2- 730 Сосков А.А.



Дело № 2 - 730/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Пос.Локоть 1 ноября 2010 года.

Брасовского района

Брянской области.

Брасовский федеральный районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Соскова А.А., при секретаре Мацуковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рябенковой С.К. к Управлению пенсионного фонда РФ ( государственное учреждению ) в Брасовском муниципальном районе <адрес> об оспаривании действий должностного лица,

У С Т А Н О В И Л:

Истица Рябенкова С.К. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий руководителя УПФ РФ в Брасовском муниципальном районе <адрес> отказавшего ей в назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в связи с постоянным проживанием и работой на территории зоны с правом на отселение и на территории с льготным социально-экономическим статусом, позволявших ей уменьшение пенсионного возраста на 4 года. Кроме того, она родила и воспитала до 8 лет ребенка-инвалида с детства и поэтому также имеет право на уменьшение пенсионного возраста от общеустановленного на 5 лет и на назначение трудовой пенсии на льготных основаниях с уменьшением пенсионного возраста от общеустановленного.

Однако, ответчик отказал ей в уменьшении пенсионного возраста от общеустановленного, указав на то, что она имеет права на снижение пенсионного возраста лишь по одному основанию установленному Законом « О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».

Просит суд признать отказ пенсионного органа не обоснованным и обязать ответчика УПФ РФ в Брасовском муниципальном районе <адрес> уменьшить ей пенсионный возраст и назначить трудовую пенсию на льготных основаниях.

Истица Рябенкова С.К. в суд явилась, заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель УПФ РФ в Брасовском муниципальном районе <адрес> Книшук Е.А. в суд явилась, с заявленными требованиями Рябенковой С.К. не согласилась, указав на то, что заявителю обоснованно отказано в назначении пенсии по старости на льготных основаниях, поскольку истица имеет право на снижение пенсионного возраста от общеустановленного лишь на 7 лет и одинаковые меры социальной поддержки предусмотренные законодательством «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не могут быть применимы.

Выслушав заявителя Рябенкову С.К., представителя ответчика Книшук Е.А., изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов гражданского дела и установлено в судебном заседании Рябенкова С.К. родилась ДД.ММ.ГГГГ и с 16 января 2006 года зарегистрирована по месту жительства в <адрес>.

Согласно трудовой книжки АТ -1У № и справки директора техникума Рябенкова С.К. с 20 августа 1985 года по 1 февраля 1987 года работала учителем в Медведовской средней школе <адрес>, а со 2 февраля 1987 года по настоящее время преподавателем в ФГОУ СПО «Брасовский промышленно-экономическом техникуме», расположенного в <адрес>.

Как следует из справки главы Локотской поселковой администрации <адрес> от 20 сентября 2010 года территория <адрес> на основании Распоряжения Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-Р с 26 апреля 1986 года по 31 января 1998 года относилась к 4 зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно справки главы Медведовской сельской администрации <адрес> № 6586 от 24 августа 2010 года Рябенковой С.К. (Хомченкова) С.К. была зарегистрирована и проживала в <адрес> <адрес> с 26 апреля 1986 года по 21 декабря 1987 года и территория с 26 апреля 1986 года по настоящее время на основании Распоряжения Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года № 237-Р, Постановлений Правительства РФ от 18 декабря 1997 года № 1582, от 7 апреля 2005 года № 197 относится к 3 зоне проживания с правом на отселение в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.

Согласно справок ОСЗН <адрес> Рябенкова С.К. воспитала до 8 лет ребенка-инвалида Рябенкову Ю.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении № )

Исследовав в судебном заседании каждое из доказательств с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, суд, учитывая конкретные обстоятельства дела с учетом п.9 Постановления Пленума ВС РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя по следующим основаниям.

Согласно ст.7 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет при наличии не менее 5 лет страхового стажа.

В соответствии с п.п.1 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего ФЗ одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.

В соответствии с п.п.7, 8 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы относятся граждане постоянно проживающие ( работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение и с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно ст.33 указанного Закона гражданам, указанным в п.7 ч.1 ст.13 настоящего закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Согласно ст.34 указанного выше закона гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст.13 настоящего Закона, пенсия по возрасту назначается с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В судебном заседании установлено, что Рябенкова С.К. работала и проживала в <адрес> на территории зоны проживания с правом на отселение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и <адрес> на территории с льготным социально-экономическим статусом со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и имеет страховой стаж более 15 лет.

Согласно примечания первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.ст.32-35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Рябенкова С.К. имеет право на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст.33 указанного выше Закона на 2 года (первоначальная величина ) и на 2 года, в соответствии со ст.34 указанного Закона (исходя из фактического проживания и работы на территории с льготным социально экономическим статусом более 9 лет).

В соответствии со ст.28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», гражданам пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в порядке, предусмотренном ст.ст.30-37 настоящего Закона. Пенсия по стрости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» при наличии страхового стажа не менее 5 лет или ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС, не может быть меньше для женщин -45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Гражданам, указанным в ст.13 настоящего Закона, которым в предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», в порядке, предусмотренном ст.30 -37 настоящего Закона и которые одновременно имеют право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с п.п. 1-10 п.1 ст.27 и п.п. 1-9 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ, предусмотренному п.п.1-10, 16-18 п.1 ст.27 и п.п. 7-9 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», который применяется при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с п.9 и 10 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Согласно ч.2 ст.3 указанного выше Закона при наличии у гражданина РФ права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину РФ только по одному из оснований по его выбору.

Вместе с тем, согласно определения Конституционного Суда РФ от 11 июля 2006 года № 403 - О статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусматривают, что гражданам, указанным в пункте 7 части первой его статьи 13, пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности; гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом согласно примечанию к статьям 32 - 35 названного Закона установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на данной территории до момента переселения (выезда) с нее или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Таким образом, как следует из приведенных положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в их взаимосвязи, величина снижения пенсионного возраста обусловливается статусом гражданина на момент обращения за назначением пенсии: право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину граждане имеют независимо от места проживания в момент обращения за пенсией (на той же территории, на территории, по решению Правительства Российской Федерации переведенной в другую зону, или на любой территории, куда они могли выехать по собственному выбору), право же на снижение пенсионного возраста с учетом дополнительного его уменьшения граждане имеют, если на момент обращения за пенсией они постоянно проживают в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Конкретизируя данные конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсаторный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.

В Определении от 6 марта 2003 года N 107-О по запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности положений статей 27 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что право граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда не может быть поставлено в зависимость от того, действуют или нет на момент обращения за пенсией те неблагоприятные производственные факторы, воздействием которых обусловлено предоставление данного права; истолкование регламентирующих его норм как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на том основании, что по своему характеру и условиям они более не признаются тяжелыми, не только противоречило бы действительному смыслу и предназначению этих норм, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).

По смыслу приведенной правовой позиции, при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на такой территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства Российской Федерации - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством Российской Федерации ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Соответствующим образом должен учитываться при назначении пенсии с уменьшением возраста гражданину, выехавшему на территорию, не относящуюся к зараженной, с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, срок проживания на такой территории в случае, если он равен или более минимального срока, необходимого для дополнительного снижения пенсионного возраста: для зоны проживания с правом на отселение - 3 года, для зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом - 4 года.

Таким образом, положения статей 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" во взаимосвязи с положениями части первой статьи 13 того же Закона и пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают отмену права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста для граждан, проживающих на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, статус которой был изменен Правительством Российской Федерации, и для граждан, выехавших с территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, на территорию, не относящуюся к зараженной.

Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью, и тем самым нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе право на социальное обеспечение, и которые, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в этой сфере.

Кроме того, положения части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которыми к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение, и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, направлены на повышенную социальную защиту указанных категорий граждан и сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы: отнесение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, к той или иной категории предопределяет лишь вид и объем возмещения вреда и мер социальной поддержки, но не лишает права получить их в объеме, адекватном фактическому повреждению здоровья (имущества) или испытанному риску вследствие проживания и работы на радиоактивно зараженной территории.

В связи с чем, суд доводы пенсионного органа о снижении пенсионного возраста Рябенковой С.К. должно производиться лишь по одному основанию, предусмотренному Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", признает несостоятельными и приходит к выводу о том, что пенсионный возраст Рябенковой С.К. должен быть снижен от общеустановленного на 9 лет ( 2 года - первоначальная величина снижения пенсионного возраста + 2 года - проживания и работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом + 5 лет - воспитавшая ребенка инвалида с детства до 8 лет).

В соответствии с п.1 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией за исключением случаев, предусмотренных п.4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно п.2 указанной статьи днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

У заявителя Рябенковой С.К. право на пенсию возникло со 2 октября 2009 года, а обратилась она в УПФ РФ в Брасовском муниципальном районе <адрес> за назначением пенсии 24 сентября 2010 года.

Следовательно, пенсия должна быть назначена Рябенковой С.К. с 24 сентября 2010 года.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Рябенковой С.К. об оспаривании действия руководителя Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Брасовском муниципальном районе <адрес> признать обоснованными.

Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Брасовском муниципальном районе <адрес> уменьшить пенсионный возраст Рябенковой С.К. на девять лет от общеустановленного и назначить ей трудовую пенсию по старости с первоначального обращения за назначением пенсии, то есть с 24 сентября 2010 года.

Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение ) в Брасовском муниципальном районе <адрес> в пользу Рябенковой С.К. возврат государственной пошлины в размере двести рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Брянский областной суд через Брасовский федеральный районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий

Судья Сосков А.А.