Дело № 02-525-12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 мая 2012 года Судья Борзинского городского суда Забайкальского края Раджабова Н.М. с участием прокурора Миронова В.А. при секретаре Клыгиной Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Борзя гражданское дело по иску Борзинского межрайонного прокурора в интересах учащихся, персонала образовательного учреждения, неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с. Цаган-Олуй», Администрации муниципального района «Борзинский район» об обязывании совершить определенные действия, У С Т А Н О В И Л : Борзинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах учащихся, персонала образовательного учреждения, неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с. Цаган-Олуй», Администрации муниципального района «Борзинский район» об обязывании совершить определенные действия, ссылаясь на следующее. Борзинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Цаган-Олуй», в ходе которой установлено, что здание школы не оборудовано устройством молниезащиты. Учитывая отсутствие у общеобразовательного учреждения средств на оборудования здания школы устройством молниезащиты, наличие субсидиарной ответственности администрации муниципального образования по обязательствам образовательного учреждения как учредителя и собственника занимаемого им здания, расходы по установке молниезащиты в здании муниципального общеобразовательного учреждения следует возложить на Администрацию муниципального района «Борзинский район» за счет средств муниципального образования. 2 Отсутствие устройства молниезащиты в здании образовательного учреждения ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних учащихся и персонала школы, а также неопределенного круга лиц. Истец - Борзинский межрайонный прокурор просит суд обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Цаган-Олуй» и Администрацию муниципального района «Борзинский район» оборудовать здание муниципального общеобразовательного учреждения устройством молниезащиты. В судебном заседании представитель истца Миронов В.А. уточнил исковые требования и просил суд: Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Цаган-Олуй» и Администрацию муниципального района «Борзинский район» оборудовать здание муниципального общеобразовательного учреждения устройством молниезащиты. Обязать Администрацию муниципального района «Борзинский район» при формировании бюджета на 2013 год предусмотреть денежные средства на обустройство зданий образовательных учреждений Борзинского района устройствами молниезащиты на 2013 год. В судебном заседании представитель ответчика - Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Цаган-Олуй» Барабашова Н.Е., действующая на основании прав по должности, исковые требования Борзинского межрайонного прокурора признала. В судебном заседании представитель ответчика - Администрации муниципального района «Борзинский район» Северов А.В., действующий на основании доверенности, исковые требования Борзинского межрайонного прокурора признал. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район» надлежащим образом и своевременно извещенное о времени и месте судебного заседания не направило в суд своего представителя и не сообщило суду об уважительной причине неявки представителя и не просило о рассмотрении дела в его отсутствие. 3 В силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судья признает причину неявки представителя третьего лица неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему. Борзинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Цаган-Олуй», в ходе которой установлено, что здание школы не оборудовано устройством молниезащиты. Как следует из информации, предоставленной Комитетом образования и молодежной политики Администрации муниципального района «Борзинский район» и Муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа с. Цаган-Олуй», что здание образовательного учреждения устройствами молниезащиты не оборудовано. В силу статьи 3 Федерального закона от 31.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности, в том числе: нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности. В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07. 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и 4 устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Федеральные законы о технических регламентах, содержащие требования пожарной безопасности к конкретной продукции, не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем установленные настоящим Федеральным законом, требования пожарной безопасности. В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 22.07. 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре. В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 22.07. 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» горючая среда - среда, способная воспламеняться при воздействии источника зажигания. В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 22.07. 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. В силу части 2 статьи 5 Федерального закона от 22.07. 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. В силу части 3 статьи 5 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» целью создания систем предотвращения пожаров является исключение условий возникновения пожаров. В силу части 2 статьи 48 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Исключение условий возникновения пожаров достигается исключением 5 условий образования горючей среды и (или) исключением условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания. В силу части 1 статьи 50 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» исключение условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания должно достигаться одним или несколькими из следующих способов, в том числе: 4) устройство молниезащиты зданий, сооружений, строений и оборудования. В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Согласно пункту 1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго Российской Федерации от 30.06.2003 года № 280 (СО 153-34.21.122-2003) инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций (далее - Инструкция) распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности. Согласно пункту 3.1 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций комплекс средств молниезащиты зданий или сооружений включает в себя устройства защиты от прямых ударов молнии (внешняя молниезащитная система - МЗС) и устройства защиты от вторичных воздействий молнии (внутренняя МЗС). В частных случаях молниезащита может содержать только внешние или только внутренние устройства. В общем случае часть токов молнии протекает по элементам внутренней молниезащиты. Внешняя МЗС может быть изолирована от сооружения (отдельно стоящие молниеотводы - стержневые или тросовые, а также соседние сооружения, выполняющие функции естественных молниеотводов) или может быть установлена на защищаемом сооружении и даже быть его частью. Внутренние устройства молниезащиты предназначены для ограничения электромагнитных воздействий тока молнии и предотвращения искрений внутри защищаемого объекта. Токи молнии, попадающие в молниеприемники, отводятся в заземлитель через систему токоотводов (спусков) и растекаются в земле. В силу статьи 20 Федерального закона от 18.11.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» стандарты, нормы и правила пожарной 6 безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности относятся к нормативным документам пожарной безопасности. В силу статьи 37 Федерального закона от 18.11.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе: руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. В силу части 3 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса и обязано оборудовать помещения учреждения в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемое6 в пределах собственных финансовых средств. В силу части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе: 4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; В силу статьи 38 Федерального закона от 18.11.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; 7 руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что учредителем МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Цаган-Олуй» является Администрация муниципального района «Борзинский район», которая в силу статьи 210 ГК РФ несет бремя по содержанию данного имущества. Учитывая отсутствие у общеобразовательного учреждения средств на оборудования здания школы устройством молниезащиты, наличие субсидиарной ответственности Администрации муниципального района «Борзинский район» по обязательствам муниципального общеобразовательного учреждения как учредителя и собственника занимаемого им здания расходы по установке устройства молниезащиты в здании муниципального общеобразовательного учреждения следует возложить на Администрацию муниципального района «Борзинский район» за счет средств бюджета муниципального образования. В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательств, опровергающих доказательства, представленные истцом, ответчиком, несмотря на то, что он исковые требования не признал, в судебное заседание не представлено. В судебном заседании установлено, что отсутствие устройства молниезащиты в здании муниципального общеобразовательного учреждения ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних учащихся и персонала школы, а также неопределенного круга лиц. Отсутствие у Администрации муниципального района «Борзинский район» денежных средств на установку молниезащиты не освобождает собственника от бремени по содержанию здания. 8 В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Исследовав доказательства дела в их совокупности, судья находит исковые требования Борзинского межрайонного прокурора законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судья Р Е Ш И Л : Исковые требованияБорзинского межрайонного прокурора в интересах учащихся, персонала образовательного учреждения, неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа с. Цаган-Олуй», Администрации муниципального района «Борзинский район» об обязывании совершить определенные действияудовлетворить. Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Цаган-Олуй» и Администрацию муниципального района «Борзинский район» оборудовать здание муниципального общеобразовательного учреждения устройством молниезащиты. Обязать Администрацию муниципального района «Борзинский район» при формировании бюджета на 2013 год предусмотреть денежные средства на обустройство зданий образовательных учреждений Борзинского района устройствами молниезащиты на 2013 год. 9 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Борзинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья Раджабова Н.М. Копия верна: судья Раджабова Н.М. Решение вступило в законную силу с 25.06.2012 года. Судья Раджабова Н.М.