о признании незаконным бездействия по проведению мероприятий



Дело № 2-696/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Локоть,

Брасовский район,                                                                                   21 октября 2011 года

Брянской области         

                                                                              

          Брасовский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Гривина Н.Г., при секретаре Симоновой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского прокурора по надзору за соблюдением закона в ИУ <адрес> в интересах неопределенного круга лиц - осужденных, находящихся в ФКУ ИК-4 УФСИН по <адрес> к администрации ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес> о признании незаконным бездействия по проведению мероприятий, связанных с предупреждением африканской чумы свиней и об обязании выполнить мероприятия, по предупреждению африканской чумы в соответствии с ветеринарными нормами и правилами,

УСТАНОВИЛ:

Брянский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ <адрес> в интересах неопределенного круга лиц - осужденных, находящихся в ФКУ ИК-4 УФСИН по <адрес> обратился в суд с исковым заявлением к администрации ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес> о признании незаконным бездействия по проведению мероприятий, связанных с предупреждением африканской чумы свиней и об обязании выполнить мероприятия, по предупреждению африканской чумы в соответствии с ветеринарными нормами и правилами, указав на то, что ФКУ ИК-4 по <адрес> с привлечением специалистов Россельхознадзора по <адрес> проведена проверка по предупреждению заноса возбудителей африканской чумы свиней на территории <адрес>.

Проверкой установлено, что один из видов деятельности ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес> является разведение свиней в подсобном хозяйстве учреждения.

Свиноферма расположена на территории хозяйственного двора ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес>, которая в свою очередь находиться на территории <адрес>.

С нарушением требований ст. 18 Закона РФ №4979-1 от 15.05.1993 года «О ветеринарии» и п.7 «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий», утвержденных Главным Управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 04.11.1986 года, администрацией ФКУ И К - 4 на свиноферме не в полном объеме выполняются планы противоэпизодических мероприятий, не проводятся дезинфекция и дератизация.

В нарушение требований ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии» и п. 1.9 «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий», территория свинофермы не огорожена, захламлена строительным мусором.

В нарушение требований ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии» и п.п. 3.2,3.3 «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий», на свиноферме отсутствует санпропускник.

В нарушение требований ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии» и п.п. 2.2,3.5 «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий», при въезде на территорию свинофермы отсутствует дезбарьер, а при въезде в свинарник отсутствует дезковрик..

В нарушение требований ст. 15 и ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии» и п.п. 2.4.3,2.4.4 «Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий», убой свиней производится на необорудованной для этого площадке.

В нарушение требований ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии» и «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» №13-7-2/469 от 04.12.1995, утвержденных главным государственным ветеринарным инспектором РФ, администрацией ФКУ ИК - 4 не заключен договор на утилизацию биологических отходов свинофермы и не составляются документы по их вывозу.

Контроль посылок с продукцией свиноводства на предмет их поступления из регионов, неблагополучных по африканской чуме свиней, не осуществляется.

У ответчика отсутствуют планы профилактики и ликвидации африканской чумы свиней и других инфекционных заболеваний животных и заключения органов государственного ветеринарного надзора на проектную документацию зданий и сооружений, а также карты - схемы расположения охранно-карантинных постов на случай возникновения заболевания африканской чумы свиней.

Ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.

Все проводимые мероприятия по ликвидации АЧС связаны с огромными экономическими потерями.

Не выполнение требований ветеринарно-санитарных правил по недопущению возникновения и распространения АЧС способствует реальной угрозе заноса вируса АЧС на территорию хозяйств ИУ <адрес>.

Выявленные в исправительных колониях нарушения ветеринарного законодательства могут способствовать распространению заболевания и за пределы территории исправительных учреждений.

Неисполнение требований ветеринарно-санитарных норм и правил при содержании животных может привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний животных, как в подсобном предприятии, так и за его пределами, т.е. к эпизоотии и введению карантинных мероприятий, в связи, с чем будут ограничены права граждан свободный на ввоз и вывоз продукции животноводства и свободное перемещение по территории <адрес>. Эти же нарушения приведут к вынужденному убою содержащихся в личных и иных хозяйствах свиней и причинению материального ущерба, тем самым будут нарушены права граждан, предусмотренные статьями 27 и 35 Конституции Российской Федерации.

Нарушения, допускаемые ответчиком при содержании животных - свиней на подсобном предприятии, в случае возникновения эпизоотии по африканской чуме свиней, могут способствовать негативному воздействию на все компоненты окружающей среды: подземные и поверхностные воды, почву, растительность, животных.

Поскольку нарушения требований действующего законодательства создает постоянную опасность для окружающей среды, этим нарушаются права и законные интересы осужденных, жителей <адрес> и иных лиц, на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации, то просит признать незаконным бездействие администрации ФКУ ИК -4 по проведению профилактических мероприятий, связанных с предупреждением заболевания африканской чумы свиней в подсобном предприятии, а так же обязать администрацию ФКУ ИК - 4 выполнять мероприятия по предупреждению африканской чумы свиней на подсобном предприятии в соответствии с ветеринарно-санитариыми нормами и правилами.

Старший помощник Брянского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ <адрес> Карманов А.А. в судебное заседание явился, уточнил исковые требования, что нарушения устранены, но не в полной мере и просит обязать ФКУ ИК - 4 <адрес> выполнить следующие мероприятия по предупреждению африканской чумы свиней на подсобном предприятии:

- осуществить оборудование убойной площадки на территории подсобного хозяйства ФКУ ИК-4 <адрес> в соответствии с ветеринарно-санитарными Правилами внутрихозяйственного убоя скота на мясо;

- установить на территории подсобного хозяйства ФКУ ИК-4 <адрес> санитарный пропускник в соответствии с ветеринарно-санитарными Правилами для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденных Главным Управлением Ветеринарии Государственной ветеринарной инспекции Госагропрома ССС от ДД.ММ.ГГГГ.

- получить заключение органов ветеринарного надзора на проектную документацию зданий и сооружений, а так же карты-схемы расположения охранно-карантинных постов на случай возникновения заболевания африканской чумы свиней;

- заключить договор на утилизацию биологических отходов свинофермы;

- закрепить за фермой специализированную технику.

Юристконсульт Музалева И.В. действующая на основании доверенности №7 от 05.05.2011 года в судебное заседание явилась, с исковыми требованиями не согласна, и пояснила, что администрация колонии уже принимает меры по устранению выявленных нарушений, частично нарушения уже устранены.

Заместитель начальника колонии по тылу Тарасов В.С. в судебное заседание явился, с исковыми требованиями не согласен, и суду пояснил, что администрация колонии уже принимает меры по устранению выявленных нарушений, частично нарушения уже устранены.

Третье лицо представитель Управления Россельхознадзора по <адрес> Кононыхин И.С. в судебное заседания не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, причина не явки суду не сообщил.

Выслушав мнение и доводы сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из справки Россельхознадзора от 14.06.2011 года следует, что ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес> не в полной мере соблюдаются требования ветеринарного законодательства РФ в части проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение заноса возбудителя африканской чумы свиней. Кроме того, не обеспечена работа предприятия в режиме «закрытого типа».

Согласно акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения:

1. Заключение органов госнадзора на проектную документацию зданий и сооружений не предоставлено;

2. Карт-схем расположения охранно-карантинных постов на случай возникновения заболеваний нет;

3. Специализированной техники, закрепленной за фермой нет;

4. Условий утилизации биологических отходов нет;

5. Санитарного пропуска нет;

6. Убойная площадка на стадии строительства.

Статьями 13 и 18 ФЗ «О Ветеринарии» предусмотрено, что помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья.

Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:

осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащим состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработка продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;

соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;

соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;

выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.

Приказом МСХ РФ от 17 мая 2005 г. «Об утверждении перечня карантинных и особо опасных болезней животных» заболевание - африканская чума свиней отнесено к особо опасным болезням животных.

Пунктами 1.9, 3.2, 3.3, 6 Ветеринарно-санитарных правил для специализированных свиноводческих предприятий» утв. Госветинспекцией Госагропрома СССР от 04.11.1986 года определено, что свиноводческих предприятий огораживается по всему периметру изгородью, препятствующей бесконтрольному проходу людей и животных.

Вход в производственную зону свиноводческого предприятия разрешается только через санитарный пропускник, который строится на линии ограждения. В помещениях для животных поддерживаются оптимальные параметры микроклимата и систематически его контролируют.

Согласно письма управления Россельхознадзора по <адрес> № УФС-АЩ-12/3566 от 07.07.2011 года, африканская чума свиней - это заразная (вирусная) болезнь, характеризующаяся большой летальностью. В случае возникновения АЧС определяются границы эпизоотического очага и угрожаемых зон, на глубину 100-150 км. Трупы животных, постройки и др. сжигают на месте. В угрожаемой зоне до 20 км. осуществляется закуп и убой свиней в хозяйствах всех форм собственности. Запрещается торговля животными и продуктами животноводства на рынках и других местах в населенных пунктах. В карантированных населенных пунктах, районах, областях запрещается ввоз и вывоз за их пределы продуктов животного происхождения, продуктов растениеводства.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Статья 12 Гражданского кодекса РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.

В соответствие со ст. 150 Гражданского кодекса РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Статьей 76 Закона РФ «Об охране окружающей среды» определено, что споры в области охраны окружающей среды рассматриваются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Статьями 254 и 255 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ наделен правом на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае прокурором защищаются личные неимущественные и имущественные права граждан, т.е. интересы и права граждан, закрепленные Конституцией РФ.

Неопределенный круг лиц включает в себя физических лиц - граждан РФ, количество которых установить невозможно.

Данное исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц - осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК - 4, временно пребывающих на территорию Брасовского муниципального района и самих жителей района.

Интересы неопределенного круга лиц - осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК -4, а также жителей Брасовского муниципального района и других граждан, заключаются в том, что они имеют право на благоприятную среду обитания, а также на свободное передвижение по территории <адрес> и сохранность имеющихся у них животных.

В судебном заседании установлен, что администрацией ФКУ ИК-4 не в полном объеме соблюдаются ветеринарно-санитарные требования, допускается бездействие, чем нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

В связи, с чем, суд приходит к выводу, что исковые требования Брянской прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - осужденных, находящихся в ФКУ ИК-4 УФСИН по <адрес> к администрации ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес> о признании незаконным бездействия по проведению мероприятий, связанных с предупреждением африканской чумы свиней и об обязании выполнить мероприятия, по предупреждению африканской чумы в соответствии с ветеринарными нормами и правилами обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Брянского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> - удовлетворить.

Признать бездействие ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес> - незаконными.

Обязать ФКУ ИК-4 УФСИН России по <адрес> выполнить следующие мероприятия по предупреждению африканской чумы свиней на подсобном предприятии:

- осуществить оборудование убойной площадки на территории подсобного хозяйства ФКУ ИК-4 <адрес> в соответствии с ветеринарно-санитарными Правилами внутрихозяйственного убоя скота на мясо;

- установить на территории подсобного хозяйства ФКУ ИК-4 <адрес> санитарный пропускник в соответствии с ветеринарно-санитарными Правилами для специализированных свиноводческих предприятий, утвержденных Главным Управлением Ветеринарии Государственной ветеринарной инспекции Госагропрома ССС от 04.11.1986 года;

- закрепить за фермой специализированную технику;

- получить заключение органов ветеринарного надзора на проектную документацию зданий и сооружений, а так же карты-схемы расположения охранно-карантинных постов на случай возникновения заболевания африканской чумы свиней;

- заключить договор на утилизацию биологических отходов свинофермы.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брасовский районный суд Брянской области в течении 10-и дней в кассационном порядке.

Председательствующий судья                                                     Н.Г. Гривин