

Из справки *** от **.**.**** о размере начисленной заработной платы следует, что в **.**.**** истец Старухина Г.И. отработала норму часов - 150,2 часа.

Ответчиком истцу за **.**.**** начислено 6873,25 рублей.

Следовательно, задолженность ответчика перед истцом за **.**.**** составила 1887,65 рублей (8760,90 – 6873,25).

Общая задолженность ответчика перед истцом Старухиной Г.И. с **.**.**** по **.**.**** составляет 6492,95 (2465,65 + 2139,65 + 1887,65)

Таким образом, в пользу истца Старухиной Г.И. с ответчика МКДОУ «Светлячок» следует взыскать задолженность по заработной плате за период с **.**.**** по **.**.**** в сумме 6492,95 рублей.

В соответствии со статьей 393 Трудового кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С ответчика подлежит взысканию в федеральный бюджет госпошлина в размере 400 рублей, исчисленная в соответствии с требованиями пп.1 п.1 ст. 333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Старухиной Галины Ивановны удовлетворить.

Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Светлячок» в пользу Старухиной Галины Ивановны недоначисленную заработную плату за период с **.**.**** по **.**.**** в размере 6492,95 рублей (шесть тысяч четыреста девяносто два рубля 95 копеек).

Взыскать с муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Светлячок» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд в течение месяца со дня принятия суда решения в окончательной форме.

Судья Т.А.Паршина