решене по делу 12-126/2011



РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Братск 05 декабря 2011 г.

Судья Братского районного суда Иркутской области Паршина Т.А., рассмотрев жалобу Фортунатовой Клары Георгиевны на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Братска и Братского района по пожарному надзору по делу об административном правонарушении в отношении главы Покоснинского муниципального образования Фортунатовой Клары Георгиевны по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Фортунатова К.Г. обратилась в Братский районный суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, указав, что **.**.**** зам.главного государственного инспектора г. Братска и Братского района по пожарному надзору Ерыгиной СП. было вынесено постановление *** о назначении административного наказания, в соответствии с которым она признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

Считает, что при составлении указанного постановления были допущены грубые нарушения норм материального и процессуального права, что повлекло вынесение незаконного постановления по делу об административном правонарушении. В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Считает, что допущенные судом нарушения исключают её виновность в инкриминируемом правонарушении.

В описательной части постановления *** от **.**.****
указано, что главой Покоснинского муниципального образования допущены нарушения обязательных требований пожарной безопасности в границах Покоснинского сельского поселения, чем нарушены п. 9 п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от **.**.**** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Однако, горение леса было обнаружено **.**.**** при проезде по федеральной трассе ... на отметке *** км. *** метров на расстоянии 1 км от ....

В соответствии с приложением № ... от **.**.**** ***-оз «О статусе и границах муниципальных образований ...» в состав территории Покоснинского муниципального образования входят земли следующих населенных пунктов: .... Согласно картографической карте ... отметка *** км. *** м. расположена на *** кварталах. По информации предоставленной Братским лесничеством кварталы №***, 116 Бадинской дачи Тангуйского участкового лесничества относятся к землям лесного фонда, то есть указанный участок, на котором было обнаружено горение леса не входит в границы Покоснинского муниципального образования. На основании вышеизложенного считает, что данному административному правонарушению дана не верная квалификация, поскольку ст. 20.4 включает следующие составы административных правонарушений: нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32 (нарушение правил пожарной безопасности в лесах) и 11.16 КоАП РФ; те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима (ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ) и др.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Считает, что допущенные судом нарушения исключают её виновность в инкриминируемом правонарушении.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В описательной части постановления *** от **.**.**** указано, что факт лесного пожара подтвержден фототаблицей, предоставленной государственным инспектором Иркутской области по пожарному надзору ФИО2 Однако на данной фототаблице пожара не видно, видно только задымление. Более того, согласно данным лесничества пожара на данном участке не было. Кроме того, при обнаружении пожара ни оперативной группой, ни территориальным ОНД в нарушение норм КоАП РФ не был составлен акт проверки с её участием, а также фотографии были сделаны в её отсутствие, то есть она не видела когда были сделаны эти фотографии и на каком участке территории. Считает, что указанные фотографии не могут служить доказательством наличия пожара.

Более того, в связи с тем, что в лесах ... был введен особый противопожарный режим ею были предприняты все меры по своевременному привлечению достаточных сил и средств на тушение пожаров, по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре, а также были приняты все меры по локализации пожара до прибытия подразделений Государственной пожарной службы.

Так, ею были проведены следующие мероприятия:

а) Издано Распоряжение *** от **.**.**** об обследовании жилищного фонда Покоснинского МО;

б) Проведен инструктаж о правилах пожарной безопасности с жителями Покоснинского г СП;

в) Издано Распоряжение о проведении месячника о пожарной безопасности на территории Покоснинского МО за *** от **.**.****;

г) Запланирован расход бюджета на обеспечение противопожарных
мероприятий и предупредительных мер ПО и ЧС и утверждён Решением
Думы от **.**.****;

д) Издано Распоряжение *** от **.**.**** о предоставлении
сведений подготовке к Новогодним праздникам;

е) Распоряжение *** от **.**.**** о проверки наличия и исправности
средств пожаротушения в учреждениях бюджетной сферы;

ж) Совместно с пожарной частью *** ... было проведено
тактико-тренировочное учение по тушению лесных пожаров;

з) В **.**.**** г. проведена проверка противопожарного состояния,
водоснабжения и социальной сферы;

и) Издано Постановление о мерах по предотвращению и тушению лесных пожаров, угрожающих населенным пунктам Покоснинского МО *** от **.**.****;

к)Утверждена схема оповещения управления, организаций, учреждений, привлеченных к тушению лесных пожаров, угрожающих населенным пунктам Покоснинского МО;

л) Издано информационное письмо Решением комиссии ЧС и ОПБМО ... от **.**.**** о введении особого противопожарного режима в лесах ...;

м) Издано Постановление о мерах по предупреждению ЧС и пожаров в осенне-зимний перио... от **.**.****;

н) Изданы Распоряжения о создании постов для контроля за посещением лесов: от **.**.****; от **.**.****; от **.**.****; о привлечении сил и средств для тушения пожаров. Во время тушения пожаров были привлечены силы и средства противопожарных формирований предприятий и организаций, расположенных на территории ... МО и ...: дорожный участок предоставил грейдер и фронтальный погрузчик; Покоснинское ЖКХ - водовозку с мотопомпой, бульдозер, людей, технику для дежурных постов; ПЧ *** пожарных машины и людей; ОАО Бадинский КЛПХ - грейдер, лопаты, бульдозер, трал; школа - автобус для перевозки людей; больница- машину скорой помощи и спальные места; ИП Козик - спальные места для десантов; ИП Прейн - продуты питания; Администрация Покоснинского МО - ГСМ и добровольцев. При привлечении сил и средств отказов со стороны предприятий, организаций и населения не было.

Обучение населения по вопросам пожарной безопасности проводится регулярно, о чём свидетельствуют инструктажи-подписки, акты проверок предприятий социальной сферы и промышленных предприятий, распространение листовок через услуги почтовой связи.

Так же очаг горения на *** км. был обнаружен **.**.****, в связи с чем туда был направлен автомобиль *** гос. номер *** для локализации данного очага (произведена опашка), что подтверждается путевым листом *** от **.**.****, а также служебной запиской от **.**.**** начальника ПЧ *** с. ФИО3 ФИО9.

В нарушение норм предусмотренных статьей 26.1 КоАП РФ в постановлении *** от **.**.**** не указаны обстоятельства, смягчающие административную ответственность или обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Зам.главного государственного инспектора г. Братска и Братского района по пожарному надзору Ерыгиной СП. было вынесено постановление *** о прекращении производства по делу об административном правонарушении по этом же составу административного правонарушения, только в отношении юридического лица. Таким образом, два вынесенных постановления по одному и тому же составу правонарушения противоречат друг другу. Просила постановление *** от **.**.**** по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в отношении главы Покоснинского муниципального образования Фортунатовой Клары Георгиевны - отменить, производство по делу прекратить.

Защитник лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении Бояркина С.С., действующая на основании доверенности поддержала требования Фортунатовой К.Г. по доводам и основаниям, изложенным в жалобе. Просила постановление *** от **.**.**** по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в отношении главы Покоснинского муниципального образования Фортунатовой Клары Георгиевны - отменить, производство по делу прекратить.

Зам. главного государственного инспектора г. Братска и Братского района Ерыгина С.П. в суде возражала против удовлетворения жалобы и пояснила, что **.**.**** в 15 час. 30 мин., при проезде по федеральной трассе ... на отметке *** км. *** метров, оперативной группой ГУ МЧС РФ по Иркутской области было обнаружено горение леса на расстоянии 1 км от .... Меры по тушению лесного пожара не осуществлялись. Оперативной группой ГУ МЧС РФ по ... о факте горения леса сообщено в ОНД по ... и ... и главе администрации Покоснинского муниципального образования Фортунатовой К.Г. В ходе беседы заместителя главного государственного инспектора ... по пожарному надзору ФИО6 с главой администрации Покоснинского муниципального образования Фортунатовой К.Г. установлено, что меры по тушению пожара и защите населенного пункта не осуществляются, население ... о лесном пожаре не оповещено, контроль за своевременным обнаружением и привлечением сил и средств по тушению лесного пожара не применяется, несмотря на действующий в ... «особый противопожарный режим в лесах ...» с **.**.****, объявленный на КЧС и ПБ МО «...», который был утвержден **.**.**** за *** мэром ... ФИО7.

Главой Покоснинского муниципального образования Фортунатовой К.Г. допущены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выразившиеся в невыполнении первичных мер пожарной безопасности в границах Покоснинского сельского поселения. Отсутствие должного контроля за посещением леса повлекло за собой и отсутствие должного контроля за своевременным обнаружением возникших лесных пожаров, так как своевременно не было обнаружено горение леса на расстоянии 1 км от ..., не были приняты меры по своевременному привлечению достаточных сил и средств на тушение пожара, по оповещению населения и локализации пожара до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. За указанные нарушения на главу Покоснинского сельского поселения Фортунатову К.Г. составлен протокол об административном правонарушении по ст. 20.4 ч. 2 КоАП РФ. Считает, что глава Покоснинского сельского поселения Фортунатова К.Г. законно и обоснованно привлечена к административной ответственности за выявленные нарушения требований и норм пожарной безопасности.

Судья, выслушав защитника лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, заинтересованное лицо, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

В силу ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и т.д.

Согласно ст. 26.11. КоАП РФ должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях законодательно закреплены основные требования, предъявляемые к постановлению по делу об административном правонарушении, несоблюдение которых может повлечь его отмену. В частности, согласно ст. 29.10. КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, вынесшего постановление, его адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления. В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа. Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, вынесшим его.

Как усматривается из материалов административного дела, глава Покоснинского муниципального образования Фортунатова К.Г. привлечена к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.

Из протокола об административном правонарушении *** от **.**.****, составленным зам. главного государственного инспектора г. Братска и Братского района по пожарному надзору Ерыгиной С.П. следует, что глава Покоснинского муниципального образования Фортунатова К.Г. нарушила обязательные требования пожарной безопасности, выразившиеся в невыполнении первичных мер пожарной безопасности в границах Покоснинского сельского поселения, чем нарушены п. 9, п. 19 ст. 14 Федерального закона от **.**.**** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ст. 19 ст. 3 Федерального закона от **.**.**** № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 69 Федерального закона от **.**.**** № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, а именно: - не организованы и не приняты меры по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; - не приняты меры по локализации пожара до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. Ответственность за совершенное правонарушение предусмотрена ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ.

Как следует из постановления *** от **.**.**** о назначении административного наказания, глава Покоснинского муниципального образования Фортунатова К.Г. нарушила обязательные требования пожарной безопасности, выразившиеся в невыполнении первичных мер пожарной безопасности в границах Покоснинского сельского поселения, тем самым нарушила п. 9 п. 19 ст. 14 Федерального закона от **.**.****, № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ст. 19, ст. 37 Федерального закона от **.**.**** № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ст. 69 Федерального закона от **.**.****, № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», и была признан виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ и ей было назначено наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей. Копия постановления вручена Фортунатовой К.Г. **.**.****, что подтверждается её подписью в постановлении о назначении административного наказания.

Как следует из описательной части постановления о назначении административного наказания *** от **.**.**** горение леса обнаружено **.**.**** при проезде по федеральной трассе Тулун-Братск на отметке *** км. *** метров на расстоянии 1 км. от .... Меры по тушению лесного пожара не осуществлялись. В ходе беседы заместителя гласного государственного инспектора Иркутской области по пожарному надзору ФИО6 с главой администрации Покоснинского муниципального образования Фортунатовой К.Г. установлено, что меры по тушению пожара и защите населенного пункта не осуществляются, население ... о лесном пожаре не оповещено, контроль за своевременным обнаружением и привлечением сил и средств по тушению лесного пожара не применяются, несмотря на действующий в Братском районе «особый противопожарный режим» в лесах Братского района» с **.**.****, объявленный на КЧС и ПБ МО «...», который был утвержден **.**.**** за *** мэром ... ФИО7.

Согласно приложения *** закона ... от **.**.**** ***-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований ...» в состав территории Покоснинского муниципального образования входят земли следующих населенных пунктов: посёлок ...; ....

Согласно картографической карте ... отметка *** км.*** метров, на которой обнаружено горение леса, расположена на *** квартале.

Из информации, представленной за *** от **.**.**** Братским лесничеством Территориального Управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому району лесные кварталы ***, *** Бадинской дачи Тангуйского участкового лесничества относятся к землям лесного фонда.

Согласно ст. 8.32 КоАП РФ, как нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

В соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

С учетом всех приведенных, обстоятельств, установленных при рассмотрении жалобы главы Покоснинского муниципального образования Фортунатовой К.Г. на постановление по делу об административном правонарушении и учитывая отсутствие вины как элемента состава административного правонарушения, свидетельствующего о недоказанности в целом состава правонарушения, постановление по делу об административном правонарушении в отношении главы Покоснинского муниципального образования Фортунатовой К.Г., вынесенное **.**.**** зам.главного государственного инспектора г. Братска и Братского района по пожарному надзору Ерыгиной С.П. подлежит отмене с прекращением производства на основании ч. 1 п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения, за которое глава Покоснинского муниципального образования Фортунатова К.Г. привлечена к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.10, 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление зам.главного государственного инспектора г. Братска и Братского района по пожарному надзору Ерыгиной С.П. от **.**.**** о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 15000 рублей в отношении главы Покоснинского муниципального образования Фортунатовой Клары Георгиевны, признанной виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации Покоснинского муниципального образования Фортунатовой Клары Георгиевны прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, за которое глава Покоснинского муниципального образования Фортунатова Клара Георгиевна привлечена к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Иркутский облсуд в течении 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Т.А.Паршина