Дело № 2-791/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 июля 2012 года Судья Борзинского городского суда Забайкальского края Суворова Т.А., при секретаре Валеевой Е.В., с участием процессуального истца помощника Борзинского межрайонного прокурора Жамсоевой И.П., представителя ответчика ООО «Аконит» Чемоданова Л.А.„ представителя третьего лица КГУ «Центр занятости населения <адрес>» Кустовой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Борзя, гражданское дело №2-791-2012 по иску Борзинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Аконит» о понуждении создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой, УСТАНОВИЛ: Истец в интересах неопределенного круга лиц обратился с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что при проведении проверки в ООО Аконит г. Борзя установлено, что не в полной мере выполняются требования законодательства о квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов. Учитывая, что согласно штатному расписанию на 2012 год в ООО «Аконит» среднесписочная численность работников составляет 323 человека, среднесписочная численность работников на момент проверки составляет 321 человек. В настоящее время в обществе трудоустроено на работу 4 инвалида, иные вакантные рабочие места для трудоустройства инвалидов отсутствуют. Истец просит обязать ООО «Аконит» в месячный срок создать (выделить) рабочие места для инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов в размере 4% от среднесписочной численности работников. Обязать ООО «Аконит» ежемесячно предоставлять ГКУ «Центр занятости населения Борзинского района» информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. В судебном заседании процессуальный истец помощник Борзинского межрайонного прокурора Жамсоева И.П. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика ООО «Аконит» Чемоданова Л.А., действующая по доверенности, оформленной надлежащим образом, исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве. Дополнительно, пояснив, что на момент рассмотрения иска в ООО «Аконит» имеется 11 вакантных рабочих мест для работы инвалидов и 4 работника, из числа инвалидов трудоустроены в обществе. Также ответчик с момента проведенной проверкой 16.04.2012 года ГКУ «Центр занятости населения Забайкальского края» ежемесячно предоставляют в ГКУ «Центр занятости населения Борзинского района» информацию о наличии вакантных мест для приема на работу инвалидов. Согласно ответа Служба занятости населения Забайкальского края от 12.07.2012 года следует, что на должность мойщика посуды в соответствии с индивидуальной картой реабилитации был направлен один работник из числа инвалидов. На имеющиеся вакансии грузчиков и рабочих обеденного зала безработные граждане из числа инвалидов направлены не были, так как данные виды труда не соответствовали рекомендациям программы реабилитации лиц, находящихся на учете в Службе занятости. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ГКУ «Центр занятости населения Борзинского района» Кустова Н.Н., действующая по доверенности, оформленной надлежащим образом, суду пояснила, что сведения о количестве работающих инвалидах и о наличии вакантных должностей в ООО «Аконит» обществом предоставляется в Службу занятости Забайкальского края с апреля 2012 года. Однако лица, состоящие на учете ГКУ «Центр занятости населения Борзинского района» в качестве инвалидов в количестве 23 человек нетрудоспособны в обычных производственных условиях, поэтому безработные граждане из категории инвалидов в ООО «Аконит» не направлялись, так как данный вид труда, который используется в обществе, не соответствует рекомендациям программы реабилитации. Выслушав лиц, участвующих по делу, исследовав письменные материалы дела, изучив и проанализировав их в совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В соответствии с ст. 20 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям. В соответствии со ст. 21 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В силу ч. 1 ст. 24 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Исходя из положений ч. 1 и ч. 2 ст. 24 вышеуказанного закона работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Как следует из пояснений представителя третьего лица, что в ГКУ «Центр занятости населения Борзинского района» за содействием в трудоустройстве обращаются инвалиды, в настоящее время на учете в качестве безработных состоит 23 инвалида. В силу ч. 1 ст. 6 Закона Забайкальского края № 181-ЗЗК от 29.05.2009 года «О социальной защите инвалидов в Забайкальском крае», организациям и индивидуальным предпринимателям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 4 процентов к среднесписочной численности работников. В силу п. 78 Приказа Росстата от 24.10.2011 года № 435 среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, т.е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля - по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца. Из содержания данных норм следует, что квота - минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесписочной численности работников предприятий, учреждений, организаций), которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории. В этой связи работодатель обязан ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, а также информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что среднесписочное количество работников ООО «Аконит» согласно штатного расписания на момент рассмотрения дела составляет 323 человека. Данный факт представителем ответчика не был оспорен. Судом установлено, что по результатам проверки, проведенной Борзинской межрайонной прокуратурой, были выявлены факты нарушения требований законодательства о защите прав инвалидов, в частности, ООО «Аконит» проводит квотирование рабочих мест для инвалидов не в полном объеме. Указанные выше обстоятельства представителем Борзинского межрайонного прокурора в ходе судебного разбирательства не оспаривались. Из пояснений представителя ответчика следует, что в настоящий период времени в обществе работают четыре работника, имеющие группу инвалидности. Данный факт в судебном заседании подтвердил и представитель третьего лица. Также представитель ответчика пояснил, что работающие на данный момент 4 работника из числа инвалидов трудоустроены на общих основаниях, а не как инвалиды. При таких обстоятельствах суд считает, что в ООО «Аконит» в не полном объеме выполнены требования по организации рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой по следующим основаниям. Согласно Конвенции о правах инвалидов обязывает государство принимать меры, направленные на запрет дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся занятости; обеспечить инвалидам возможность осуществлять свои трудовые и профсоюзные права наравне с другими; расширение на рынке труда возможности для трудоустройства инвалидов и их продвижения по службе, а также на оказание помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы. Государством возложена на работодателей обязанность по созданию (выделению) рабочих мест для инвалидов согласно установленной квоте согласно требованиям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" №181-ФЗ от 24.11.1995 года. Данную обязанность необходимо выполнять. Доводы представителя ответчика о том, что с учетом специфики рода деятельности ООО «Аконит» не имеет возможности создать места для инвалидов суду не представлено. При этом на момент рассмотрения иска ответчиком выделены места для инвалидов в количестве 11 мест, но с учетом индивидуальной карты реабилитации был направлен только один работник из числа инвалидов. На имеющиеся вакансии грузчиков и рабочих обеденного зала безработные граждане из числа инвалидов направлены не были, так как данные виды труда не соответствовали рекомендациям программы реабилитации лиц, находящихся на учете в Службе занятости. Кроме того, работающие на момент рассмотрения иска четверо работников из числа инвалидов, трудоустроены в ООО «Аконит» на общих основаниях, в связи с чем данные занятые рабочие места нельзя отнести к установленной законом квоте, согласно которой создаются или выделяются соответствующие рабочие места для инвалидов, согласно Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" №181-ФЗ от 24.11.1995 года. Таким образом, исковые требования прокурора к ООО «Аконит» о понуждении создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Учитывая обстоятельства дела, объем работ, который необходимо провести ООО «Аконит» для организации рабочих мест для инвалидов в соответствии с установленной квотой, суд считает необходимым определить срок исполнения данного решения для ответчика - это момент вступления данного решения в законную силу. Вместе с тем, суд считает, что требования о понуждении ответчика ежемесячно, с момента вступления в законную силу решения суда, представлять в ГКУ «Центр занятости населения Борзинского района» информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов не подлежат удовлетворению, так как данную обязанность ООО «Аконит» выполняет, начиная с апреля 20012 года и в соответствии с требованиями ч.3 ст.24 ФЗ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатель ООО «Аконит» в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов предоставляет в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Необходимость обращения прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц по данному иску обусловлена тем, что действующим законодательством гарантировано право на трудоустройство всех инвалидов и не выделения рабочих мест для инвалидов нарушают права и законные интересы инвалидов, обращающихся с целью трудоустройства в ООО «Аконит». Установить данный круг лиц не представляется возможным, также и потому что помимо инвалидов, зарегистрированных в ГКУ «Центре занятости населения Борзинского района» в качестве безработных, в ООО «Аконит» в целях трудоустройства, в связи с их постоянным изменением. В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре. В силу ст.103 ГПК РФ и ст.333.19 Налогового кодекса РФ государственную пошлину, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. в связи с чем с ООО «Аконит» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4000,00 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Борзинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Аконит» о понуждении создать (выделить) рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой удовлетворить частично. Обязать ООО «Аконит» в месячный срок, с момента вступления в законную силу решения суда, создать (выделить) рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов - в размере 4% от среднесписочной численности работников. В остальной части иска отказать. Взыскать с ООО «Аконит» в доход государства государственную пошлину в размере 4000, 00 рублей. Решение может быть обжаловано в течение 30 дней в Забайкальский краевой суд, через Борзинский городской суд, с момента получения решения в окончательной форме. Судья Т.А.Суворова Копия верна: Т.А. Суворова Решение в окончательной форме изготовлено 20.07.2012 года