Решение о предоставлении жилого помещения



Дело № 02-1561-11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2011 года

Судья Борзинского городского суда Забайкальского края Раджабова Н.М.

при секретаре Клыгиной Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Борзя гражданское дело по иску Степановой В.С. к администрации муниципального района «Борзинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Степановой В.С. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Борзинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, ссылаясь на следующее.

Она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее <данные изъяты> - ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> - ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы администрации городского поселения «Борзинское» от 13.04.2009 года № 72 она поставлена на учет как лицо, нуждающееся в обеспечении жилой площадью. Однако жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено, чем нарушены ее жилищные права.

Истец просит суд обязать администрацию городского поселения «Борзинское» предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, расположенное в г. Борзя Забайкальского края, размером не менее нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов администрации городского поселения «Борзинское» на предоставление ей жилого помещения.

В судебном заседании истец Степановой В.С. заявила ходатайство о замене ответчика - администрации городского поселения «Борзинское» на

                                                          2

надлежащего ответчика - администрацию муниципального района «Борзинский район», которая наделена полномочиями по предоставлению детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений и просила суд обязать администрацию муниципального района «Борзинский район» предоставить ей жилое помещение по договору социального найма, расположенное в г. Борзя Забайкальского края, размером не менее нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Ответчик - администрация городского поселения «Борзинское» -надлежащим образом и своевременно извещенный о времени и месте судебного заседания в суд не явился.

От представителя ответчика Петровой Н.В., действующей на основании доверенности, в суд поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие и о замене ответчика - администрации городского поселения «Борзинское» на надлежащего ответчика - администрацию муниципального района «Борзинский район», которая наделена полномочия по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей жилых помещений.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации муниципального района «Борзинский район» Зарубина И.Г., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований Степановой В.С. не возражала.

Ответчики - Правительство Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края надлежащим образом и своевременно извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились.

От представителя ответчика - Правительства Забайкальского края Зотова Д.А., действующего на основании доверенности, в суд поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика и о несогласии с исковыми требованиями истца, поскольку Правительство Забайкальского края не осуществляет непосредственное финансирование муниципальных образований из бюджета края.

От представителя ответчика - Министерства финансов Забайкальского края Гудковой Н.Г., действующей на основании доверенности, в суд поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика и о несогласии с исковыми требованиями истца.

Заслушав истца Степановой В.С., представителя ответчика Зарубину И.Г., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

                                            3

Определением Борзинского городского суда Забайкальского края от 29.11.2011 года в качестве надлежащего ответчика привлечена администрация муниципального района «Борзинский район».

В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В силу 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанных в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, социальная защита, включая социальное обеспечение.

В силу статьи 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

В силу части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оп окончании из пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

                                                    4

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 года № 315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся по опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу статьи 5 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях) являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу статьи 1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 года № 304-ЗЗК наделить органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В судебном заседании установлено, что Степановой В.С., 14.05.1987 года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее <данные изъяты> - ФИО11 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что

                                                          5

подтверждается свидетельством о смерти серии 1-СП , выданным ДД.ММ.ГГГГ гор. ЗАГС г. Борзя Читинской области.

<данные изъяты> Степановой В.С. - ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии 1-СП , выданным гор. ЗАГС г. Борзя Читинской области.

Указанные обстоятельства в суде не оспаривались.

Кроме того, в судебном заседании установлено и подтверждается сообщением администрации городского поселения «Борзинское» от 25.10.2010 года; справкой, выданной 05.10.2010 года отделом опеки и попечительства Комитета социального развития администрации муниципального района «Борзинский район»; справкой, выданной 15.04.2009 года администрацией городского поселения «Борзинское», что Степановой В.С. на основании Постановления главы администрации городского поселения «Борзинское» от 13.04.2009 года № 72 поставлена на очередь как лицо, нуждающееся в предоставлении жилого помещения, которое, как установлено в судебном заседании, ей до настоящего времени не предоставлено.

Указанные обстоятельства в суде не оспаривались.

Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В данном случае таким органом является администрация муниципального района «Борзинский район». При этом финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья относится к обязанности субъекта Российской Федерации - Забайкальского края.

Как усматривается из отзыва на исковое заявление Министерства финансов Забайкальского края, муниципальному району «Борзинский район» выделяются субвенции на реализацию государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Законом Забайкальского края от 23.12.2010 года № 450-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» бюджету муниципального района «Борзинский район» предусмотрена субвенция на осуществление государственного полномочия по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 5.500,6 тыс. рублей. Указанные средства перечислены в полном объеме в бюджет муниципального района «Борзинский район».

                                                  6

Суд находит, что несмотря на то, что недостаточность выделяемых средств является очевидной, данное обстоятельство не может служить основанием для освобождения органа местного самоуправления от исполнения своей обязанности по предоставлению жилья указанной категории граждан, а возникающие между бюджетами споры подлежат рассмотрению в ином порядке и не могут повлечь нарушение прав лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с изложенным, обязанность по предоставлению жилого помещения лежит на муниципальном образовании - администрации муниципального района «Борзинский район» и не может быть возложена на иной орган.

Исследовав доказательства дела в их совокупности, суд находит иск Степановой В.С. законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                         Р Е Ш И Л :

Исковые требования Степановой В.С. кадминистрации муниципального района «Борзинский район», Правительству Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Борзинский район» предоставить Степановой В.С. жилое помещение по договору социального найма, расположенное в г. Борзя Забайкальского края, размером не менее нормы предоставления, отвечающей санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Борзинский городской суд в течение 10 дней.

Судья                               Раджабова Н.М.

Копия верна:               судья                                Раджабова Н.М.

Решение вступило в законную силу с 12.12.2011 года.

                                    Судья                                Раджабова Н.М.