Дело № 02-428-11
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2011 года
Судья Борзинского городского суда Забайкальского края Раджабова Н.М.
с участием прокурора Лыскова А.В.
при секретаре Горшуновой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Борзя гражданское дело по иску Борзинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Комитету образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район», администрации муниципального района «Борзинский район» о понуждении провести аттестацию рабочих мест по условиям труда,
У С Т А Н О В И Л :
Борзинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Комитету образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район», администрации муниципального района «Борзинский район» о понуждении провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, ссылаясь на следующее.
Проверкой соблюдения законодательства об охране труда, проведенной Борзинской межрайонной прокуратурой, выявлены нарушения трудового законодательства РФ в области охраны труда, а именно в Ремонтной эксплуатационно-технической службе (РЭТС) Комитета образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район» не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. По состоянию на 24.02.2011 года на предприятии работает 45 человек, согласно штатному расписанию количество рабочих мест составляет 47 единиц.
Борзинский межрайонный прокурор просит суд обязать Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район» в срок до 01.09.2011 года провести в Ремонтной эксплуатационно-технической службе (РЭТС) аттестацию 47 рабочих мест, в случае недостаточности финансовых средств у Комитета образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский
2
район» возложить обязанность по проведению аттестации рабочих мест на администрацию муниципального района «Борзинский район».
В судебном заседании представитель Борзинской межрайонной прокуратуры Лысков А.В., настаивая на заявленных исковых требованиях, пояснил изложенное.
В судебном заседании представитель ответчика - Комитета образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район» Деминский Д.В. и представитель ответчика - администрации муниципального района «Борзинский район» Зарубина И.Г., действующие на основании доверенности, возражали против удовлетворения исковых требований Борзинского межрайонного прокурора, пояснив, что на проведение аттестации рабочих мест требуются финансовые затраты. Однако денежные средства на проведение аттестации в Комитете образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район» и в администрации муниципального района «Борзинский район» отсутствуют.
Заслушав представителя истца Лыскова А.В., представителей ответчиков Деминского Д.В., Зарубину И.Г., исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Лыскова А.В., полагавшего необходимым иск удовлетворить, суд приходит к следующему.
Определением Борзинского городского суда Забайкальского края от 22.03.2011 года в качестве надлежащего ответчика привлечен Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район».
В силу части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу части 2 статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить:
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
В силу части 12 статьи 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и
3
осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В силу части 8 статьи 209 ТК РФ сертификат соответствия организации работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 года № 569 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно пункту 1 раздела 1 вышеназванного Порядка, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.
Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
Согласно пункту 2 раздела 1 вышеназванного Порядка, аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Согласно пункта 5 раздела 1 вышеназванного Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Судом установлено и подтверждается штатным расписанием на 2010 год, что по состоянию на 24.02.2011 года в Ремонтной эксплуатационно-технической службе (РЭТС) Управления образованием администрации муниципального района «Борзинский район» (ныне - Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский
4
район» количество рабочих мест составляет согласно штатному расписанию 47 единиц, фактически работающих согласно информации № 158 от 24.02.2011 года - 45 лиц.
Вместе с тем, в нарушение требований статьи 22, части 9 статьи 212 ТК РФ, работодателем не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.
Как усматривается из сообщения заместителя начальника Управления образованием администрации муниципального района «Борзинский район» Мальцевой И.И. от 24.02.2011 года № 158, направленному по запросу прокурора, что аттестация рабочих мест на предприятии не проводится ввиду отсутствия денежных средств, выделяемых из местного бюджета. Аттестация рабочих мест по условиям труда запланирована на 2011 год.
Указанные обстоятельства в суде не оспаривались.
Таким образом, заместитель начальника Управления образованием администрации муниципального района «Борзинский район» Мальцева И.И. в сообщении от 24.02.2011 года № 158 не отрицала необходимость в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и не привела доказательств, в силу которых оснований в ее проведении нет.
В судебном заседании представителем ответчика Деминским Д.В. не отрицалось то обстоятельство, что аттестация рабочих мест в Ремонтной эксплуатационно-технической службе с момента ее образования и до настоящего времени не проведена.
Кроме того, представителями ответчиков Деминским Д.В. и Зарубиной И.Г. не отрицался факт необходимости проведения аттестации рабочих мест в Ремонтной эксплуатационно-технической службе.
То обстоятельство, что в Комитете образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район» и в администрации муниципального района «Борзинский район» отсутствуют денежные средства, необходимые для проведения аттестации рабочих мест, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Борзинского межрайонного прокурора, поскольку отсутствие денежных средств само по себе являться основанием к не проведению аттестации рабочих мест.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих
5
требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств того, что оснований для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в Комитете образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район» не имеется, представителями ответчиков в суд не представлено.
Доводы представителя ответчика Деминского Д.В. о том, что прокуратурой при проведении проверки нарушены требования Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» суд находит несостоятельными, поскольку в силу статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к отношениям, связанным с проведением прокурорского надзора.
Принимая во внимание изложенное, суд находит, что нарушение требований трудового законодательства в области охраны труда (отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда) в условиях производства создает угрозу повышенного производственного травматизма.
В силу части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность такого учреждения несет собственник имущества.
Исходя из изложенного, Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район» обязано обеспечить соблюдение трудового законодательства в Ремонтной эксплуатационно-технической службе. В случае недостаточности собственных финансовых средств, указанная обязанность возлагается на собственника имущества - администрацию муниципального района «Борзинский район».
В силу части 4 статьи 353 ТК РФ государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права,
6
осуществляет Генеральный прокурор РФ им подчиненные ему прокуроры в соответствии с Федеральным законом.
В силу статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2201-1 «О прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции РФ, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Необходимость обращения прокурора в суд с указанным иском обусловлена тем, что бездействием Комитета образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район» создана угроза нарушения прав не только лиц, работающих в Ремонтной эксплуатационно-технической службе в настоящее время, но и лиц, которые поступят на работу в будущем, индивидуализировать которых не представляется возможным.
Таким образом, суд находит иск Борзинского межрайонного прокурора законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Борзинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Комитету образования и молодежной политики
7
администрации муниципального района «Борзинский район», администрации муниципального района «Борзинский район» удовлетворить.
Обязать Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район» в срок до 01.09.2011 года провести в Ремонтной эксплуатационно-технической службе (РЭТС) аттестацию 47 рабочих мест.
В случае недостаточности финансовых средств у Комитета образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район» возложить обязанность по проведению аттестации рабочих мест в Ремонтной эксплуатационно-технической службе (РЭТС) на администрацию муниципального района «Борзинский район».
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Борзинский городской суд в течение 10 дней.
Судья Раджабова Н.М.
Копия верна: судья Раджабова Н.М.