Дело № 02-1384-11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 06 октября 2011 года Судья Борзинского городского суда Забайкальского края Раджабова Н.М. с участием прокурора Игумнова А.Г. при секретаре Клыгиной Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Борзя гражданское дело по иску Борзинского межрайонного прокурора в интересах ШМАТКОВА Ивана Владимировича к администрации муниципального района «Борзинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Борзинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Шматкова И.В. к администрации муниципального района «Борзинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, ссылаясь на следующее. Шматков И.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать - ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы администрации муниципального образования «Борзинский район» от ДД.ММ.ГГГГ № над Шматковым И.В. назначена опека со стороны ФИО7 Жилая площадь за Шматковым И.В. не закреплялась в связи с отсутствием таковой у родителей. Согласно сведений, предоставленных Борзинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на Шматкова И.В. отсутствует. Постановлением главы администрации сельского поселения «Приозерное» от 15.04.2008 года № 22 Шматков И.В. поставлен на учет как лицо, нуждающееся в обеспечении жилой площадью. Однако жилое помещение ему до настоящего времени не предоставлено, чем нарушены его жилищные права. 2 Истец просит суд обязать администрацию муниципального района «Борзинский район» предоставить Шматкову И.В. жилое помещение по договору социального найма, расположенное в Борзинском районе, размером не менее нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям. При осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия обязать Правительство Забайкальского края: обеспечить своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия; осуществлять контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственного полномочия, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных и финансовых средств; координировать деятельность органов местного самоуправления по осуществлению государственного полномочия. Обязать Министерство финансов Забайкальского края предоставить бюджету муниципального района «Борзинский район» субвенции на осуществление государственного полномочия из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. В судебном заседании представитель истца Игумнов А.Г. уточнил исковые требования и просил суд обязать администрацию муниципального района «Борзинский район» предоставить Шматкову И.В. жилое помещение по договору социального найма, расположенное в Борзинском районе, размером не менее нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям и обязать Министерство финансов Забайкальского края предоставить бюджету муниципального района «Борзинский район» субвенции на осуществление государственного полномочия из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Истец Шматков И.В. надлежащим образом и своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился и не сообщил суду об уважительной причине неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В судебном заседании представитель ответчика - администрации муниципального района «Борзинский район» Сковородко Ж.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований Борзинского межрайонного прокурора не возражала. 3 Ответчик - Правительство Забайкальского края надлежащим образом и своевременно извещенное о времени и месте судебного заседания не направило в суд своего представителя, который не сообщил суду об уважительной причине неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Ответчик - Министерство финансов Забайкальского края надлежащим образом и своевременно извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явился. От представителя ответчика - Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А., действующей на основании доверенности, в суд поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика и о несогласии с исковыми требованиями Борзинского межрайонного прокурора. Заслушав представителя истца Игумнова А.Г., представителя ответчика Сковородко Ж.В., исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Игумнова А.Г., полагавшего необходимым иск удовлетворить, суд приходит к следующему. В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В силу 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанных в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, социальная защита, включая социальное обеспечение. В силу статьи 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище. В силу части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оп окончании из пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по 4 окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой(попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 года № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу статьи 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 5 В силу статьи 1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 года № 304-ЗЗК наделить органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Судом установлено, что Шматков И.В., 1990 года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать - ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о смерти серии 1-СА №, выданным ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования «Токчин» <адрес>. Отец Шматкова И.В. - ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Свидетельством о смерти серии № №, выданным ДД.ММ.ГГГГ администрацией села <адрес>. Указанные обстоятельства в суде не оспаривались. Постановлением главы администрации муниципального образования «Борзинский район» от 27.07.2007 года № 472 подтверждается, что попечителем над несовершеннолетним Шматковым И.В. назначен ФИО7 Жилая площадь за ним не закреплялась по причине отсутствия таковой у родителей. Постановлением главы администрации сельского поселения «Приозерное» от 15.04.2008 года № 22 Шматков И.В. поставлен на очередь как лицо, нуждающееся в предоставлении жилого помещения, которое, как установлено судом, ему до настоящего времени не предоставлено. Указанные обстоятельства в суде не оспаривались. Судом установлено и подтверждается уведомлением, выданным 09.09.2011 года (№ 05/024/2011-141) Борзинским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о регистрации прав на жилое помещения на Шматкова И.В. 6 Указанные обстоятельства в суде не оспаривались. Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В данном случае таким органом является администрация муниципального района «Борзинский район». При этом финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья относится к обязанности субъекта Российской Федерации - Забайкальского края. Как усматривается из отзыва на исковое заявление Министерства финансов Забайкальского края, муниципальному району «Борзинский район» выделяются субвенции на реализацию государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Законом Забайкальского края от 23.12.2010 года № 450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» бюджету муниципального района «Борзинский район» предусмотрена субвенция на осуществление государственного полномочия по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 1.500,6 тыс. рублей. Указанные средства перечислены в полном объеме в бюджет муниципального района «Борзинский район». Суд находит, что несмотря на то, что недостаточность выделяемых средств является очевидной, данное обстоятельство не может служить основанием для освобождения органа местного самоуправления от исполнения своей обязанности по предоставлению жилья указанной категории граждан, а возникающие между бюджетами споры подлежат рассмотрению в ином порядке и не могут повлечь нарушение прав лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с изложенным, обязанность по предоставлению жилого помещения лежит на муниципальном образовании - администрации муниципального района «Борзинский район» и не может быть возложена на иной орган. В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором 7 только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Согласно статьи 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», судебная защита является одной из мер государственной поддержки как детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Право на обращение в суд имеют сами дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители и прокурор. Необходимость обращения прокурора с иском обусловлена тем, что Шматков И.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и нуждается в особой помощи и поддержке со стороны государства. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Борзинского межрайонного прокурора в интересах Шматкова Ивана Владимировича кадминистрации муниципального района «Борзинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района «Борзинский район» предоставить Шматкову Ивану Владимировичу жилое помещение по договору социального найма, расположенное в Борзинском районе Забайкальского края, размером не менее нормы предоставления, отвечающей санитарным и техническим требованиям. Обязать Министерство финансов Забайкальского края предоставить бюджету муниципального района «Борзинский район» субвенции на 8 осуществление государственного полномочия из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Борзинский городской суд в течение 10 дней. Судья Раджабова Н.М. Копия верна: судья Раджабова Н.М. Решение вступило в законную силу с 17.10.2011 года. Судья Раджабова Н.М.