Дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата обезличена года
Судья Борзинского городского суда Забайкальского края Раджабова Н.М.
при секретаре Козловой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Борзя гражданское дело по иску ФИО16 к администрации городского поселения «Борзинское», Военному комиссариату Забайкальского края о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л :
Истец ФИО16 обратился в суд с иском к администрации городского поселения «Борзинское», Военному комиссариату Забайкальского края о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья, ссылаясь на следующее.
В 1987 году он уволен в запас по достижению предельного возраста. Выслуга лет в календарном исчислении 21 год. На основании ордера Номер обезличен от Дата обезличена года муниципальным образованием г. Борзя ему предоставлена квартира Номер обезличен в доме Номер обезличен в мкр. «Барнаул» в г. Борзя Забайкальского края, которая не отвечает санитарно-техническим требованиям.
Летом 2008 года он узнал о том, что может стать участником программы «Жилище» и с заявлениями обратился в орган местного самоуправления, Борзинскую межрайонную прокуратуру и военную прокуратуру Борзинского гарнизона. Неправомерными действиями (бездействием) администрации городского поселения «Борзинское» и военного комиссариата г. Борзя, которые не довели до его сведения информацию об имеющейся возможности стать участником программы, нарушено его право на получение государственного жилищного сертификата.
Истец просит суд восстановить его нарушенное право на получение государственного жилищного сертификата – именного свидетельства, удостоверяющего право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения, признав за ним право на получение государственного жилищного сертификата, обязав администрацию городского поселения «Борзинское» признать его и члена его
2
семьи – дочь ФИО2 нуждающимися в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета и включить их в число участников Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
В судебном заседании истец ФИО16, настаивая на заявленных исковых требованиях, пояснил изложенное, кроме того, просил суд взыскать с ответчиков 25.000 рублей – расходы, связанные с проведением обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома Номер обезличен в мкр. «Барнаул» в г. Борзя Забайкальского края.
В судебном заседании представитель ответчика – администрации городского поселения «Борзинское» Деминский Д.В., действующий на основании доверенности, исковые требования ФИО16 не признал, пояснив, что вины администрации городского поселения «Борзинское» в том, что ФИО16 не встал на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) нет. Заявлений в орган местного самоуправления о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) не поступало.
В судебном заседании представитель ответчика – Военного комиссариата Забайкальского края Чебунин М.В., действующий на основании доверенности, исковые требования ФИО16 не признал, пояснив, что в обязанности военного комиссариата не входит оформление документов на получение государственных жилищных сертификатов. При постановке на учет в Военный комиссариат г. Борзя в 1990 году ФИО16 с заявлением об обеспечении его жилым помещением не обращался.
Заслушав истца ФИО16, представителей ответчиков Деминского Д.В., Чебунина М.В., допросив свидетелей ФИО12, ФИО11, ФИО10, ФИО9, ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО5, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Определением Борзинского городского суда Забайкальского края от Дата обезличена года в качестве надлежащего ответчика привлечен Военный комиссариат Забайкальского края.
Согласно разделу 2 Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличен Программа
3
предусматривает, что право на получение безвозмездных субсидий за счет федерального бюджета в целях приобретения жилья имеют следующие категории граждан:
граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно разделу 4 Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» участие в Программе добровольное.
Формирование очереди и выдача государственных жилищных сертификатов осуществляется в отношении:
граждан, уволенных с военной службы, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, состоящих на учете для улучшения жилищных условий в органах местного самоуправления на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с соответствующими военными комиссариатами, правоохранительными органами и органами местного самоуправления.
Согласно пункту 3 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличен (далее – Правил) контроль за ведением учета и распределением государственных жилищных сертификатов и жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета, а также рассмотрение спорных вопросов о постановке на очередь лиц соответствующих категорий возлагается на комиссии по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, образованные при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов.
4
Согласно пункту 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:
а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств – участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям:
по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
по состоянию здоровья;
в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно пункту 7 Правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:
а) отсутствие жилой площади;
б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;
г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;
д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;
е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;
з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади;
5
и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Согласно пункту 9 Правил граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.
Согласно пункту 30 Правил не допускается предоставление жилья не стоящим на очереди гражданам, уволенным с военной службы.
Согласно пункту 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличен (далее – Правил) право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации:
а) граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;
г) граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до Дата обезличена года:
граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Согласно пункту 6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
Согласно пункту 8 Правил применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:
а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;
6
б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;
в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Судом установлено, что на основании приказа Главнокомандующего Военно-воздушными силами от Дата обезличена года Номер обезличен ФИО16 уволен с действительной военной службы в запас по ст. 59 пункт «а» Положения о прохождении военной службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР (по возрасту). Выслуга лет составляет 20 лет 11 месяцев. В 1990 году ФИО16 прибыл на постоянное место жительства в г. Борзя Забайкальского края, где проживает по настоящее время.
На основании ордера на жилое помещение Номер обезличен от Дата обезличена года ФИО16 муниципальным образованием г. Борзя и Борзинского района предоставлено жилое помещение – квартира Номер обезличен в доме Номер обезличен в мкр. «Барнаул» в г. Борзя Забайкальского края.
Из сообщения военного прокурора Борзинского гарнизона от Дата обезличена года (исх. 4046), направленного в адрес ФИО16 усматривается, что в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличенр жилой фонд военного городка Борзя -2 (мкр. «Барнаул», в том числе и жилой дом Номер обезличен передан в муниципальную собственность администрации г. Борзя.
Следовательно, суд находит, что с 1999 года военный городок г. Борзя-2 (мкр. «Барнаул») не относится к закрытым военным городкам, что подтверждается также сообщением начальника КЭЧ Борзинского района от Дата обезличена года (Номер обезличен).
Указанные обстоятельства в суде не оспаривались.
Судом установлено и подтверждается показаниями свидетеля ФИО12, что ФИО16 в органе местного самоуправления не встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) до Дата обезличена года. Заявлений в орган местного самоуправления о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) не подавал.
Указанные обстоятельства в суде не оспаривались.
Дата обезличена года в администрацию городского поселения «Борзинское» поступило коллективное обращение жителей мкр. «Барнаул» в г. Борзя Забайкальского края, в том числе ФИО16, по разъяснению порядка
7
получения государственного жилищного сертификата пенсионерами МО РФ, на которое Дата обезличена года (исх. 859) дан ответ.
Доводы ФИО16 о том, что он не знал о действии Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», поэтому не воспользовался своим правом на получение государственного жилищного сертификата, орган местного самоуправления не организовал учет граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, военный комиссариат не довел до его сведения информацию об имеющейся возможности стать участником Программы «Государственные жилищные сертификаты», суд находит несостоятельными.
Истец ФИО16 в судебном заседании пояснил, что в 1998 году ему было известно о действии Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» на период 1998-2002 годы». Однако в связи с тем, что по данной Программе выделялось недостаточно денежных средств на приобретение жилья, поэтому он не стал подавать заявление об участии в Программе. Впоследующем в 2008 году ему стало известно, что сумма, выделяемая на приобретение жилья по государственным жилищным сертификатам, увеличилась, он решил воспользоваться своим правом на участие в Программе и обратился в администрацию городского поселения «Борзинское» с заявлением о разъяснении вопросов, касающихся выдачи государственных жилищных сертификатов. Администрацией городского поселения «Борзинское» ему дано разъяснение. В КЭЧ Борзинского района, орган местного самоуправления – муниципальное образование г. Борзя и Борзинского района Читинской области с письменными заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) он не обращался.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО12 показала, что она работала специалистом в жилищном отделе муниципального образования г. Борзя и Борзинского района. До 2005 года и после к ней неоднократно обращался ФИО16 по вопросу действия Федеральной целевой программы «Жилище». Она ему разъясняла о действии Программы, однако заявлений о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) на основании Программы он в орган местного самоуправления не подавал, поэтому администрация городского поселения «Борзинское», которая приступила к осуществлению своих полномочий с Дата обезличена года, его права на получение государственного жилищного сертификата не нарушала.
8
Администрация городского поселения «Борзинское» не вправе была принуждать ФИО16 подавать какие-либо заявления в орган местного самоуправления, касающиеся постановки гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения), поскольку подача заявления носит добровольный характер.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО6 суду показала, что с 2002 года по Дата обезличена года она работала в муниципальном образовании г. Борзя и Борзинский район начальником отдела жилищно-коммунального хозяйства. В 2004 году у нее состоялся разговор с ФИО16 по поводу получения государственного жилищного сертификата. В частности, он у нее спрашивал о возможности включения дочери в состав семьи при оформлении документов на получение государственного жилищного сертификата.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО5 суду показал, что в период с 2004 года по май 2007 года он работал военным комиссаром в г. Борзя. Осенью 2006 года к нему обратился ФИО16 по вопросу о выдаче государственного жилищного сертификата. Он (ФИО5) дал разъяснение ФИО16 о порядке получения государственного жилищного сертификата. Порекомендовал ему обратиться в КЭЧ Борзинского района, администрацию городского поселения «Борзинское». О том, что ФИО16 органом местного самоуправления был обеспечен жилым помещением, ему было известно.
Далее свидетель ФИО5 суду показал, что ФИО16 при постановке на учет в Военный комиссариат г. Борзя в 1990 году с заявлением об обеспечении его жилым помещением не обращался.
В судебном заседании представитель ответчика Чебунин М.В. пояснил, что в Военном комиссариате г. Борзя на стендах имеется информация о государственных жилищных сертификатах, которой могут воспользоваться граждане. ФИО16 в течение 1993-1994 годов, 1999 года, 2007-2008 годов работал в военкомате, поэтому не мог не видеть этой информации и не знать о действии Программы, касающейся государственных жилищных сертификатов. Согласно Положению о военных комиссариатах военный комиссар должен оказывать содействие в реализации льгот, гарантий и компенсаций, предоставленных гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации. На военные комиссариаты обязанности по обеспечению граждан уволенных с военной службы государственным жилищным сертификатом не возлагались. Военный комиссариат обеспечивает указанных граждан пакетом
9
документов, необходимых для оформления государственного жилищного сертификата, которые выдаются по письменному заявлению гражданина.
Указанные обстоятельства подтвердил в судебном заседании свидетель ФИО5
Истец ФИО16 суду пояснил, что в периоды с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года он работал в Военном комиссариате г. Борзя. Информацией, имеющейся на стендах в помещении военкомата, он не интересовался. В 2006 году он разговаривал с ФИО5 по поводу государственного жилищного сертификата. К другим специалистам военкомата по вопросу государственного жилищного сертификата он не обращался.
Доводы истца ФИО16 о том, что его необходимо признать нуждающимся в получении жилого помещений или улучшении жилищных условий по основанию, что он проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, суд находит несостоятельными.
Судом установлено и подтверждается пояснениями истца ФИО16, что на момент предоставления ФИО16 жилого помещения – квартиры Номер обезличен в доме Номер обезличен в мкр. «Барнаул» в г. Борзя Забайкальского края, отвечало санитарным и техническим требованиям.
В материалах дела имеются документы (Акты проведения плановых (внеплановых) мероприятий по государственному контролю; Акты санитарного обследования; Акт проверки противопожарного состояния жилого сектора; решения мирового судьи судебного участка Номер обезличен Борзинского района; решения Борзинского городского суда; заключение об обследовании технического состояния строительных конструкций жилого дома и жилых помещений, инженерного оборудования), подтверждающие предоставление услуг теплоснабжения ненадлежащего качества в течение 2008-2009 годы, а также подтверждающие техническое состояние строительных конструкций жилого дома по состоянию на Дата обезличена года.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих, что администрацией городского поселения «Борзинское» на момент предоставления (2003 год) жилое помещение – квартира Номер обезличен в доме Номер обезличен мкр. «Барнаул» в г. Борзя Забайкальского края не отвечало санитарным и техническим требованиям, истцом в суд не представлено.
10
Судом установлено и подтверждается пояснениями представителя ответчика Деминского Д.В., что администрация городского поселения «Борзинское» образована с Дата обезличена года.
Согласно п. 6 ст. 7 Устава городского поселения «Борзинское» к вопросам местного значения городского поселения «Борзинское» относится:
обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском поселении «Борзинское» и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Следовательно, как усматривается из Устава, к вопросам местного значения городского поселения «Борзинское» не относится обеспечение граждан государственными жилищными сертификатами, а также предоставление информации гражданам, касающейся Программы «Государственные жилищные сертификаты».
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО11, ФИО10, ФИО9, ФИО8, ФИО7 суду показали, что они, наряду с ФИО16, по различным на то причинам не воспользовались правом на получение государственного жилищного сертификата, хотя им было известно о программе, касающейся государственных жилищных сертификатов.
Оснований не доверять показаниям свидетелей ФИО12, ФИО11, ФИО10, ФИО9, ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО5 у суда нет, поскольку они носили стабильный и последовательный характер и согласуются между собой и с другими доказательствами по делу.
Показания свидетелей сторонами в судебном заседании не оспаривались.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исследовав доказательства дела в их совокупности, суд находит, что со стороны администрации городского поселения «Борзинское» и Военного комиссариата г. Борзя не допущено нарушений прав ФИО16 на получение государственного жилищного сертификата, поскольку в соответствии с пунктом 9 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в
11
запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличен граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению. ФИО16 с указанным заявлением в администрацию городского поселения «Борзинское» не обращался.
Кроме того, ФИО16 с вопросом о выдаче ему документов, необходимых для оформления государственного жилищного сертификата, которые выдаются по письменному заявлению заинтересованного гражданина, в Военный комиссариат г. Борзя не обращался.
Более того, администрация городского поселения «Борзинское» приступила к исполнению полномочий с Дата обезличена года. В соответствии с пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличен право участия в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до Дата обезличена года.
Следовательно, вины администрации городского поселения «Борзинское» в том, что ФИО16 в срок до Дата обезличена года не встал на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилого помещения) и в том, что не исполнено Постановление муниципального образования г. Борзи и Борзинского района от Дата обезличена года Номер обезличен «О мерах по обеспечению реализации Президентской программы «Государственные жилищные сертификаты» нет. Администрация городского поселения «Борзинское», согласно Уставу, не является правопреемником муниципального образования г. Борзи и Борзинского района.
Согласно разделу 6 Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от Дата обезличена года Номер обезличен органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации являются организаторами реализации Программы на соответствующей территории, а
12
также осуществляют контроль за реализацией Программы органами местного самоуправления.
Доказательств в обоснование своих исковых требований истцом ФИО16 в суд не представлено.
Таким образом, суд находит, что исковые требования ФИО16 является необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО16 к администрации городского поселения «Борзинское», Военному комиссариату Забайкальского края о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Борзинский городской суд в течение 10 дней.
Судья Раджабова Н.М.
Копия верна: судья Раджабова Н.М.