постановление по делу 5-20/2012



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Братск 20 марта 2012 года

Судья Братского районного суда Иркутской области Паршина Т.А.,

рассмотрев постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от **.**.**** и материал, представленный Братским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Иркутской области об административном правонарушении в отношении Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» по ст. 19.20 ч. 1 КоАП РФ, юридический адрес: 665770 Российская Федерация, Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, ул. 1-я Озерная д. 1А, ОГРН 1023802312489, ИНН/КПП 3823000611/382301001,

УСТАНОВИЛ:

Согласно постановлению от **.**.**** о возбуждении производства по делу об административном правонарушении Братской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ в соответствии с планом работы, требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации *** от **.**.**** «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» проводятся соответствующие проверки, в процессе которых в деятельности поднадзорных исправительных учреждений выявляются нарушения действующего законодательства Российской Федерации. С 10.00 часов **.**.**** до 10.00 часов **.**.**** прокуратурой в соответствии с планом работы на **.**.**** проведена проверка соблюдения администрацией ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области правил и требований пожарной безопасности, а также лицензирования деятельности по тушению пожаров. Настоящая проверка проводилась путем выезда в названное исправительное учреждение, осмотра объектов колонии, запроса служебной документации, истребования объяснений должностных лиц и анализа положений действующего законодательства РФ в рассматриваемой сфере. По результатам проведенной проверки установлено следующее: в соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации каждый человек и гражданин имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду. Из смысла ст. 11 Федерального закона от **.**.**** №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Согласно п.4 ст.13 Закона Российской Федерации от **.**.**** *** «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных. В соответствии с п. 12 ч.3 ст.3 Федерального закона от **.**.**** №69-ФЗ «О пожарной безопасности» одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности является лицензирование деятельности в области пожарной безопасности. ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, являющееся юридическим лицом, имеет подразделение ведомственной пожарной охраны, которая функционирует на основании Положения от **.**.**** ***. Пожарная часть 2 разряда со штатной численностью 6 человек, расположена на территории исправительного учреждения, имеет два пожарных автомобиля: АЦ - 30, (ГАЗ-53), МП-800Б и другую технику, и оборудование, стоящие на балансе колонии и предназначенные для тушения пожаров в учреждении. Вместе с тем деятельность по тушению пожаров ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области осуществляется без лицензии, то есть без специального разрешения, игнорируя тем самым требования действующего Федерального закона от **.**.**** №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 12 которого, деятельность по тушению пожаров является лицензируемым видом деятельности. В соответствии с ч.1 ст.24 Федерального закона от **.**.**** №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» данный Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. Вышеназванный Федеральный закон официально опубликован **.**.**** в официальном издании - «Российская газета» (федеральный выпуск ***). Следовательно, Федеральный закон от **.**.**** №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» вступил в силу с **.**.**** Из вышеизложенного следует, что законодателем всем лицам, осуществляющим деятельность по тушению пожаров предоставлен разумный и реальный срок для принятия должных и своевременных мер для получения соответствующей лицензии к моменту вступления Федерального закона от **.**.**** №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в силу. Вместе с тем, документация, необходимая для получения лицензии на деятельность по тушению пожаров направлена для согласования в ГУФСИН России по Иркутской области лишь **.**.**** В настоящее время лицензия на деятельность по тушению пожаров в ЛИУ-27 отсутствует. Порядок лицензирования определен Положением о лицензировании деятельности по тушению пожаров, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.**** *** «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» (далее-«положение»), которое устанавливает порядок лицензирования названного вида деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. В соответствии с п.2 названного положения под деятельностью по тушению пожаров понимается деятельность по организации и осуществлению профилактики пожаров, организации и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Достоверно установлено, что ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, расположенное по адресу: 665770, Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, ул. 1-я Озерная д.1А, в соответствии с Положением о ФКУ ЛИУ-27 утвержденного приказом ФСИН России *** от **.**.****, являясь юридическим лицом, регулярно (фактически ежедневно, начиная с **.**.**** и до настоящего времени) осуществляет деятельность по тушению пожаров без лицензии, то есть без специального разрешения на осуществление данной деятельности, игнорируя действующий Федеральный закон РФ от **.**.**** №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», при этом проводя большую работу по профилактике пожаров и осуществлению действий, направленных на спасение людей, имущества и ликвидации пожара (обработка огнезащитным составом чердачных помещений, монтаж и подключение автоматической пожарной сигнализации, и другие), что подтверждается справкой ЛИУ-27 от **.**.**** ***. Таким образом, в действиях юридического лица ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20. КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). Объективная сторона правонарушения заключается в том, что, несмотря на вышеотмеченные законодательные регламентации об обязательном лицензировании деятельности по тушению пожаров и реальную возможность, предоставленную законодателем для заблаговременного лицензирования названного вида деятельности, администрация ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области своевременных мер к получению названной лицензии не приняла и фактически на протяжении трех месяцев (с **.**.**** до настоящего времени) ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области осуществляет деятельность по тушению пожаров без лицензии.

В судебном заседании помощник Братского прокурора по соблюдению законов в ИУ Урезалов А.А., действующий на основании доверенности суду пояснил, что Братской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в ИУ в соответствии с планом работы, проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности, а также лицензирования деятельности по тушению пожаров. По результатам проверки установлено следующее: в нарушение Федерального закона от **.**.**** № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» учреждение ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, являясь юридическим лицом, осуществляет деятельность по тушению пожаров без лицензии, то есть без специального разрешения на осуществление данной деятельности. Таким образом, в действиях юридического лица ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое решение (такая лицензия) обязательно.

Представитель ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области Сакирко О.В., действующая на основании доверенности, суду пояснила, что учреждение знало о том, что в соответствии с Федеральным законом от **.**.**** № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по тушению пожаров должна проводиться при наличии соответствующей лицензии. Учреждение не исполняло Федеральный закон от **.**.**** № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», так как ожидало распоряжение ГУФСИН России по Иркутской области о сборе документов для оформления лицензии. По собственной инициативе учреждение не может осуществлять сбор документов для получения лицензии, так как это требует материальных затрат. Поэтому ЛИУ-27 ждало распоряжения ГУФСИН России по Иркутской области о проведении работы по подготовке документации на получение лицензии. Соответствующее распоряжение поступило и **.**.**** собранные документы направлены в ИВПО ГУФСИН по Иркутской области для передачи в отдел лицензирования территориального органа МЧС России. Сейчас документы находятся в стадии утверждения.

Выслушав помощника Братского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, представителя ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области, изучив письменные материалы дела, судья считает, что вина юридического лица ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ подтверждается:

- постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от **.**.****;

- докладной запиской *** о результатах проверки выполнения в ФКУ ИК-25, ЛИУ-27, КП-22, СИЗО-2 правил и требований пожарной безопасности, справкой о проведении противопожарных мероприятий от **.**.****;

- приказом *** от **.**.**** об утверждении Положения о подразделении пожарной ведомственной пожарной охраны пожарной части второго разряда ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области;

- справкой начальника ПЧ ВПО майора внутренней службы ФИО4 о том, что перечень документов для получения лицензии находится на проверке в ГУ МЧС России по Иркутской области;

- выпиской из приказа начальника ГУФСИН России по Иркутской области *** от **.**.**** об организационно-штатных мероприятиях ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области;

- справкой о проводимых в учреждении мероприятиях по тушению и профилактике пожаров за период с **.**.**** по **.**.****

Оценив доказательства в совокупности, судья считает, что действия юридического лица ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

При назначении вида и размера административного наказания суд в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Решая вопрос о применении меры административного взыскания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица. Суд учитывает, что в настоящее время учреждением ФКУ ЛИУ-27 ГУФСИН России по Иркутской области организована и проведена работа по подготовке документации на получение лицензии на осуществление деятельности, направленной на профилактику и тушение пожаров, что в соответствии со ст. 4.2. КоАП РФ является обстоятельством, смягчающим административную ответственность, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, суд не усматривает. Таким образом, суд считает правильным назначить наказание в виде административного штрафа в размере 170000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 19.20, 29.10 КоАП РФ

ПОСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 27 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области», юридический адрес: 665770 Российская Федерация, Иркутская область, Братский район, г. Вихоревка, ул. 1-я Озерная, д. 1А, ОГРН 1023802312489, ИНН/КПП 3823000611/382301001 признать виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 1 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 170000 рублей

Сумму штрафа перечислить по следующим реквизитам:

Назначение платежа:

денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения против порядка управления, согласно постановлению Братского районного суда Иркутской области от 20.03.2012 г. № дела 5-20/2012.

Получатель платежа: УФК по Иркутской области (Прокуратура Иркутской области)

расчетный счет 40101810900000010001, ИНН 3808014899, КПП 380801001

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области, г. Иркутск

БИК 042520001

КБК 41511690050050000140

ОКАТО 25204000000

Постановление может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления через Братский районный суд.

Судья Т.А.Паршина