Решение по иску о включении в специальный стаж периода службы и назначении досрочной трудовой пенсии со снижением пенсионного возраста



                                            Р Е Ш Е Н И Е                                  1-1735/10

                                  Именем Российской Федерации

        9 июля 2010 года.

Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Блохиной С.П., при секретаре Шигановой О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова В.В. к Управлению Пенсионного Фонда РФ по Борскому району о включении в специальный стаж периода службы в <данные изъяты> и назначении досрочной трудовой пенсии со снижением пенсионного возраста,

                                             У С Т А Н О В И Л

Иванов В.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФ РФ по Борскому району с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, как лицу, проработавшему не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера.

        В назначении указанной пенсии Иванову В.В. было отказано из-за недостаточности специального стажа, требуемого для назначения указанной пенсии, при этом не был зачтен в его стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии период службы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

         Иванов В.В. обратился в суд с иском к УПФ РФ по Борскому району, где просит включить период его службы в <данные изъяты> в стаж, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии. Свои исковые требования Иванов В.В. мотивирует тем, что при определении права на досрочную трудовую пенсию за работу в районах Крайнего Севера возможно суммирование стажа, а именно к периоду работ в районах Крайнего Севера прибавляется работа с тяжелыми условиями труда. У него имеется период работы по Списку № 2 в количестве 3 года 10 месяцев 10 дней, и работа в РКС в количестве 8 лет 6 месяцев. Его работе с тяжелыми условиями труда предшествовала служба в <данные изъяты>, имевшая место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 3.08.72 г., к работе, указанной в Списках № 2 приравнивается служба в <данные изъяты>, если она предшествовала или непосредственно следовала за работой с тяжелыми условиями труда. Поскольку оценка пенсионных прав, приобретенных до 1.01.02 г. возможна по ранее действовавшему законодательству, истец считает, что период службы в <данные изъяты> должен быть зачтен в его специальный стаж как период работы по Списку № 2. При зачете указанного периода в специальный стаж, истец считает, что у него возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ со снижением общего пенсионного возраста, т.е. при достижении им возврата 55 лет 4х месяцев.

Представитель УПФ РФ по Борскому району Мухина Н.Ф. иск Иванова В.В. не признала и пояснила, что УПФ РФ по Борскому району определяло право истца на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера, по подп. 6 п. 1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях». Истец просит применить к периодам его работы по Списку № 2 и в РКС, ранее действующее законодательство, в том числе Положение о порядке назначения и выплаты государственной пенсии, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3.08.72 г., при этом просит применить Постановление Правительства РФ от 11.07.01 г. № 516, которым предусматривается суммирование периодов работ в РКС с периодами работ с тяжелыми условиями труда, и, кроме того, просит назначить ему пенсию со снижением общего пенсионного возраста, поскольку у него отсутствует 15 лет стажа в районах Крайнего Севера. Однако в период действия названного Положения, утвержденного 3.08.72 г., отсутствовала норма закона, позволяющая назначать пенсию за выслугу лет со снижением пенсионного возраста, а также отсутствовало положение, позволяющее суммировать периоды работы в районах Крайнего Севера с периодами работы с тяжелыми условиями труда.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно под. 6 п. 1 ст. 28 Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.

УПФ РФ по Борскому району зачло в стаж Иванова В.В., дающий право на пенсию за работу в районах Крайнего Севера периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в мостоотряде , расположенном в <данные изъяты>, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на малом предприятии <данные изъяты> Исполкома с/совета <данные изъяты>, то есть 11 лет 4 месяца работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, что в переводе на районы Крайнего Севера составляет 8 лет 6 месяцев.

Кроме того, ответчик произвел суммирование периодов работы истца, в соответствии с п. 2, 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.01 г. № 516, а именно к периодам работы в районах Крайнего Севера прибавлен период работы Иванова В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>., т.е. период работы с тяжелыми условиями труда.

Таким образом продолжительность стажа работы Иванова В.В. в районах Крайнего Севера составила 12 лет 4 месяца 10 дней.

Истец считает, что к периоду его работы с тяжелыми условиями труда должна быть приравнена служба в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку она предшествовала работе с тяжелыми условиями труда. При этом истец ссылается на Положение о порядке назначения и выплаты государственной пенсии, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3.08.72 г., и Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.04 г. № 2-П, согласно которого, оценка пенсионных прав гражданина, приобретенных им до 1.01.02 г. возможна по ранее действовавшему законодательству. Кроме того, истец считает, что право на пенсию у него возникло с ДД.ММ.ГГГГ, при достижении им возраста 55 лет 4 месяцев.

Однако данный довод истца, суд находит необоснованным.

Согласно Разъяснения от 17 октября 2003 г. N 4 « О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. 27, 28, 30 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Минтруда и социального развития РФ от 17 октября 2003 г. N 70,при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правого акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

Постановление Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590

«Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», на которое ссылается истец, было принято в соответствии с Законом о государственных пенсиях в СССР от 14.07.56 г. и не действует на территории Российской Федерации с момента принятия Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

На момент отмены указанного Постановления и Закона о государственных пенсиях в СССР, у Иванова В.В. не был выработан необходимый специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости или за выслугу лет, поскольку один из периодов работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера имел место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в период действия Закона « О государственных пенсиях в РСФСР».

Кроме того, ни Положение, утвержденное 3 августа 1972 г., ни «Закон о государственных пенсиях в СССР», не предусматривали суммирование периодов работы в районах Крайнего Севера с периодами работ с тяжелыми условиями труда. Данное суммирование стало возможно в связи с принятием Закона о государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 N 340-1 и Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях".

Поскольку Иванов В.В. выработал необходимый специальный стаж, дававший ему право на назначение пенсии в связи с работой на Крайнем Севере, со снижением пенсионного возраста, в период действия Закона РФ от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации», то и порядок подсчета стажа, дающего ему право на досрочную трудовую пенсию может определяться по указанному Закону, (Разъяснение от 17 октября 2003 г. N 4).

Однако из смысла ст. ст. 14, 88 и 90 Закона РФ от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации", время военной службы засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж.

В настоящее время, в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона N 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, т.е. суммируются периоды работы в районах Крайнего Севера с работой с тяжелыми условиями труда. При этом период прохождения военной службы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и не может быть включен в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Исходя из изложенного, требования Иванова В.В. о включении периода службы в <данные изъяты> в стаж работы с тяжелыми условиями труда, о суммировании полученного стажа с периодами работ в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с переводом в районы Крайнего Севера не подлежат удовлетворению.       

Соответственно не подлежат удовлетворению требования истца о назначении ему досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ то сеть с 55 лет 4 месяцев, поскольку без включения периода его службы в <данные изъяты> в специальный стаж, у Иванова В.В. на ДД.ММ.ГГГГ отсутствует стаж работы в районах Крайнего Севера в количестве 14 лет 4 месяца 17 дней.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                        

                                               Р Е Ш И Л

       В удовлетворении иска Иванова В.В. о включении в специальный стаж периода службы в <данные изъяты> и назначении досрочной трудовой пенсии со снижением пенсионного возраста, отказать за необоснованностью.

       Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд через Борский горсуд в течение 10 дней.

          Судья                                                                             Блохина С.П.

Решение не обжаловано, не опротестовано и вступило в законную силу