Решение об оспаривании Устава сельского поселения `Ключевское`



Дело № 02-312-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2011 года

Судья Борзинского городского суда Забайкальского края Раджабова Н.М.

с участием прокурора Масюта Е.Н.

при секретаре Горшуновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Борзя гражданское дело по заявлению Борзинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального района «Борзинский район» об оспаривании Устава сельского поселения «Ключевское»,

У С Т А Н О В И Л :

Борзинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального района «Борзинский район» об оспаривании Устава сельского поселения «Ключевское», ссылаясь на следующее.

Борзинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о местном самоуправлении, в ходе которой установлено, что отдельные положения Устава сельского поселения «Ключевское» противоречат федеральному законодательству.

Так, пунктом 22 части 1 статьи 9 Устава определено, что к вопросам местного значения относится, в частности, организация освещения улиц и установки указателей с названием улиц и номерами домов, что противоречит пункту 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой к вопросам местного значения относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

Часть 1 статьи 9 Устава противоречит пункту 34 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ в части отсутствия вопроса местного значения, предусматривающего оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от

2

12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Данное положение введено Федеральным законом от 05.04.2010 года № 40-ФЗ.

Пунктом 2 частью 1 статьи 10 Устава определено, что органы местного самоуправления поселения имеют право на участие в организации и финансировании проведения на территории сельского поселения «Ключевское» общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Указанное положение противоречит пункту 2 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ устанавливающего, что данное положение утратило свою силу с 01.01.2010 года с принятием Федерального закона от 27.12.2009 годам № 365-ФЗ.

Кроме того, статья 10 Устава не содержит положения, что органы местного самоуправления имеют право согласно пункту 8.1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ на создание пожарной охраны.

Часть 2 статьи 10 противоречит части 2 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, устанавливающей, что органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В части 7 статьи 27 Устава не определено, что в соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Уставом не установлено, что на основании части 11.1 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ Совет сельского поселения заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе

3

о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

В Уставе отсутствует положение части 16 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ о том, что Уставом муниципального образования может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

В статье 30 Устава отсутствует указание, что к полномочиям главы относится, в частности, обеспечение осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Положения частей 3, 4 статьи 37 Устава противоречат частям 3, 4 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, которые устанавливают, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, а случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации.

4

Статья 44 Устава противоречит пункту 22 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 предусматривающего, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения.

Устав сельского поселения «Ключевское» был оспорен Борзинской межрайонной прокуратурой. Однако требуемые изменения в Устав не внесены по настоящее время, несмотря на то, что Совет поселения неоднократно проводил заседания.

Заявитель - Борзинский межрайонный прокурор просит суд признать положения пункта 22 части 1 статьи 9, пункта 2 статьи 10, статьи 27, статьи 30, статьи 37, статьи 44 Устава сельского поселения «Ключевское» недействующими.

В судебном заседании представитель заявителя - Борзинского межрайонного прокурора Масюта Е.Н., настаивая на заявленных требованиях, пояснила изложенное.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Совета сельского поселения «Ключевское» Дабаева С.Б., действующая на основании полномочий, против заявленных требований Борзинского межрайонного прокурора не возражала.

Заслушав представителя заявителя Масюта Е.Н., представителя заинтересованного лица Дабаеву С.Б., исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Масюта Е.Н., полагавшей необходимым заявление удовлетворить, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года № 48 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 года № 13) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов

5

полностью или в части» в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействительными полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Борзинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о местном самоуправлении, в ходе которой установлено, что отдельные положения Устава сельского поселения «Ключевское» (далее - Устав) противоречат действующему законодательству.

Согласно пункту 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Устав сельского поселения «Ключевское» муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края принят решением Совета сельского поселения «Ключевское» 12.05.2009 года № 45 и обнародован 12.05.2009 года.

Указанные обстоятельства в суде не оспаривались.

Судом установлено, что часть 1 статьи 9 Устава противоречит пункту 34 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части отсутствия вопроса местного значения, предусматривающего оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Данное положение введено Федеральным законом от 05.04.2010 года № 40-ФЗ.

Частью 1 статьи 9 Устава регламентированы вопросы местного значения сельского поселения «Ключевское».

6

В силу пункта 34 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относитсяоказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Судом установлено, что пункт 22 части 1 статьи 9 Устава противоречит пункту 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 22 части 1 статьи 9 Устава к вопросам местного значения сельского поселения «Ключевское» относится организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

В силу пункта 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

Судом установлено, что пункт 2 части 1 статьи 10 Устава противоречит пункту 2 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 10 Устава органы местного самоуправления сельского поселения «Ключевское» имеют право на участие в организации и финансировании проведения на территории сельского поселения «Ключевское» общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Указанное положение противоречит пункту 2 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающего, что данное положение утратило силу с 01.01.2010 года с принятием Федерального закона от 27.12.2009 года № 365-ФЗ.

Судом установлено, что статья 10 Устава, регламентирующая права органов местного самоуправления сельского поселения «Ключевское» на

7

решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения сельского поселения «Ключевское», не содержит положения о том, что органы местного самоуправления имеют право в силу пункту 8.1 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на создание пожарной охраны.

Судом установлено, что часть 2 статьи 10 Устава противоречит части 2 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно части 2 статьи 10 Устава органы местного самоуправления сельского поселения «Ключевское» вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Забайкальского края, только за счет собственных доходов местного бюджета (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Забайкальского края).

В силу части 2 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Судом установлено, что в части 7 статьи 27 Устава не определено, что в соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 35Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции

8

органа муниципального образования находится принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Кроме того, Уставом не предусмотрено, что на основании части 11.1 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Совет сельского поселения заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

В Уставе отсутствует положение части 16 статьи 35Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которой уставом муниципального образования может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

Судом установлено, что в статье 30 Устава отсутствует указание, предусмотренное пунктом 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что положения частей 3 и 4 статьи 37 Устава противоречат частям 3 и 4 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно части 3 статьи 37 Устава Совет сельского поселения «Ключевское» по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Забайкальского края, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения «Ключевское», а также решения по вопросам организации деятельности Совета сельского поселения «Ключевское».

9

Решения Совета сельского поселения «Ключевское», устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории сельского поселения «Ключевское», принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета сельского поселения «Ключевское», если иное не установлено Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно части 4 статьи 37 Устава глава сельского поселения «Ключевское» в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Забайкальского края, настоящим Уставом и решениями Совета сельского поселения «Ключевское», издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Совета сельского поселения «Ключевское», постановления администрации сельского поселения «Ключевское» по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления сельского поселения «Ключевское» федеральными законами и законами Забайкальского края, а также распоряжения администрации сельского поселения «Ключевское» по вопросам организации работы администрации сельского поселения «Ключевское».

В силу части 3 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу части 4 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»глава муниципального образования в пределах

своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает

10

постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации.

Судом установлено, что статья 44 Устава противоречит пункту 22 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Часть 2 статьи 44 Устава определяет, какое имущество может находиться в собственности сельского поселения «Ключевское».

В силу пункта 22 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения.

08.07.2010 года и 19.07.2010 года Устав сельского поселения «Ключевское» оспорен Борзинской межрайонной прокуратурой. Однако до настоящего времени Советом сельского поселения «Ключевское» требуемые изменения не внесены в Устав.

Проанализировав приведенные нормы закона и нормы Устава сельского поселения «Ключевское», суд находит, что положения пункта 22 части 1 статьи 9, пункта 2 части 1 статьи 10, статьи 27, статьи 30, статьи 37, статьи 44 Устава сельского поселения «Ключевское» не соответствуют указанным выше положениям Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть федеральному закону, имеющему верховенство на всей территории Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного

11

правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года № 48 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 года № 13) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правого акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.

Доказательств опровергающих доказательства, представленные заявителем, заинтересованным лицом суду не представлено.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года № 48 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 года № 13) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Судом установлено, что Устав сельского поселения «Ключевское» применялся, на его основании реализовывались права сельского поселения и граждан, поэтому суд находит возможным признать указанные выше положения Устава недействующими со дня вступления решения в законную силу.

Исследовав доказательства дела в их совокупности, суд находит, что заявление Борзинского межрайонного прокурора является законным и обоснованным и подлежит удовлетворению.

12

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Борзинского межрайонного прокурорав интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального района «Борзинский район» об оспаривании Устава сельского поселения «Ключевское» удовлетворить.

Признать положения пункта 22 части 1 статьи 9, пункта 2 части 1 статьи 10, статьи 27, статьи 30, статьи 37, статьи 44 Устава сельского поселения «Ключевское» недействующими с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Борзинский городской суд в течение 10 дней.

Судья Раджабова Н.М.

Копия верна: судья Раджабова Н.М.

Решение вступило в законную силу с 21.03.2011 года.

Судья Раджабова Н.М.