Заочное решение об оспаривании Устава с.п. `Шоноктуйское`



Дело № 2-307-2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 апреля 2011 года                       г.Борзя

Борзинский городской суд Забайкальского края в составе:

председательствующего Лоншаковой Т.В.

при секретаре Григорьеве В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Борзинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц-жителей муниципального района «Борзинский район» об оспаривании Устава сельского поселения «Шоноктуйское»,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя следующим. Борзинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о местном самоуправлении, в ходе которой установлено, что отдельные положения Устава сельского поселения «Шоноктуйское» противоречат федеральному законодательству. В связи с указанным прокурор просил признать положения п.22 ч.1 ст.9, п.2 ст.10, ст.27, ст.30, ст.37, ст.44 Устава сельского поселения «Шоноктуйское» недействующими.

В судебном заседании представитель заявителя помощник Борзинского межрайонного прокурора Масюта Е.Н., настаивая на исковых требованиях, пояснил изложенное, просила иск удовлетворить.

Ответчик - Администрация сельского поселения «Шоноктуйское», надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направил, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

При таких обстоятельствах, с учетом мнения представителя истца и на основании ст.167 п.4 ГПК РФ и ч.1 ст.233 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в порядке заочного производства.

         Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, Борзинской межрайонной прокуратурой в ходе проведения проверки исполнения законодательства о местном самоуправлении было выявлено, что отдельные положения Устава сельского поселения «Шоноктуйское» противоречат федеральному законодательству.

Так, п.22 ст.9 Устава сельского поселения «Шоноктуйское» установлено, что к вопросам местного значения относится, в частности, организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов, что противоречит п.21 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года №131-ФЗ, определяющего, что к вопросам местного значения относится присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

Пунктом 2 ст.10 указанного Устава определено, что органы местного самоуправления поселения имеют право на участие в организации и финансировании проведения на территории сельского поселения «Шоноктуйское» общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет. Указанное положение противоречит п.2 ст.14.1 ФЗ №131-ФЗ, устанавливающего, что данное положение утратило свою силу с 1 января 2010 года с принятием Федерального закона от 27.12.2009 года №365-ФЗ.

Кроме того, ст. 10 Устава не содержит положения, что органы местного самоуправления имеют право согласно п.8.1 ст.14.1 ФЗ РФ №131-ФЗ на создание пожарной охраны.

Часть 2 ст.10 Устава противоречит ч.2 ст.14.1 ФЗ РФ№131-ФЗ, устанавливающей, что органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в ч.1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст.19 настоящего Федерального закона), если это участием предусмотрено федеральными законными, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В Уставе в ч.7 ст.27 не определено, что в соответствии с п.10 ч.10 ст.35 ФЗ РФ №131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Кроме того, Уставом не установлено, что на основании ч.11.1 ст.35 ФЗ РФ №131-ФЗ Совет сельского поселения заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

В Уставе отсутствует положение п.16 ст.35 о том, что Уставом муниципального образования может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

В ст.30 Устава отсутствует указание, что к полномочиям главы относится, в частности, обеспечение осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ.

Положения ч.3,4 ст.37 Устава противоречат п.3,4 ст.43 Федерального закона РФ №131-РФ, которые устанавливают следующее.

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения местной администрации по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи, в случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия главы местной администрации.

Кроме того, установлено, что ч.1 ст.9 Устава противоречит п.34 ст.14 Федерального закона РФ №131 в части отсутствия вопроса местного значения, предусматривающего оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных ст.ст. 31.1, 31.3 ФЗ от 12.01.1996 года №1 ФЗ «О некоммерческих организациях». Данное положение введено ФЗ от 05.04.2010 года №40-ФЗ.

Статья 44 Устава противоречит п.22 ст.50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года №131-ФЗ, предусматривающего, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории поселения.

Таким образом, суд считает, что требование истца о признании положения п.22 ч.1 ст.9, п.2 ст.10, ст.27, ст.30, ст.37, ст.44 Устава сельского поселения «Шоноктуйское» недействующими является законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Признать положения п.22 ч.1 ст.9, п.2 ст.10, ст.27, ст.30, ст.37, ст.44 Устава сельского поселения «Шоноктуйское» недействующими.

При несогласии ответчик в течение 7 дней со дня получения копии заочного решения вправе подать в Борзинский городской суд Забайкальского края заявление о его отмене.

Решение может быть обжаловано сторонами в Забайкальский краевой суд через Борзинский городской суд Забайкальского края: истцом в течение 10 дней со дня оглашения, а ответчиком - в тот же срок по истечении срока подачи заявления об отмене заочного решения.

Судья                               Лоншакова Т.В.