Решение об обязывании



Дело № 02-550-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2012 года

Судья Борзинского городского суда Забайкальского края Раджабова Н.М.\

с участием прокурора Миронова В.А.

при секретаре Клыгиной Ю.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Борзя гражданское дело по иску Борзинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Борзинское», Муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство» об обязывании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л :

Борзинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Борзинское», МБУ «Благоустройство» об обязывании совершить определенные действия, ссылаясь на следующее.

Борзинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Борзинского района требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории городского поселения «Борзинское» обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора.

17.04.2012 года прокуратурой совместно со старшим специалистом Территориального отдела в Борзинском, Александрово-Заводском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю ФИО4 главным специалистом отдела земельным отношений и архитектуры Администрации муниципального района «Борзинский район» ФИО5, старшим инспектором ТПНД Борзинского, Оловяннинского районов УНД ГУ МЧС России по Забайкальскому краю ФИО6 проведено комиссионное обследование земельного участка, расположенного в г. Борзя Забайкальского края, пе<адрес>, на проезжей части напротив дома № 4.

2

В ходе осмотра земельного участка длиной 25 метров и шириной 5 метра выявлена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов - шлака, бытового мусора от жилых помещений (полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, бумага).

Данный земельный участок, на котором расположена свалка твердых бытовых отходов, относится к землям населенных пунктов г. Борзя Забайкальского края.

Размещение несанкционированной свалки влечет нарушение норм пожарной безопасности, ох охране окружающей среды, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Истец просит суд обязать Администрацию городского поселения «Борзинское» организовать мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности (очистку указанного земельного участка от горючих отходов, мусора, сухой травы), а также организовать сбор и вывоз мусора и бытовых отходов с места несанкционированной свалки, расположенной в г. Борзя Забайкальского края, пе<адрес>, на проезжей части напротив дома № 2.

Обязать МБУ «Благоустройство» до 20.05.2012 года осуществить уборку указанной территории, сбор и вывоз мусора и бытовых отходов.

В судебном заседании представитель истца Миронов В.А., настаивая на заявленных исковых требованиях, пояснил изложенное.

В судебном заседании представитель ответчика - Администрации городского поселения «Борзинское» Петрова Н.В,, действующая на основании доверенности, пояснила, что вопрос об удовлетворении иска Борзинского межрайонного прокурора она передает на усмотрение суда.

В судебном заседании представитель ответчика - МБУ «Благоустройство» Троценко В.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования Борзинского межрайонного прокурора признала.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

Борзинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Борзинского района требований законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что на территории городского

                                                       3

поселения «Борзинское» обнаружены несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора.

Актом обследования, составленным 17.04.2012 года прокуратурой совместно со старшим специалистом Территориального отдела в Борзинском, Александрово-Заводском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю ФИО4 главным специалистом отдела земельным отношений и архитектуры Администрации муниципального района «Борзинский район» ФИО5, старшим инспектором ТПНД Борзинского, Оловяннинского районов УНД ГУ МЧС России по Забайкальскому краю ФИО6 подтверждается, что при проведении комиссионного обследования земельного участка, расположенного в г. Борзя Забайкальского края, пе<адрес>, на проезжей части напротив дома № 4 выявлен земельный участок длиной 25 метров и шириной 5 метра, на котором расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов - шлака, бытового мусора от жилых помещений (полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки, бумага).

Обстоятельства, изложенные в Акте обследования, сторонами в судебном заседании не оспаривались, поэтому суд берет его за основу.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещаются:

сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

                                                     4

В силу статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право:

на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В силу части 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу части 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

                                          5

Согласно пункту 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03), утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 года № 313 Настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно пункту 21 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в целях настоящего Федерального закона применяются следующие понятия:

пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся:

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

Согласно пункту 19 статьи 7 главы 111 Устава городского поселения «Борзинское» к вопросу местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

                                                 6

В судебном заседании установлено, что в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа местного самоуправления Городское поселение «Борзинское» создало МБУ «Благоустройство».

Согласно пункту 2.2 Устава МБУ «Благоустройство» для достижения целей, указанных в пункте 2.1 настоящего Устава, Учреждение осуществляет в установленном действующим законодательством порядке следующие основные виды деятельности: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского поселения «Борзинское»; организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора.

Исходя из анализа приведенных норм законодательства, Администрация городского поселения «Борзинское» на территории г. Борзя Забайкальского края должна осуществлять мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, а также по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

МБУ «Благоустройство» должно осуществлять мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городского поселения, а также по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора.

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательства, опровергающие доказательства, представленные истцом, ответчиками в судебное заседание не представлено.

Как установлено в судебном заседании, непринятие Администрацией городского поселения «Борзинское» мер по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и организации своевременного сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городского поселения, а также ненадлежащая очистка территории городского поселения от мусора МБУ «Благоустройство» приводит к возникновению подобных несанкционированных свалок, накоплению и увеличению бытовых отходов на почве, возгоранию мусора и угрозе перехода огня на жилые строения. В результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и пожарную безопасность, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие и пожарную безопасность неопределенного круга лиц.

                                                     7

В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В данном случае требования прокурора об обязывании произвести уборку несанкционированной свалки направлены на защиту интересов неопределенного круга лиц, нарушенных органами местного самоуправления в результате неисполнения требований природоохранного законодательства.

Истец просит суд обязать МБУ «Благоустройство» устранить выявленные нарушения в срок до 20.05.2012 года.

В силу статьи 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенный порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Судья находит, что срок исполнения решения суда до 20.05.2012 года с учетом сроков рассмотрения дела, вступления его в законную силу и времени, необходимого для исполнения решения суда является нереальным, поэтому находит возможным предоставить МБУ «Благоустройство» срок для устранения нарушений до 15.07.2012 года.

Исследовав доказательства дела в их совокупности, судья находит исковые требования Борзинского межрайонного прокурора законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

                                                   8

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судья

                                         Р Е Ш И Л :

Исковые требованияБорзинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения «Борзинское», Муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство» об обязывании совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать Администрацию городского поселения «Борзинское» организовать мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности (очистку указанного земельного участка от горючих отходов, мусора, сухой травы), а также организовать сбор и вывоз мусора и бытовых отходов с места несанкционированной свалки, расположенной в г. Борзя Забайкальского края, пе<адрес>, на проезжей части напротив дома № 4.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Благоустройство» в срок до 15.07.2012 года осуществить уборку несанкционированной свалки (сбор и вывоз мусора и бытовых отходов), расположенной в г. Борзя Забайкальского края, пе<адрес>, на проезжей части напротив дома № 4.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Борзинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                          Раджабова Н.М.

Копия верна:            судья                            Раджабова Н.М.

Решение вступило в законную силу с 25.06.2012 года.

                                 Судья                            Раджабова Н.М.