Решение по иску о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии



Дело Номер обезличен Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

г. Бор, Нижегородской области

Дата обезличена года Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Машкиной Е.В.,

при секретаре Куклиной Т.А.,

с участием истца Тимченко М.В., представителя ответчика- Рекшинской С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимченко М.В. к ГУ Управление пенсионного Фонда РФ по Борскому району Нижегородской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Дата обезличена года Тимченко М.В. обратилась в УПФ РФ по Борскому району с заявлением о назначении ей, как педагогическому работнику, досрочной трудовой пенсии.

В назначении указанной пенсии Тимченко М.В. было отказано из-за недостаточности 25-летнего стажа педагогической деятельности. При этом не был зачтен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком старше 1,5 лет с Дата обезличена года по Дата обезличена года, период нахождения на курсах повышения квалификации с Дата обезличена года по Дата обезличена года.

Считая отказ в назначении пенсии незаконным, Тимченко М.В. обратилась в суд с иском к УПФ РФ по Борскому району. Просит включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, вышеуказанные периоды работы.

Просит признать за ней право на досрочное назначение пенсии как педагогическому работнику и обязать УПФ РФ по Борскому району назначить ей указанную пенсию с момента возникновения 25-летнего стажа, т.е. с Дата обезличена года.

В обоснование своих исковых требований истец указывает, что с Дата обезличена года она занималась педагогической деятельностью в государственных муниципальных учреждениях. Ей не включен в специальный трудовой стаж период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком старше 1,5 лет с Дата обезличена года по Дата обезличена года. Однако, считает, что ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала предоставление отпусков по беременности и родам и уходу за ребенком до трех лет, никаких ограничений до 1 октября 1992 года не было.

Кроме того, не засчитан период нахождения на курсах повышения квалификации с Дата обезличена года по Дата обезличена года. Также считает, что должны быть включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, так как Постановление Правительства № 516 от 11.07.2002 года обратной силы не имеет и не распространяется на периоды работы, имевшие место до вступления его в силу. Кроме того, она находилась на курсах по воле работодателя и за это время ей начислялась заработная плата.

Считает, что с учетом указанных периодов её специальный стаж на Дата обезличена года составил более 25 лет.

Представитель УПФ РФ по Борскому району Рекшинская С.Н. иск не признала и пояснила суду, что поскольку в соответствии с Разъяснениями Минтруда РФ № 5 от 22.05.1996 года (Постановление № 29 от 22.05.1996 года, п.п.4,5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии в соответствии со ст.ст. 27, 28 (Постановление № 516 от 11.07.2002 года) установлено, что в стаж включаются : период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет до 6 октября 1992 года, т.е. до вступления в силу закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в КЗОТ РСФСР», а также период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные, а учебные отпуска, и отпуска по уходу за детьми после 6 октября 1992 года к указанным категориям не относятся.

Поскольку на момент обращения истицы в УПФ РФ по Борскому району продолжительность её специального трудового стажа составила менее 25 лет, а именно 24 года 9 месяцев 21 день, в назначении пенсии ей было правомерно отказано.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 28 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 того же закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Согласно записи в трудовой книжке с Дата обезличена года истец непрерывно занималась педагогической деятельностью в государственных муниципальных учреждениях (л.д.9-12).

В период с Дата обезличена года по Дата обезличена года Тимченко М.В., работая в должности учителя биологии в средней школе Номер обезличен г. Бор, находилась в отпуске по уходу за ребенком старше 1,5 лет.(л.д. 10, 14-16).

До вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ» ( вступил в законную силу с 6 октября 1992 года), с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, статья 167 КЗоТ РФ предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Тимченко М.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком в период с Дата обезличена года по Дата обезличена года, то есть данные периоды времени имели место до вступления в силу вышеназванного Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1, в связи с чем период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком старше 1,5 лет подлежит включению в специальный трудовой стаж.

Кроме того, следует принять во внимание и то обстоятельство, что в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Исключая из выслуги Тимченко М.В. период нахождения на курсах повышения квалификации с Дата обезличена года по Дата обезличена года УПФ РФ по Борскому району сослалось на п. 4 и 5 Постановления Правительства РФ от 11.07.02 г. № 516, согласно которого в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включаются периоды получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков. Однако, указанное Постановление не имеет обратной силы и не может распространяться на период работы истца, имевший место до его принятия. Данный вывод подтверждается и Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П, согласно которому за гражданами сохраняются ранее приобретенные ими права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения такого права. До издания Постановления Правительства РФ от 11.07.02 г. № 516, в пенсионном законодательстве не существовало нормативных актов, запрещающих включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов учебных отпусков, курсов повышения квалификации. Кроме того, Тимченко М.В. находилась на курсах не по своей воле, а по воле работодателя, и за это время ей начислялась заработная плата.

Соответственно, период нахождения на курсах повышения квалификации с Дата обезличена года по Дата обезличена года, исключенный ответчиком из выслуги истца, подлежит зачету в стаж педагогической деятельности Тимченко М.В.

Учитывая вышеизложенное, период нахождения Тимченко М.В. в отпуске по уходу за ребенком с Дата обезличена года по Дата обезличена года подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

С учетом бесспорных периодов работы, зачтенных УПФ РФ по Борскому району Нижегородской области в выслугу лет Тимченко М.В. а также периодов, зачтенных в её выслугу судом, на Дата обезличена года педагогический стаж работы Тимченко М.В. составлял более 25 лет.

На основании изложенного суд находит исковые требования Тимченко М.В. подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Тимченко М.В. удовлетворить.

Включить в стаж работы Тимченко М.В., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в государственных муниципальных учреждениях, период с Дата обезличена года по Дата обезличена года - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком старше полутора лет, с Дата обезличена года по Дата обезличена года - период нахождения на курсах повышения квалификации.

Признать за Тимченко М.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью с Дата обезличена года и обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Борскому району Нижегородской области назначить ей указанную пенсию с Дата обезличена года.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Борский городской суд в течение 10 дней.

С У Д Ь Я : Е.В.Машкина Решение не обжаловано, не опротестовано и вступило в законную силу