2- 743 Сосков А.А.



Дело № 2 - 743/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Пос.Локоть 28 октября 2010 года.

Брасовского района

Брянской области.

Брасовский федеральный районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Соскова А.А., при секретаре Мацуковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торшиной Т.В. к Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение ) в Брасовском муниципальном районе об оспаривании действий должностного лица,

У С Т А Н О В И Л:

Торшина Т.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к УПФ РФ в Брасовском муниципальном районе, которыми она оспаривает решение комиссии УПФ РФ в Брасовском муниципальном районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отказавшей ей в назначении досрочной трудовой пенсии на льготных основаниях, в связи с осуществлением лечебной деятельности и выработанным, по её мнению, специальным 25 летним стажем. При этом она указала, что 6 октября 2010 года она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет, однако 7 октября 2010 года пенсионным органом ей было отказано в назначение досрочной трудовой пенсии по выслуге лет и ответчик не включил ей в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также исчислил время нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не в льготном, а в календарном порядке.

Просит суд признать отказ комиссии УПФ РФ в Брасовском муниципальном районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан незаконным и обязать ответчика включить ей указанные периоды в стаж работы в льготном порядке и назначить ей трудовую пенсию на льготных основаниях с момента первоначального обращения за назначением такой пенсии.

Истица Торшина Т.В. в суд явилась, свои исковые требования поддержала в полном объеме, указав на то, что, она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала медицинской сестрой Глодневской участковой больницы, а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности заведующей Сныткинским ФАПом - фельдшером, то есть имеет 25 летний стаж работы по осуществлению лечебной деятельностью в льготном исчислении и, по её мнению, ответчик необоснованно не включил в специальный стаж, дающий ей право на назначение льготной пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации и отпуска по уходу за ребенком и не применил льготный коэффициент 1.3 при исчисления стажа работы и тем самым нарушил её права на пенсионное обеспечение.

Представитель ответчика - ведущий юристконсульт УПФ РФ в Брасовском муниципальном районе Книшук Е.А., в суд явилась, с исковыми требованиями истицы не согласилась, указав на то, что Торшина Т.В. не имеет специального трудового стажа - 25 лет. Периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации не могут быть засчитаны в специальный стаж, дающий право на назначение льготной пенсии, а также нахождение истицы в отпусках по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет, поскольку не предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года и разъяснения Минтруда № 5 от 22 мая 1996 года. Поэтому, по ее мнению, Торшиной Т.В. обоснованно отказано в назначении льготной трудовой пенсии.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как усматривается из материалов гражданского дела и установлено в судебном заседании Торшина Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в Глодневскую участковую больницу на должность медицинской сестры.

4 февраля 1995 года на основании приказа № 34 переведена заведующей Сныткинским ФАПом - фельдшером.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Торшина Т.В. находилась на послеродовом больничном листе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет.

На основании приказа № 203 от ДД.ММ.ГГГГ и № 310 от ДД.ММ.ГГГГ Торшина Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах усовершенствования квалификации в Брянском медицинском колледже

Оценив исследованные в ходе судебного заседания доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.165 КЗоТ РСФСР ( в редакции от 9 декабря 1971 года ) женщинам, помимо отпуска по беременности и родам, предоставляется частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста один год, а на основании ст.167 КЗоТ РСФСР ( в редакции от 19 ноября 1982 года ) отпуск по уходу за ребенком был увеличен до полутора лет.

Согласно Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 6 июля 1982 года, 29 ноября 1989 года время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительных отпусков без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, засчитывается как в общий стаж, так и в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготном размере.

Таким образом, указанные отпуска до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 « О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР» засчитывались в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Подлежат они включению и в настоящее время при наступлении права на досрочную пенсию, поскольку неприменение ранее действовавших норм права создает неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что не допустимо с точки зрения ст.19 Конституции РФ и приводит к неправомерному ограничению права истицы на социальное обеспечение.

В связи с чем, исключение из льготного стажа Торшиной Т.В. периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( до 1,5 лет) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( от 1,5 до 3 лет ), то есть 1 год 10 месяцев 2 дня со стороны пенсионных органов является необоснованным.

Согласно ст.27 п.1 п.п.20 Федерального Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года ( с изменениями и дополнениями вступившими в силу с 1 марта 2009 года ), лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста имеют право на назначение досрочной пенсии.

В соответствии с п.2 данной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных п.п. 19-21 п.1 настоящей статьи, при совершении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ. Вместе с тем, положения абзаца 2 п.2 ст.27 ( в редакции ФЗ от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ) в части установления тождественности профессиональной деятельности распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.

Указанный выше Федеральный Закон РФ «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и закрепляя условия назначения трудовых пенсий, предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства. Данные положения были закреплены в Постановлении Конституционного Суда РФ № 2-П от 29 января 2004 года, согласно которого действующее пенсионное законодательство не препятствует гражданину осуществлять оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчислении трудового стажа по нормам ранее действовавшего законодательства.

Согласно Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утвержденного Постановлением СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, с изменениями от 27 августа 1992 года, 22 сентября 1993 года), действовавшего до 1 ноября 1999 года, врачи и средний медицинский персонал, независимо от наименования должности, лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности имели право на досрочную трудовую пенсию по выслуге лет.

Судом установлено, что Торшина Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в Глодневской участковой больнице в должности среднего медицинского персонала - медицинская сестра,8 мартаН.И правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.и установления тождественности профессиональной деятельности распрост с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в Сныткинском ФАПе - в должности среднего медицинского персонала - заведующей ФАПом - фельдшером.

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения ( с изменениями от 19 февраля 2001 года ) в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п.1 настоящего постановления.

Согласно Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 ( в редакции Постановления Правительства РФ от 19 февраля 2001 года № 130) в наименовании должности указано медицинская и старшая медицинская сестра, заведующая фельдшерско-акушерским пунктом, фельдшер, в графе наименования учреждения указа участковая и районная больница, а согласно Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных данным постановлением Правительства РФ, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского тира ( рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.

В соответствии с ч.2 п.3, п.4, п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.11 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» ( в редакции Постановления правительства РФ от 26 мая 2009 года № 449 ) наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а периоды работы в должностях, в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа ( рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

При этом периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии её выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.

Согласно п.11 Постановления Пленума ВС РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст.28 Федерального закона № 173 - ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам ФЗ № 173 - ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 « Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

Пунктом 1 Постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с п.3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

Учитывая, что п.2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа ( рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке ( за 1 год и 3 месяца ) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Суд пришел к выводу о том, что при назначении пенсии Торшиной Т.В. применим ранее действующий закон, а именно Постановление СМ РСФСР № 464 от 6 сентября 1991 года, действовавшее до 1 ноября 1999 года, согласно которому врачам, работающим в сельской местности или поселках городского типа один год работы засчитывается за один год и три месяца, то есть в льготном, а не в календарном исчислении. Таким образом, стаж работы истицы, дающий ей право на досрочное назначение пенсии до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет - с 19 октября 1994 года по 1 февраля 1995 года - не включается в специальный стаж) должен исчисляться в льготном порядке как указано выше и составляет ( с 13 апреля 1988 года по 19 октября 1994 года, с 1 февраля 1995 года по 1 ноября 1999 года ) 11 лет 3 месяца 6 дней х 1,3 = 14 лет 6 дней.

В судебном заседании установлено, что Торшина Т.В. с 1 ноября 1999 года работала и по настоящее время работает в должности заведующей Сныткинским ФАПом -фельдшером в медицинском учреждении.

В соответствии с п.9 Постановления Пленума ВС РФ № 25 от 20 декабря 2005 года в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения ( организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам ( должностям, профессий), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании ( характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)

Суд не может согласиться с доводами представителя пенсионного органа о не включении в специальный стаж истице время нахождения на курсах усовершенствования и повышения квалификации, поскольку в Постановлении Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 года идет речь лишь о включении в трудовой стаж периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периодов ежегодно оплачиваемых отпусков, включая дополнительные, а не периодов нахождения в командировках по усовершенствованию квалификации, поскольку в эти периоды производятся отчисления страховых взносов в пенсионный орган, что предусмотрено п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, а также в соответствии со ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы ( должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что периоды нахождения Торшиной Т.В. на курсах повышения квалификации с 20 ноября 2001 года по 21 декабря 2001 года, с 7 ноября 2006 года по 7 декабря 2006 года должны быть засчитаны в специальный стаж истицы и исчислены в календарном порядке и её стаж с 1 ноября 1999 года по 6 октября 2010 года составляет 10 лет 11 месяцев 5 дней.

Таким образом, судом установлено, что специальный стаж Торшиной Т.В., дающий ей право на досрочное назначение пенсии на день обращения за назначением пенсии -6 октября 2010 года составляет 24 года 11 месяцев 11 дней ( 14 лет 6 дней + 10 лет 11 месяцев 5 дней, а на день рассмотрения гражданского дела 28 октября 2010 года - 25 лет 3 дня.

В соответствии с п.1 ст.19 ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия ( часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией ( частью трудовой пенсии) за исключением случаев, предусмотренных п.4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию ( часть трудовой пенсии ).

Согласно п.2 указанной статьи днем обращения за трудовой пенсией ( частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

У заявителя Торшиной Т.В. право на пенсию возникло с 25 октября 2010 года, а обратился она в УПФ РФ в Брасовском муниципальном районе за назначением пенсии с заявлением и приложенными к нему всеми необходимыми документами 6 октября 2010 года.

Следовательно, пенсия Торшиной Т.В. должна быть назначена с 25 октября 2010 года.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Торшиной Т.В. признать обоснованными.

Управлению пенсионного фонда РФ ( государственное учреждение ) в Брасовском муниципальном районе <адрес> включить в специальный стаж Торшиной Т.В. дающий ей право на назначение досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы:

- с 20 ноября 2001 года по 21 декабря 2001 года, с 7 ноября 2006 года по 7 декабря 2006 года в календарном порядке;

- с 13 апреля 1988 года по 18 октября 1994 года - 1 год работы за 1 год и 3 месяца;

- с 1 февраля 1995 года до 1 ноября 1999 года - 1 год работы за 1 год и 3 месяца;

- с 1 ноября 1999 года по настоящее время - календарно.

Требования Торшиной Т.В. о включении в специальный стаж, дающей ей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 3 месяца с 19 октября 1994 года по 1 февраля 1995 года признать не обоснованными и в их удовлетворении отказать.

Управлению пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Брасовском муниципальном районе <адрес> назначить Торшиной Т.В. трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения с 25 октября 2010 года.

Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Брасовском муниципальном районе <адрес> в пользу Торшиной Т.В. возврат государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Брянский областной суд через Брасовский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий

Судья Сосков А.А.