Решение об оспаривании Устава сельского поселения `Акурайское`



Дело № 02-314-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 марта 2011 года

Судья Борзинского городского суда Забайкальского края Раджабова Н.М.

с участием прокурора Масюта Е.Н.

при секретаре Горшуновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Борзя гражданское дело по заявлению Борзинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального района «Борзинский район» об оспаривании Устава сельского поселения «Акурайское»,

У С Т А Н О В И Л :

Борзинский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального района «Борзинский район» об оспаривании Устава сельского поселения «Акурайское», ссылаясь на следующее.

Борзинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о местном самоуправлении, в ходе которой установлено, что отдельные положения Устава сельского поселения «Акурайское» противоречат федеральному законодательству.

Часть 3 статьи 41 Устава противоречит части 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части отсутствия срока для направления представительным органом муниципального образования главе муниципального образования муниципального правового акта для подписания и обнародования. Согласно части 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней.

Частью 2 статьи 46 Устава определено, что органы местного самоуправления сельского поселения «Акурайское» обеспечивают сбалансированность бюджета сельского поселения «Акурайское» и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного

2

процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств сельского поселения «Акурайское».

В перечисленных положениях Устава не определены конкретные органы местного самоуправления, реализующие указанные полномочия, что предоставляет широту дискреционных полномочий органам и должностным лицам местного самоуправления и может привести к затруднению реализации прав жителей сельского поселения.

Часть 1 статьи 9 Устава противоречит пункту 34 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части отсутствия вопроса местного значения, предусматривающего оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Данное положение введено Федеральным законом от 05.04.2010 года № 40-ФЗ.

Статья 44 Устава противоречит пункту 22 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривающего, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения.

Устав сельского поселения «Акурайское» был оспорен Борзинской межрайонной прокуратурой. Однако требуемые изменения в Устав не внесены по настоящее время, несмотря на то, что Совет поселения неоднократно проводил заседания.

Заявитель - Борзинский межрайонный прокурор просит суд признать положения части 1 статьи 9, части 3 статьи 41, статьи 44 части 2 статьи 46 Устава сельского поселения «Акурайское» недействующими.

В судебном заседании представитель заявителя - Борзинского межрайонного прокурора Масюта Е.Н., настаивая на заявленных требованиях, пояснила изложенное.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Совета сельского поселения «Акурайское» Плотников С.П., действующий на основании прав по должности, против удовлетворения заявленных требований Борзинского межрайонного прокурора не возражал, пояснив, что Устав сельского поселения «Акурайское» будет приведен в соответствие с действующим законодательством.

3

Заслушав представителя заявителя Масюта Е.Н., представителя заинтересованного лица Плотникова С.П., исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Масюта Е.Н., полагавшей необходимым заявление удовлетворить, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года № 48 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 года № 13) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействительными полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Борзинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о местном самоуправлении, в ходе которой установлено, что отдельные положения Устава сельского поселения «Акурайское» (далее - Устав) противоречат действующему законодательству.

Согласно пункту 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

4

Устав сельского поселения «Акурайское» муниципального района «Борзинский район» Забайкальского края принят решением Совета сельского поселения «Акурайское» 12.05.2009 года № 49 и обнародован 12.05.2009 года.

Указанные обстоятельства в суде не оспаривались.

Судом установлено, что часть 1 статьи 9 Устава противоречит пункту 34 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части отсутствия вопроса местного значения, предусматривающего оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Данное положение введено Федеральным законом от 05.04.2010 года № 40-ФЗ.

Частью 1 статьи 9 Устава регламентированы вопросы местного значения сельского поселения «Акурайское».

В силу пункта 34 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относитсяоказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Судом установлено, что часть 3 статьи 41 Устава, определяющая порядок направления Советом сельского поселения «Акурайское» главе сельского поселения «Акурайское» муниципального правового акта для подписания и обнародования противоречит части 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно части 3 статьи 41 Устава нормативный правовой акт, принятый Советом сельского поселения «Акурайское», направляется главе сельского поселения «Акурайское» для подписания и опубликования (обнародования).

В силу части 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней.

5

Судом установлено, что часть 2 статьи 44 Устава противоречит пункту 22 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Часть 2 статьи 44 Устава определяет, какое имущество может находиться в собственности сельского поселения «Акурайское».

В силу пункта 22 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения.

Согласно части 2 статьи 46 Устава органы местного самоуправления сельского поселения «Акурайское» обеспечивают сбалансированность бюджета сельского поселения «Акурайское» и соблюдение установленных федеральными законами требований и регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств

Судом установлено и не оспаривалось в суде, в перечисленных положениях Устава не определены конкретные органы местного самоуправления, реализующие указанные полномочия, что предоставляет широту дискреционных полномочий органам и должностным лицам местного самоуправления и, следовательно, может привести к затруднению в реализации прав жителей района.

Согласно подпункту «а» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2010 года № 96, широта дискреционных полномочий является коррупционным фактором.

08.07.2010 года и 19.07.2010 года Устав сельского поселения «Акурайское» оспорен Борзинской межрайонной прокуратурой. Однако до настоящего времени Советом сельского поселения «Акурайское» требуемые изменения не внесены в Устав

Проанализировав приведенные нормы закона и нормы Устава сельского поселения «Акурайское», суд находит, что положения части 1 статьи 9, части 3 статьи 41, статьи 44, части 2 статьи 46 Устава сельского поселения «Акурайское» не соответствуют указанным выше положениям Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах

6

организации местного самоуправления в Российской Федерации», то есть федеральному закону, имеющему верховенство на всей территории Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года № 48 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 года № 13) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правого акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.

Доказательств опровергающих доказательства, представленные заявителем, заинтересованным лицом суду не представлено.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года № 48 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.06.2010 года № 13) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

7

Судом установлено, что Устав сельского поселения «Акурайское» применялся, на его основании реализовывались права сельского поселения и граждан, поэтому суд находит возможным признать указанные выше положения Устава недействующими со дня вступления решения в законную силу.

Исследовав доказательства дела в их совокупности, суд находит, что заявление Борзинского межрайонного прокурора является законным и обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Борзинского межрайонного прокурорав интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального района «Борзинский район» об оспаривании Устава сельского поселения «Акурайское» удовлетворить.

Признать положения части 1 статьи 9, части 3 статьи 41, статьи 44, части 2 статьи 46 Устава сельского поселения «Акурайское» недействующими с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Борзинский городской суд в течение 10 дней.

Судья Раджабова Н.М.

Копия верна: судья Раджабова Н.М.

Решение вступило в законную силу с 21.03.2011 года.

Судья Раджабова Н.М.