Решение №2-359/10 Сосков А.А.



Дело Номер обезличен

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Пос.Локоть 17 мая 2010 года.

Брасовского района

Брянской области.

Брасовский федеральный районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Соскова А.А., с участием помощника прокурора Брасовского района Брянской области Скрипкиной С.В., при секретаре Мацуковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Брасовского района Брянской области к Брасовскому районному отделу судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов РФ об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Должник - администрация Брасовского района Брянской области обратилась в суд с исковыми требованиями к Брасовскому районному отделу судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов РФ об освобождении от взыскания исполнительного сбора в сумме 5000 рублей, вынесенного на основании постановления судебного пристава-исполнителя Брасовского районного отдела судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов РФ по Брянской области Селивановой Н.В.

В обоснование своих требований истец указал на то обстоятельство, что в соответствии со ст.401 ГК РФ должник несет ответственность за неисполнение обязательства, то есть в данном случае за неисполнение исполнительного документа в установленный срок, при наличии вины ( умысла или неосторожности ) в неисполнении.

Администрацией Брасовского района Брянской области неоднократно принимались меры по исполнению исполнительного документа в финансировании мероприятий по обеспечению обучающихся горячим питанием в МОУ «Чаянская основная общеобразовательная школа».

Однако, из-за недостаточного финансирования администрация Брасовского района Брянской области до настоящего времени не исполнила решения Брасовского федерального районного суда от 6 октября 2008 года по финансированию мероприятий по обеспечению обучающихся горячим питанием в МОУ «Чаянская основная общеобразовательная школа»

Поскольку, как полагает должник, отсутствуют установленные ГК РФ основания ответственности за нарушения обязательства и вина со стороны истца в неисполнении исполнительного документа отсутствует, судебный пристав - исполнитель необоснованно наложил на администрацию Брасовского района Брянской области исполнительский сбор в размере 5000 рублей и просит суд освободить администрацию Брасовского района Брянской области от взыскания исполнительского сбора.

Представитель истца - специалист по правовым вопросам администрации Брасовского района Брянской области Бугакина Т.В., действующая на основании доверенности от 18 января 2010 года, в суд явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель Брасовского районного отдела судебных приставов УФССП РФ по Брянской области - судебный пристав- исполнитель Селивановой Н.В., действующая на основании доверенности от 17 мая 2010 года в суд явилась, с заявленными требованиями должника не согласилась, указав на то, исполнительский сбор в размере 5000 рублей возложен на администрацию Брасовского района Брянской области обоснованно, так как должник в добровольном порядке не предпринял каких- либо должных мер по исполнению решения Брасовского федерального районного суда Брянской области от 6 октября 2008 года по финансированию мероприятий по обеспечению обучающихся горячим питанием в МОУ «Чаянская основная общеобразовательная школа» и не представил доказательств того, что исполнение исполнительного документа было невозможным вследствие непреодолимой силы, а отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора, так как не является чрезвычайным, объективно непредотвратимым или непредвиденным препятствием, находящимся вне контроля должника. В связи с чем, просит должнику в заявленных требованиях отказать.

Выслушав стороны, заключение помощника прокурора Брасовского района Брянской области Скрипкину С.В., полагавшую в исковых требованиях должнику отказать, суд приходит к следующему выводу.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании на основании исполнительного листа Брасовского федерального районного суда Брянской области от 6 октября 2008 года судебным приставом - исполнителем Селивановой Н.В. 6 ноября 2008 года возбуждено исполнительное производство в отношении должника администрации Брасовского района Брянской области по возложению обязанности в финансировании мероприятий по обеспечению обучающихся горячим питанием в МОУ «Чаянская основная общеобразовательная школа».

Согласно постановления судебного пристава-исполнителя Селивановой Н.В. от 16 апреля 2010 года с администрации Брасовского района Брянской области взыскано 5000 рублей исполнительского сбора за неисполнение исполнительного документа в добровольном порядке.

Из писем на имя Губернатора Брянской области Денина Н.В. и директора департамента общего и профессионального образования Брянской области Тарико П.В., представленных в суд администрацией Брасовского района Брянской области лишь констатируются факты отсутствия на территории Брасовского района школ приспособленных для организации обучающихся горячим питанием и необходимость включения Брасовского района в ведомственную целевую программу «Развитие образования Брянской области на 2008 -2010 годы и на 2009 - 2013 годы».

Кроме того, администрации Брасовского района Брянской области рекомендовано активизировать работу по оптимизации сети учебных заведений, и в первую очередь малокомплектных, а высвободившиеся средства использовать на укрепление материально-технического обеспечения общеобразовательных учреждений.

Согласно Решения Брасовского районного Совета народных депутатов от 21 апреля 2010 года № 4-54 администрации Брасовского района Брянской области отказано в уточнении бюджета в сторону увеличения объема расходов в сумме 7 миллионов рублей на финансирование мероприятий по обеспечению обучающихся горячим питанием в муниципальных образовательных учреждениях, в том числе и в МОУ «Чаянская основная общеобразовательная школа».

Оценив исследованные в ходе судебного заседания доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требованиях по следующим основаниям.

Согласно ст.112 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа ( ч.1 ); исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств ( ч.2 ); исполнительский сбор устанавливается в размере 5000 рублей в случае неисполнения должником - организацией исполнительного документа неимущественного характера ( ч.3 ).

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года № 13 - П должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

В судебном заседании установлено, что администрация Брасовского района Брянской области с 6 ноября 2008 года по 16 апреля 2010 года умышленно не исполнила постановление судебного пристава-исполнителя по добровольному исполнению исполнительного документа и не доказала в суде невозможность своевременного исполнения судебного решения.

В соответствии с ч.7 ст.112 Закона «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Основания ответственности за нарушение обязательства предусмотрены ст.401 ГК РФ, в силу которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины ( умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п.1); отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство ( п.2 )

Суд пришел к выводу о том, что администрация Брасовского района Брянской области умышленно, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от неё требовалась по характеру обязательства, в период с 6 ноября 2008 года по 16 апреля 2010 года не приняла всех мер для надлежащего исполнения обязательства и не исполнила возложенные на неё судом обязательства по исполнению решения суда по финансированию мероприятий по обеспечению обучающихся горячим питанием в МОУ «Чаянская основная общеобразовательная школа».

Суд не может согласиться с доводами должника о том, что решение суда не исполнено из-за недостаточного финансирования расходной части бюджета для этих целей, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов в соответствии с подпунктом 1 п.1 ст.14, подпункта 1 п.1 ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за его исполнением.

В соответствии со ст.ст.9, 139 и 140 БК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.

В судебном заседании представитель должника Бугакина Т.В. показала, что администрация Брасовского района Брянской области такими полномочиями, установленными БК РФ при исполнении решения суда, не воспользовалась и не обращалась в суд с требованиями об отсрочке, рассрочке исполнения решения суда, а также об уменьшении размера исполнительского сбора.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения администрации Брасовского района Брянской области от взыскания исполнительского сбора.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Администрации Брасовского района Брянской области в исковых требованиях к Брасовскому районному отделу судебных приставов Управления федеральной службы судебных приставов РФ об освобождении от взыскания исполнительского сбора отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Брасовский федеральный районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий

Судья Сосков А.А.