Решение об обязывании совершить определенные действия



Дело № 02-101-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 февраля 2012 года

Судья Борзинского городского суда Забайкальского края Раджабова Н.М.

при секретаре Клыгиной Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Борзя гражданское дело по иску Соловьевой З.А. к администрации городского поселения «Борзинское» о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, об обязывании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Соловьевой З.А. обратилась в суд с иском к администрации городского поселения «Борзинское» о признании отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, об обязывании совершить определенные действия, ссылаясь на следующее.

Она является ветераном и инвалидом Великой Отечественной войны, поэтому имеет право на льготы, предусмотренные Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

Собственного жилья не имеет. В настоящее время проживает с семьей дочери в <адрес> в г. Борзя Забайкальского края. В связи с чем она нуждается в улучшении жилищных условий.

Постановлением администрации городского поселения «Борзинское» от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку норма обеспеченности жилой площадью выше учетной, принятой в городском поселении «Борзинское» (15,0 кв. метров на одного человека).

Полагает, что указанное постановление является незаконным и необоснованным, так как при его вынесении не учтено то, что она не имеет в собственности иного жилого помещения и у нее отсутствует право на жилое помещение, в котором она проживает.

Истец просит суд признать пункт 1 постановления администрации городского поселения «Борзинское» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ей в

                                                            2

постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным и недействующим в момента его принятия.

Возложить на администрацию городского поселения «Борзинское» обязанность поставить ее на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении.

Истец Соловьевой З.А. надлежащим образом и своевременно извещенная о времени и месте судебного заседания в суд не явилась и не сообщила суду об уважительной причине неявки и не просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ранее в судебном заседании истец Соловьевой З.А. пояснила, что в <адрес> в г. Борзя Забайкальского края она проживает непостоянно, однако сохраняет регистрацию в данном жилом помещении, поскольку в другом жилом помещении возможности зарегистрироваться не имеется.

В судебном заседании представитель истца Латыпов Р.К., действующий на основании доверенности, уточнил исковые требования и просил суд обязать администрацию городского поселения «Борзинское» поставить Соловьевой З.А. на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации городского поселения «Борзинское» Петрова Н.В., действующая на основании доверенности, пояснила, что решение вопроса по иску она ставит на усмотрение суда.

Заслушав представителя истца Латыпова Р.К., представителя ответчика Петрову Н.В., исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

В силу части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

                                                3

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно преамбулы к Федеральному закону от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (в редакции от 16.11.2011 года) (далее - Закон) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В силу статьи 1 Закона с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

В силу части 1 статьи 14 Закона инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:

4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В силу части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе:

3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В силу части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

                                                4

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу части 1 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

В силу части 4 статьи 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Согласно пункту 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.04.1995 года № 3-П « По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного Кодекса РСФСР в связи с жалобой граждански ФИО8» из Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О праве граждан

                                                      5

Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан (статья 3 Закона), в том числе права на жилище.

В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 06.12.2011) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

На основании Постановления главы администрации городского поселения «Борзинское» от ДД.ММ.ГГГГ Соловьевой З.А. - участнице Великой Отечественной войны отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как норма обеспеченности жилой площадью выше учетной, принятой в городском поселении «Борзинское» (15,0 кв. метров площади на одного человека».

В судебном заседании установлено и подтверждается справкой, выданной 20.01.2011 года ООО «Дирекция единого заказчика Управляющая компания «Борзинские коммунальные сети»; Свидетельством о государственной регистрации права <адрес>, выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес>, что Соловьевой З.А. зарегистрирована в квартире своей <данные изъяты> - ФИО9, являющейся собственником жилого помещения - <адрес> в г. Борзя Забайкальского края.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено и подтверждается Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, выданным 19.04.2011 года № 05/012/2011-410 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому

                                                             6

краю; Уведомлением об отсутствии информации в реестре объектов технического учета, выданным 14.04.2011 года № 590 Краевым государственным унитарным предприятием «Забайкальское БТИ», что у Соловьевой З.А. отсутствует какое-либо жилое помещение. Квартира в <адрес> в г. Борзя Забайкальского края не служит постоянным ее местом жительства, поскольку в квартире она проживает непостоянно, однако сохраняет регистрацию в данном жилом помещении, поскольку в другом жилом помещении возможности зарегистрироваться не имеется.

Указанные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались.

Принимая во внимание изложенное, судья находит, что регистрация Соловьевой З.А. в <адрес> в г. Борзя Забайкальского края, принадлежащей ее дочери - ФИО9, не может служить основанием ограничения прав и свобод Соловьевой З.А., в том числе права на жилище.

Исследовав доказательства дела в их совокупности, судья находит исковые требования Соловьевой З.А. законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку она не имеет постоянного места жительства и собственного жилого помещения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, судья

                                                      Р Е Ш И Л :

Исковые требования Соловьевой З.А. к администрации городского поселения «Борзинское» об обязывании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать администрацию городского поселения «Борзинское» поставить Соловьевой З.А. на учет в качестве лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Борзинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                 Раджабова Н.М.

Копия верна:         судья                                  Раджабова Н.М.

Решение вступило в законную силу с 12.03.2012 года.

                              Судья                                  Раджабова Н.М.