Решение по иску о признании распоряжения недействительным



Дело № 2-926/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена Борский городской суд Нижегородской области, в составе председательствующего судьи Кандалиной А.Н., с участием прокурора Грищенкова А.С., с участием сторон, при секретаре Рядовой Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Борского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов РФ к Администрации ..., заинтересованное лицо: Волжско-Окское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, МРСК Центра и Приволжья, филиал «Нижновэнерго»; Г. Г.Н., Б.И.В., А. Э.Б., Т.С.В., Ч. О.В., М.П.Г., Ю. Э.З., А.А.Г., о признании недействительными: Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Г. Г.Н.» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Б.И.В..» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Ю. Э.З..» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду А. Э.Б..» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду М.П.Г..» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду А.А.Г..» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Т.С.В..» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Т.С.В..» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Ч. О.В...» от Дата обезличена г. Номер обезличен.

У С Т А Н О В И Л:

Борский городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов РФ обратился в суд с заявлением, в котором просит признать действия ... ... незаконными и отменить ряд распоряжений.

В судебном заседании прокурор изменил в порядке ст.39 ГПК РФ требования и просит суд признать недействительными: Распоряжение администрации ... ... «О предоставлении земельного участка в аренду Г. Г.Н..» от Дата обезличена г. Номер обезличен;

Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Б.И.В..» от Дата обезличена г. Номер обезличен;Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Ю. Э.З..» от Дата обезличена г. Номер обезличен;Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду А. Э.Б..» от Дата обезличена г. Номер обезличен;Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду М.П.Г...» от Дата обезличена г. Номер обезличен;Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду А.А.Г...» от Дата обезличена г. Номер обезличен;

Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Т.С.В...» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Т.С.В...» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Ч. О.В...» от Дата обезличена г. Номер обезличен.

Зам. Борского городского прокурора Грищенков А.С. доводы заявления поддержал, суду пояснил следующее: Борской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения земельного законодательства.

В ходе проверки установлено, что на основании распоряжений администрации ... от Дата обезличена Номер обезличен гражданам были предоставлены в пользование на правах аренды земельные участки, относящиеся к землям населенных пунктов, расположенные по адресу: ..., с разрешенным использованием - для установки минимаркета.

Согласно ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Кроме того, могут быть установлены иные ограничения прав на землю, среди которых в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 56 Земельного кодекса РФ являются особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

В соответствии со ст. 89 Земельного кодекса РФ землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 утверждены Порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон и Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

В соответствии с п. 8 Правил в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.

В соответствии с п. 9 Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1 000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается, в том числе, размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

Проверкой установлено, что земельные участки расположенные по адресу: ... находятся в охранной зоне ВЛ110кВ№131.

Согласно требованиям к установлению охранных зон объектов электросетевого хозяйства установленных в приложении к вышеуказанным Правилам расстояние охранной зоны составляет 20 метров.

Данные распоряжения противоречат действующему земельному законодательству и являются недействительными.

В связи с выявленными нарушениями Борской городской прокуратурой были принесены протесты на данные распоряжения.

Однако администрация ... отказала в удовлетворении принесенных протестов, мотивировав свой отказ тем, что действия администрации ... законны и распоряжения не противоречат действующему земельному законодательству.

Учитывая тот факт, что посетителями минимаркетов, установленных на земельных участках выделенных гражданам в соответствии с распоряжениями от Дата обезличена Номер обезличен, Номер обезличен является неопределенный круг лиц, которым может быть причинен вред жизни, здоровью прокуратура в праве обратится в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ.

Представитель Администрации ... Гельфанова Ю.И. (по доверенности) ранее допрошенная в судебном заседании суду пояснила, что с заявлением прокурора не согласна, так как в соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно ст. 28 названного закона прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 27 Федерального закона при осуществлении возложенных на него функций прокурор использует полномочия, предусмотренные статьей 22 Федерального закона.

Статьёй 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте статьи 21 настоящего Федерального закона:

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.20 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

На основании изложенного, считает, что Борский городской прокурор при установлении факта нарушения действующего земельного законодательства спорными распоряжениями вправе обратиться только с требованием о признании таких распоряжений недействительными.

Статьёй 45 ГПК РФ чётко регламентируется вопрос участия в гражданском деле прокурора. В частности: прокурор вправе обратиться в суд с заявлена защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Опротестованные Борским городским прокурором распоряжения носят локальный характер и затрагивают права и интересы конкретных граждан. При этом на них в полном объёме распространяется ограничение по участию прокурора, установленное ст. 45 ГПК РФ.

Статьёй 254 ГПК РФ (на которую в заявлении ссылается прокурор) установлено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Прокуроры в статье 254 ГПК РФ не указаны.

Согласно статье 245ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:

по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;

по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Статьёй 251 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Ссылка прокурора на ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» незаконна, так как согласно данной статьи прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

На основании изложенного, считает, что Борский городской прокурор не праве подавать заявление в суд в данном конкретном случае в порядке ст. 45 ГПК РФ и в порядке 254 ГПК РФ,

Ссылку Борского городского прокурора на п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 также считает необоснованной, т.к. существенным условием для его применения является нарушение оспариваемым решением прав и свобод неопределённого круга лиц. Однако прокурор в заявлении указывает, что вред может быть причинён, и не представляет доказательств нарушения прав неопределённого круга лиц в настоящее время.

Считает ссылку прокурора на ст. 56 Земельного кодекса РФ необоснованной, т.к. данной статьёй устанавливается не только перечень возможных ограничений, но и порядок их установления. В частности п. 3 ст. 56 ЗК РФ предусмотрено, что ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного | самоуправления или решением суда.

Ссылку прокурора на постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № I60 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» также считает необоснованной: предоставление земельных участков в аренду на основании опротестованных распоряжений осуществлялось основании согласованного акта Номер обезличен от Дата обезличена. о выборе земельных участков для установки минимаркетов.

Акт о выборе земельных участков был согласован начальником Борского РЭС производственного отделения «Дзержинские электрические сети» филиала «Нижновэнерго» ОАО «...» После согласования названного акта был осуществлён перенос минимаркетов на земельные участки (с Дата обезличена ) и далее проводились работы: формированию земельных участков и постановке их на кадастровый учёт. Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 установлено, что Правила утверждённые данным постановлением, не распространяются на объекты размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу такого постановления (вступило в силу с Дата обезличена

Кроме того, названным постановлением определён порядок установления охранных зон. Так, границы охранной зоны в отношении отдельного электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании

Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений.

Прокурор подтверждает факт нарушения действующего земельного законодательства только письмом Семёновского территориального отдела Волжско-окского управления Ростехнадзора от 04.02.2010 № 19/9 тогда как согласно выше названному постановлению Правительства РФ охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государе кадастрового учета сведений о ее границах.

Такого документа прокурором ни в администрацию при принесении протестов, ни в суд не представлено. Также согласно ст. 56 ЗК РФ прокурором не представлены акты исполнительных органов государственной власти, акты органов местного самоуправления или решения суда, устанавливающие ограничения прав на землю.

Пунктом 4 раздела 1 постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 установлено, что земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются (при установлении границ охранных зон).

На основании изложенного, считает, что при ответе на протесты Борского городского прокурора об отказе в их удовлетворении администрация ... не нарушила ни одной из перечисленных прокурором норм федерального законодательства.

Распоряжение администрации ... от Дата обезличена Номер обезличен «О предоставлении земельного участка в аренду Т.С.В..» отменено распоряжением администрации ... от Дата обезличена Номер обезличен, т.е. до принесения на данное распоряжение протеста Борским городским прокурором. Соответственно действия администрации, выразившиеся в отказе в удовлетворении принесённого Борским городским прокурором протеста на отменённое администрацией района распоряжение от Дата обезличена Номер обезличен, не противоречит действующему законодательству (нельзя дважды отменить одно и то же распоряжение).

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 при рассмотрении дела по существу суд выясняет:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения. В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

соблюдён ли порядок принятия решений, совершения действий (так как о незаконности оспариваемых решений, действий свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка). Порядок предоставления земельных участков, для целей не связанных со строительством, регулируется статьёй 34 Земельного кодекса РФ. Администрация ... при принятии решений о предоставлении земельных участков на праве аренды названный порядок не нарушила.

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого действия требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения. Считает, что содержание всех оспариваемых распоряжений соответствует требованиям действующего законодательства. Доказательств нарушения норм права в содержании распоряжений прокурором также не представлены.

Ссылка Борского городского прокурора на статью 89 Земельного кодекса РФ также считает необоснованной, т.к. все земельные участки, предоставленные гражданам на основании оспариваемых распоряжений, относятся к землям населённых пунктов, а не к землям промышленности и иного специального назначения. Данный факт подтверждается кадастровыми паспортами на земельные участки и оспариваемыми распоряжениями.

Предоставление земельных участков в аренду регулируются в том числе статьёй 22 Земельного кодекса РФ, пункт 11 которой устанавливает, что не могут быть переданы в аренду земельные участки, изъятые из оборота.

Согласно статьи 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом РФ.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами.

Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливаем Земельным Кодексом РФ, федеральными законами.

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парки (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);

  1. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  2. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  3. объектами организаций федеральной службы безопасности;
  4. объектами организаций федеральных органов государственной охраны:

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

  1. объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  2. объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной муниципальной собственности следующие земельные участки:

1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 статьи 27 кодекса;

2) из состава земель лесного фонда;

  1. в пределах которых расположены водные объекты, находящие, государственной или муниципальной собственности;
  2. занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
  3. предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
  4. не указанные в пункте 4 статьи 27 кодекса в границах закрытых административно-территориальных образований;
  5. предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
  6. предоставленные для нужд связи;
  7. занятые объектами космической инфраструктуры;

10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

  1. загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
  2. расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов,
используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

На основании изложенного, считает, что земельные участки, предоставленные гражданам на основании оспариваемых распоряжений, не изъяты из оборота, и могут быть объектами сделок в соответствии с гражданским законодательством.

В обоснование своих требований Борский городской прокурор ссылается на пункты 8, 9 постановления Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», согласно которым в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров,

В охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт (Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах), помимо действий, предусмотренных пунктом 8 Правил, запрещается:

б) размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

Однако согласно оспариваемых распоряжений земельные участки предоставлены для установки минимаркетов, а не для размещения торговых точек, а гражданам установлены ограничения использования земельных участков с учетом постановления Правительства РФ от 24.02.2009 года № 160. Просит в удовлетворении заявления прокурору отказать в полном объеме.

Представитель Администрации ..., Представитель КУМИ (по доверенности) Лебедева Д.А. суду пояснила, что с заявлением не согласна, согласна с позицией изложенной в возражениях Администрации ....

Представитель МРСК Центра и Приволжья, ОАО филиал «Нижновэнерго» Савельева С.В. с заявлением прокурора согласна, пояснив, что в действительности земельный участок, выделенный под строительство минимаркетов по указанному адресу расположен в охранной зоне высоковольтной линии электропередачи ВЛ-131, напряжением 110 кВ, ПС Печерская- ПС Моховогорская, принадлежащей ОАО «...». В соответствии с действующим законодательством РФ, воздушная линия электропередачи размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения (землям энергетики) или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий (п. 2 ст. 89 Земельного Кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ). в настоящее время действует п. 10 «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160). Данные правила предусматривают обязательность получения письменного решения о согласовании осуществления определенных Правилами действий, и изданы в целях исключения нанесения ущерба жизни и здоровью граждан, их имуществу, а так же обеспечения безопасного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

Согласно п.5 Правил от 24.02.09 охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства вдоль воздушных линий электропередачи- в виде поверхности участка згмли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при не отклоненном их положении на расстоянии 20 метров для линий напряжением 110 кВ.

Правила определяют порядок установления охранных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в охранных зонах, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства. Порядок предоставления и распоряжения земельными участками регулируется земельным законодательством Российской Федерации. Таким образом, Правила ограничивают деятельность по использованию, но не право распоряжения земельным участком.

В соответствии с п. 8. В охранных зовах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе:

а) набрасывать на провода а опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы, а также подниматься на опоры воздушных линий электропередачи;

б) размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам
электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов;

в) находиться в пределах огороженной территории и помещениях распределительных устройств и подстанций, открывать двери и люки распределительных устройств и подстанций, производить переключения и подключения в электрических сетях (указанное требование не распространяется на работников, занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ),разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи;

г) размешать свалки;

д) производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн, производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).

Согласно п. 9. В охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается:

а) складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов;

б) размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

в) использовать (запускать) любые летательные аппараты, в том числе воздушных змеев, спортивные модели летательных аппаратов (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);

В соответствии с п.10 «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160 в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещаются: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений, посадка и вырубка деревьев и кустарников по лив сельскохозяйственных культур, если высота струи воды может составить свыше 3 метров, и т.п. действия. Пунктом 16 Правил установлено, что для предотвращения или устранения аварий работникам сетевых организаций обеспечивается беспрепятственный доступ к объектам элекгросетевого хозяйства, а также возможность доставки необходимых материалов и техники. Таким образом, на земельные участки, расположенные в охранных зонах ВЛ, в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются обременения в виде особых условий использования.

ОАО «...» является сетевой организацией, основным видом деятельности которой является оказание услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с п. 2 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденных Постановлением Правительства № 861 от 27,12.2004 г, далее ПНД,

«сетевые организации» - организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов (ст. 3 26 ФЗ «Об электроэнергетике РФ» от 26.03.2003 г. № 35).

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160 установлено, что контроль и надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон объектов элекгросетевого хозяйства, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, на который возложены функции по техническому контролю и надзору в электроэнергетике, т.е. Волжско-Окское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Представитель Волжско-Окского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Скворцов А.В. пояснил, что заявление поддерживает, Дата обезличена в 16-00 совместно с Борской городской прокуратурой была проведена выездная проверка о правомерности предоставления земельных участков, расположенных по адресу: ...) под установку минимаркетов. На месте проведения проверки были измерены расстояния от крайнего провода ЛЭП 11 ОкВ ВЛ-131 п/ст.Печерская-п/ст.Моховогорская до установленных минимаркетов(схема приложение

На момент установки минимаркетов действовали Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 26 марта 1984г. № 255. В соответствии с этими Правилами охрана электрических сетей осуществляется предприятиями (организациями), в ведении которых находятся электрические сети.

Установленные минимаркеты размещены в охранной зоне ЛЭП 11 ОкВ ВЛ-131 п/ст.Печерская-п/ст.Моховогорская, принадлежащая ОАО « ...» филиал Нижновэнерго ПО Семеновские электрические сети. Охранная зона ВЛ 11 ОкВ установлена п.4а Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт и определена в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстояние 20 метров.

Нарушен п. 13ж Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, в соответствии с которым запрещается производить какие-либо действия, которые могут нарушить нормальную работу электрических сетей, привести к их повреждению или к несчастным случаям, и в частности: устраивать спортивные площадки для игр, стадионы, рынки, остановочные пункты общественного транспорта, стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранной зоне воздушных линий электропередачи).

В соответствии с п. 9 Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1 ООО вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается, в том числе, размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

Заинтересованное лицо М.П.Г. суду пояснила, что поддерживает заявление прокурора, действительно ее торговая точка расположена в охранной зоне ЛЭП, в данной торговой точке осуществляется продажа кондитерских изделий.

Заинтересованное лицо Ю. Э.З. суду пояснил, что поддерживает заявление прокурора, действительно его торговая точка расположена в охранной зоне ЛЭП, в данной торговой точке в настоящий момент не осуществляется продажа товаров, но это из за нехватки средств, но он желал бы осуществлять торговлю.

Заинтересованное лицо Ч. О.В. суду пояснила, что поддерживает заявление прокурора, действительно ее торговая точка расположена в охранной зоне ЛЭП, в данной торговой точке осуществляется продажа промышленных товаров.

Заинтересованное лицо Т.С.В. суду пояснила, что поддерживает заявление прокурора, действительно ее торговые точки расположены в охранной зоне ЛЭП, в данных торговых точках в настоящий момент не осуществляется продажа товаров, но это из за нехватки средств, но она желала бы осуществлять торговлю.

Заинтересованные лица Г. Г.Н., Б.И.В., А. Э.Б.,А.А.Г. в зал судебного заседания не явились, о дне и месте слушания дела извещены, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Как установлено в судебном заседании на основании распоряжений Администрации ... от Дата обезличена года Номер обезличен гражданам были предоставлены в пользование на правах аренды земельные участки, относящиеся к землям населенных пунктов, расположенные по адресу: ... с разрешенным использованием - для установки минимаркета.

Борский городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействительными: Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Г. Г.Н.» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Б.И.В.» от Дата обезличена г. Номер обезличен;Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Ю. Э.З..» от Дата обезличена г. Номер обезличен;Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду А. Э.Б..» от Дата обезличена г. Номер обезличен;Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду М.П.Г..» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду А.А.Г..» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Т.С.В.» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Т.С.В...» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Ч. О.В.» от Дата обезличена г. Номер обезличен;, так как данные распоряжения изданы в нарушение требований законодательства.

Статья 45 ГПК РФ, определяющая общие принципы участия прокурора в гражданском процессе, не ограничивает его полномочия по предъявлению заявлений в интересах РФ, граждан и неопределенного круга лиц какими либо категориями дел.

Данная статья включена в раздел «Общие положения» ГПК, в котором содержатся общие нормы, применяемые при рассмотрении гражданских дел во всех видах производств.

Поэтому у данной статьи суд считает в силу ее основополагающего характера приоритет над специальными нормами и поэтому довод представителя Администрации ... в том, что прокурор не вправе подавать заявление в суд в данном конкретном случае необоснованно.

При рассмотрении данного заявления об оспаривании нормативного акта суд не связан доводами, содержащимися в заявлении и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

Судом установлено, что установленные минимаркеты расположенные на земельном участке предоставленном в аренду гражданам размещены в охранной зоне ЛЭП 11 ОкВ ВЛ-131 п/ст.Печерская-п/ст.Моховогорская, принадлежащая ОАО « ...» филиал Нижновэнерго ПО Семеновские электрические сети.

Охранная зона ВЛ 11 ОкВ установлена п.4а Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт и определена в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при неотклоненном их положении на расстояние 20 метров.

В соответствии с п. 9 Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1 000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается, в том числе, размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

Суд не может принять за основу доводы представителя Администрации ... в том, что при предоставлении земельных участков в аренду ими не нарушены нормы законодательства, что со стороны Администрации были приняты все меры правильности и законности выделения данных земельных участков в аренду для установки минимаркетов.

Судом установлено, что при выделении земельных участков в аренду для установки минимаркетов Администрация ... располагала сведениями о том, что выделяемые земельные участки в аренду для установки минимаркетов расположены в охранной зоне и доводы представителя Администрации ... в том, что прокурором ни в Администрацию ни в суд не представлено документа, что установлена охранная зона и что прокурор в данном случае подтверждает факт нарушения действующего земельного законодательства только письмом Семеновского территориального отдела Волжско-окского управления Ростехнадзора от Дата обезличенагода Номер обезличен, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, а именно, согласно Распоряжения Администрации ... Номер обезличен, Номер обезличен (л-д.7-15) следует, что «в связи с нахождением земельного участка в охранной зоне ВЛЭП 110 кВ использовать земельный участок с соблюдением «Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 года № 160.

Администрация ... зная, о том, что земельный участок расположен в охранной зоне ВЛЭП 110 кВ. выделяет в аренду земельный участок для установки минимаркета, при этом пояснив в судебном заседании о том, что Администрация не должна располагать сведениями каким образом будут использоваться земельные участки с расположенными минимаркетами.

Минимаркет - это магазин, предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары узкого ассортимента, с индивидуальным обслуживанием через прилавок, площадью торгового зала от 18 кв.м.

В соответствии с п. 9 Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1 000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается, в том числе, размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

Согласно пояснений заинтересованных лиц, а именно граждан, кому выделены земельные участки, на основании распоряжения Администрацией ... в аренду, с разрешенным использованием - для установки минимаркета, данные граждане организовали в минимаркетах торговую точку, где реализуются товары, тем самым проводится мероприятие связанное со скоплением людей, данные минимаркеты посещаются посетителями, земельный участок выделен на основании Распоряжения Администрации ..., который находится в охранной зоне, где запрещается размещать торговые точки, в данном случае минимаркеты, тем самым суд считает, что действиями Администрации ... нарушены права и свободы граждан (посетителей минимаркетов) при посещении минимаркетов расположенных на земельном участке в охранной зоне ВЛЭП и созданы препятствия к осуществлению прав и свобод граждан на чье имя выданы оспариваемые прокурором распоряжения, так как они используют минимаркеты которые расположены на земельном участке находившемся в охранной зоне.

Суд приходит к выводу о том, Администрация ... имела полномочия на принятия данного решения, а именно Распоряжений о предоставлении земельных участков в аренду, был соблюден порядок принятия данных распоряжений, но содержание оспариваемых распоряжений не соответствует требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующего данные правоотношения, а именно: п. 9 Постановления Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160 « О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» утвердившем «Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»: В охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, запрещается:

б) размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).

Доказательства нарушения прав неопределенного круга лиц и нарушения норм права в содержании распоряжений судом установлены.

Исходя из изложенного Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Г. Г.Н.» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Б.И.В.» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Ю. Э.З.» от Дата обезличена г. Номер обезличен;Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду А. Э.Б.» от Дата обезличена г. Номер обезличен;Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду М.П.Г..» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду А.А.Г..» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Т.С.В..» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду А.А.Г...» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Т.С.В..» от Дата обезличена г. Номер обезличен;Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Ч. О.В..» от Дата обезличена г. Номер обезличен суд считает недействительными, так как данными распоряжениями нарушены права и свободы лиц, в отношении которых изданы данные распоряжения, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод, а именно, не в полной мере могут реализовать свое право на пользование имуществом расположенным на данном земельном участке, в данном случае осуществлять торговлю. Содержание оспариваемых распоряжений не соответствует требованиям Постановления Пленума РФ от 24.02.2009 года № 160 утвердившем Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, регулирующего данные правоотношения.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Борского городского прокурора ... в защиту интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов РФ удовлетворить.

Признать недействительными Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Г. Г.Н..» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Б.И.В..» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Ю. Э.З..» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду А. Э.Б..» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду М.П.Г..» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду А.А.Г..» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Т.С.В..» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Т.С.В..» от Дата обезличена г. Номер обезличен; Распоряжение администрации ... «О предоставлении земельного участка в аренду Ч. О.В..» от Дата обезличена г. Номер обезличен;.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Борский городской суд в течение 10 дней, начиная с Дата обезличена

Судья: А.Н.Кандалина

Решение ... вступило в законную силу