Дело № 2-567/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Пос.Локоть 26 августа 2011 года. Брасовского района Брянской области. Брасовский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Соскова А.А., при секретаре Сукмановой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Брянской области ( по доверенности Управление имущественных отношений Брянской области) к администрации Брасовского района Брянской области, Бондаревой Т.Н., Гончарову А.Ф., Казаковой П.И., Карташовой П.С., Карташовой Т.С., Мосину К.Д., Нефедовой Т.В., Панчук С.М., Рыловой А.К., Фетисовой О.П. о прекращении права общей долевой собственности на земельный участок, признании недействительными свидетельства на право собственности на землю и о признании права собственности Брянской области на земельный участок, У С Т А Н О В И Л: Администрация Брянской области в лице Управления имущественных отношений Брянской области обратилась в суд с исковыми требованиями к администрации Брасовского района Брянской области, Бондаревой Т.Н., Гончарову А.Ф., Казаковой П.И., Карташовой П.С., Карташовой Т.С., Мосину К.Д., Нефедовой Т.В., Панчук С.М., Рыловой А.К., Фетисовой О.П. о прекращении права общей долевой собственности на земельный участок, признании недействительными свидетельства на право собственности на землю и о признании права собственности Брянской области на земельный участок с кадастровым номером 32:01:0030105:50 площадью 890 000 кв.м, расположенный на территории Добриковского сельского поселения в 2000 м юго-восточнее населенного пункта <адрес> кадастровой стоимостью 1 891 428 рублей. В обоснование заявленных требований истец указал на то, обстоятельство, что в соответствие с ч.5 ст.13 ФЗ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение 3 лет и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки; образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта РФ; субъект РФ вправе направить в суд заявление о признании права собственности субъекта РФ на этот земельный участок. Администрацией области в установленном порядке были проведены работы по образованию земельных участков в счет невостребованных земельных долей в границах <адрес>, включающие в себя: На основании постановления администрации Брянской области № 441 от 5 мая 2010 года в установленном порядке за счет невостребованных земельных долей по 8,9 га земель сельскохозяйственного назначения указанных выше ответчиков был образован земельный участок с кадастровым номером 32:01:0030105:50 площадью 890 000 кв.м, расположенный на территории Добриковского сельского поселения в 2000 м юго-восточнее населенного пункта <адрес> кадастровой стоимостью 1 891 428 рублей. С момента приобретения прав на указанные земельные доли по настоящее время указанные граждане никаким образом не распорядились ими, в том числе более трех лет и являются собственниками невостребованных земельных долей. В связи с чем, просит суд прекратить права общей долевой собственности ответчиков на земельный участок, признать недействительными свидетельства на право собственности на землю, признать право собственности Брянской области на земельный участок с кадастровым номером 32:01:0030105:50 площадью 890 000 кв.м, расположенный на территории Добриковского сельского поселения в 2000 м юго-восточнее населенного пункта Хотеево Брасовского района Брянской области кадастровой стоимостью 1 891 428 рублей. Представитель истца - Абрамов Ю.А., действующий на основании доверенности № 21-4107 и от 23 июня 2011 года, в суд явился, заявленные требования изменил, просил исключить из заявленных требований требования о прекращении права общей долевой собственности, признании недействительным свидетельства на право собственности на землю и признание право собственности Брянской области на земельную долю принадлежащую наследникам умершего Гончарова А.Ф. Остальные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить. Вместе с тем, указал на то, что ему не известно о проведенной органами местного самоуправления процедуре о придании земельным долям статуса невостребованных земельных участков. Администрация Брянской области лишь на основании списка собственников земельных участков, представленных Добриковской сельской администрацией <адрес> опубликовала в «Земельной газете» № 13 от 4 мая 2007 года уведомление гражданам - собственников невостребованных земельных долей о намерении выделить земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 1143,6 га; образовала земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 890 000 кв.м в соответствии с постановлением администрации Брянской области от 5 мая 2010 года № 441 ( с учетом изменений, внесенных постановлением администрации области от 23 ноября 2010 года № 1182); поставила на государственный кадастровый учет вновь образованный земельный участок. Представитель администрации Брасовского района Брянской области - Мармазова Т.И., действующая на основании доверенности от 13 сентября 2009 года, в суд явилась, с заявленными требованиями согласилась. Вместе с тем, указала на то обстоятельство, что администрация Брасовского района Брянской области какой-либо процедуры о придании земельным долям статуса невостребованных земельных участков, а также дальнейших действий по распоряжению ими, в том числе публикации сообщений о невостребованных земельных долях; установление круга собственников невостребованных долей; принятие решения об образовании земельного участка из невостребованных земельных долей; проведение общего собрания участников общей долевой собственности об определении мостоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, его площади, установление границ земельного участка образованного из невостребованных земельных долей не проводила. Представитель <данные изъяты> - Савостин А.Ф. в суд явился, с заявленными требованиями не согласился, указав на то, что в настоящее время администрация Добриковского сельского поселения принимает меры по установлению и уведомлению наследников умерших собственников земельных долей о наличии наследственного имущества. Кроме того, Добриковская сельская администрация Брасовского района Брянской области процедуру о придании земельным долям статуса невостребованных земельных участков, а также дальнейших действий по распоряжению ими, в том числе публикации сообщений о невостребованных земельных долях; установление круга собственников невостребованных долей; принятие решения об образовании земельного участка из невостребованных земельных долей; проведение общего собрания участников общей долевой собственности об определении мостоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, его площади, установление границ земельного участка образованного из невостребованных земельных долей не проводила. Ответчики в суд не вились, поскольку: - Бондарева Т.Н. умерла 29 ноября 1994 года; - Гончаров А.П. умер 19 декабря 2001 года; - Казакова П.И. умерла 5 ноября 2001 года; - Карташова П.С. умерла 18 ноября 1999 года; - Мосин К.Д. умер 6 декабря 1995 года; - Панчук С.М. умерла 8 мая 2001 года; - Фетисова О.П. умерла 3 августа 2000 года и о их наследниках суд сведениями не располагает. О месте нахождения ответчиков Карташовой Т.С., 1926 года рождения, Нефедовой Т.В., 1906 года рождения, Рыловой А.К., 1902 года рождения и их наследниках, суд также сведениями не располагает. С учетом мнения сторон, суд рассмотрел гражданское дело в отсутствие указанных выше ответчиков и их правоприемников. Выслушав стороны, проверив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу. Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании из 30 собственников земельных долей в границах СПК «Коммунар» Брасовского района Брянской области не распорядились своими земельными долями 10 человек - ответчики по данному гражданскому делу, которым на основании свидетельств о праве собственности на землю принадлежит по 8,9 га условной земельной доли, расположенной в границах СПК «Коммунар». Согласно сообщения нотариуса Брасовского нотариального округа Брянской области наследники умерших Бондаревой Т.Н., Казаковой П.И., Карташовой П.С., Карташовой Т.С., Мосина К.Д., Нефедовой Т.В., Панчук С.М., Рыловой А.К., Фетисовой О.П. в нотариальную контору для оформления своих наследственных прав не обращались, а наследство после смерти Гончарова А.Ф., 1926 года рождения, приняла его сестра Морозова Н.Ф. и получила свидетельство о праве на наследство на денежный вклад. Как следует из извещения опубликованного в «Земельной газете» № 13 от 4 мая 2007 года Управление имущественных отношений Брянской области уведомило граждан - собственников земельных долей на территории СПК « Коммунар» Добриковского сельского поселения Брасовского района Брянской области, не распорядившихся своими земельными долями, о намерении выделить земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей общей площадью 2314000 кв.м. На основании данного извещения администрацией Брянской области 5 мая 2010 года принято Постановление № 441, которым в границах СПК «Коммунар» Брасовского района Брянской области образовывался земельный участок из 26 невостребованных земельных долей, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю для последующего оформления собственности Брянской области на данные земельные участки общей площадью 2314000 кв.м. Постановлением администрации Брянской области № 1182 от 23 ноября 2010 года в указанное выше Постановление были внесены изменения, согласно которых в границах СПК «Коммунар» Брасовского района Брянской области образовывался земельный участок из 10 земельных долей, собственники которых не распоряжались ими в течение 3 и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли) для последующего оформления собственности Брянской области на данный земельный участок общей площадью 890000 кв.м и 18 января 2011 года данный земельный участок был постановлен на государственный кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата». Оценив исследованные в ходе судебного заседания доказательства в их совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основания. В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и Постановления Правительства РФ от 4 сентября 1992 года № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», принятых во исполнение Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которых сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан - членов реорганизуемых хозяйств, которым, в свою очередь, предписывалось распорядиться предоставленным имуществом путем выделения земельных долей в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения их в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив. Постановлением администрации Брасовского района Брянской области № 130 от 1 апреля 1994 года в соответствии с положениями Указа Президента РФ от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развития аграрной реформы в РФ» были утверждены списки пайщиков ТОО «Коммунар» для предоставления бесплатной земельной доли каждому, в том числе и ответчикам по данному гражданскому делу, в размере по 8,9 га, в том числе пашни по 7,7 га. Пунктом 35 действовавших до 27 января 2003 года Рекомендаций по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи, одобренных Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 1995 года № 96, определялось, что земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на них, либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению данным имуществом, определялись как невостребованные земельные доли. Указом Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 года № 337 ( недействующего в настоящее время) было уточнено, что невостребованные земельные доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности на земельные доли, передаются (сохраняются) за сельскохозяйственными организациями, которые используют их в течение трех лет. Если в течение этого времени собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решения об использовании земельной доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года ( использование земельных долей без договора). В соответствии со ст.26 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно ст.25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". 2. Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Как следует из положений ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. В судебном заседании установлено, что ответчики - пайщики земельных долей свидетельств о государственной регистрации прав на земельные участки не получали и свое право в регистрационном органе не регистрировали. Принятым 24 июля 2002 года ФЗ РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которым в настоящее время регулируются отношения по использованию земель специального - сельскохозяйственного назначения, в отличие от прежде действующего законодательства, было определено, что под невостребованными земельными долями следует понимать такие земельные доли, собственники которых в течение трех и более лет с момента приобретения права на земельную долю не приняли решения о распоряжении своим имущественным правом ( ч.5 ст.13 Закона). При этом суд учитывает, что Закон не вкладывает в понятие « распоряжение имуществом» какого-либо иного понятия, чем ГК РФ ( ст.209 ) В соответствии со ст.129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Согласно ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством. Ст. 284 ГК РФ предусматривает, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование. Из содержания ст. 6 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Определение размера причиненного окружающей среде вреда, в том числе земле как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". 2. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного срочного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. 3. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки устанавливаются Правительством Российской Федерации. 4. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. 6. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания. 7. В случае неустранения правонарушений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля, вынесший предупреждение, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. 8. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 7 настоящей статьи, вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по одному из оснований, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи. Совокупность положений ст.284 ГК РФ, ст.44 ЗК РФ, ст. 6 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определяет, что изъятие у собственников земельных участков может быть осуществлено при наличии некоторых условий: 1. Если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки. 2. Если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. 3. Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника может осуществляться при условии неустранения указанных в пунктах 3 и 4 ст. 6 Закона фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания. В соответствии со ст.5 Закона Брянской области « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Брянской области» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случаях его ненадлежащего использования, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. 2. Заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет, в том числе повлекшего за собой причинение вреда окружающей среде, направляется в суд администрацией Брянской области. Ст.8 данного Закона предусмотрено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 Федерального закона и статьи 3 настоящего Закона. 2. Местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении границ части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со статьей 14 Федерального закона. Образование земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, осуществляется на основании этого решения общего собрания участников долевой собственности. 5. Земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости. Утверждение границ этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения администрации Брянской области. Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей. Администрация Брянской области вправе направить в суд заявление о признании права собственности Брянской области на этот земельный участок. Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных в статье 9 настоящего Закона. Из содержания ст. 12.1. ФЗ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ( в редакции от 29 декабря 2010 года) следует, что невостребованной земельной долей ( о которых идет речь) может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте. 2. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. 3. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей). 4. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. 5. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. 6. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей. 7. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно. 8. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными. Согласно ст.13 указанного выше Закона участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. 2. Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 настоящей статьи. 3. Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется. 4. Если указанное в пункте 3 настоящей статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей. 5. Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется. 6. Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона. 7. Порядок определения размера выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка с учетом состояния и свойств его почвы устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Отсутствие указанного порядка не является препятствием для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей. 8. Выдел земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по правилам, установленным для выдела земельных долей, находящихся в частной собственности. При этом выдел таких земельных долей осуществляется в первую очередь из неиспользуемых земель и земель худшего качества. Таким образом, суд пришел к выводу о том, что положения Закона определяют ряд обстоятельств, наличие которых необходимо для решения вопроса о придании земельным долям статуса невостребованных, а также дальнейших действий по распоряжению ими, а именно: соблюдение порядка публикации сообщения о невостребованных земельных долях; установление круга собственников невостребованных долей; соблюдение порядка принятия органом местного самоуправления поселения решения об образовании земельного участка из невостребованных земельных долей; наличие решения общего собрания участников общей долевой собственности об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей; факт установления границ земельного участка, образованного из невостребованных земельных долей ( ст.13, ст.14 Закона). Проверяя соблюдение указанных положений Закона применительно к рассматриваемым правоотношениям, суд пришел к выводу о том, что истцом и органом местного самоуправления - администрацией Добриковского сельского поселения Брасовского района Брянской области предусмотренный Законом порядок придания земельным долям статуса невостребованных, формирования из них земельного массива не соблюден, а именно: не установлен круг собственников ( наследников) невостребованных земельных долей; органом местного самоуправления поселения решение об образовании земельного участка из невостребованных земельных долей не принималось, общее собрание участников общей долевой собственности об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка и его площади не проводилось, согласительная комиссия не образовывалась. Данные обстоятельства в судебном заседании подтвердили стороны по данному гражданскому делу. Более того, по мнению суда, орган государственной власти Брянской области - администрация Брянской области вправе обратиться в суд с подобным заявлением лишь в случаях неустранения правонарушений, указанных в пунктах 3 и 4 ст.6 Закона, в срок, установленный вынесенным одновременно с назначением административного наказания предупреждением, уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля ( ст.6 п.8 Закона). На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Администрации Брянской области ( по доверенности Управлению имущественных отношений Брянской области) в удовлетворении исковых требований отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Брянский областной суд через Брасовский районный суд Брянской области в течение 10 дней. Председательствующий Судья Сосков А.А.