Дело № 2-1053/2011 Именем Российской Федерации 22 июня 2011 года г.Бор Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Копкиной И.Ю., с участием прокурора Косолаповой И.Ф., при секретаре Кондрашовой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению культуры «<данные изъяты>» об обязании обеспечения беспрепятственного доступа в помещения, путем оборудования пандусов и поручней, У С Т А Н О В И Л: Борский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МУК «<данные изъяты>» (далее МУК «<данные изъяты>») об обязании обеспечения беспрепятственного доступа в здание, расположенное по адресу: <адрес>, путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31 - 102 - 99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2011 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В судебном заседании помощник Борского городского прокурора Косолапова И.Ф. исковые требования поддержала, в обоснование иска пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Борской городской прокуратурой совместно с сотрудником управления социальной защиты населения Борского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере создания доступной среды для маломобильных групп населения на территории городского округа город Бор Нижегородской области. Проведенной проверкой установлено, что при входе в здание МУК «<данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес>, отсутствуют пандус и поручни. Данное нарушение требований закона существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Представитель ответчика по доверенности Лакалина Л.В. (по доверенности) в судебном заседании иск не признала полностью и пояснила, что МУК «<данные изъяты>» - бюджетное учреждение, расходы которого строго подотчетны. Статьи бюджета на ДД.ММ.ГГГГ расписаны. Бюджет ассигнований очень скуден. Выполнить исковые требования за счет собственных средств не представляется возможным. Собственником здания является администрация городского округа город Бор Нижегородской области. Ремонт и реконструкция указанного здания на данный момент не предусмотрены. Примерная смета расходов составляет <данные изъяты> руб. Проводимые в МУК «<данные изъяты>» мероприятия доступны всем, в том числе и инвалидам, т.к. имеются временные пандусы, по которым инвалиды беспрепятственно попадают на 1 этаж указанного здания, жалоб со стороны инвалидов не поступало. Представитель третьего лица - администрации городского округа город Бор Нижегородской области Гельфанова Ю.И. (по доверенности) с иском не согласна и показала, что в соответствии с ФЗ «О защите инвалидов в РФ» предусмотренло создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Однако «Закон Нижегородской области» конкретизирует случаи, когда происходит оборудование объектов социальной сферы пандусами - это либо вновь строящиеся объекты, либо реконструкция и капитальный ремонт зданий в пределах ассигнований в бюджете. Реконструкция вышеуказанного здания в ближайшее время не предусмотрена. Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения по Борскому району в судебное заседание не явился, имеется телефонограмма о рассмотрении дела в их отсутствие. Заслушав представителей сторон, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24.11.1995 года Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В судебном заседании установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. нежилое отдельно стоящее здание, расположенное по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., закреплено за МУК «<данные изъяты>» на праве оперативного управления (л.д. 5). Проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверкой исполнения требований законодательства в сфере создания доступной среды для маломобильных групп населения на территории городского округа город Бор Нижегородской области, установлено, что при входе в здание МУК «<данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес>, отсутствуют пандус и поручни. Суд не может согласиться с доводами ответчиков об отсутствии финансирования, поскольку в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов МУК «<данные изъяты>» вправе рассчитывать на оказание им органом местного самоуправления финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства органам местного самоуправления из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, статья 72, пункт "ж" части 1, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Отсутствие финансирования и не осуществление реконструкции и ремонта помещения не может служить основанием для неисполнения требований ст.15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» поскольку нарушаются права инвалидов, и с учетом принципа разумности и справедливости, требований Конституции РФ, данное заявление должно подлежать удовлетворению, поскольку планировка МУК <данные изъяты> позволяет осуществить эти работы по устройству пандуса и поручней. Также суд не может согласиться с доводами третьего лица в том, что оснащение пандусами осуществляется только в период реконструкции и ремонта, (согласно требованиям Закона Нижегородской области № 21-3 «О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области».) Доводы ответчиков о том, что жалоб со стороны инвалидов на отсутствие пандуса и поручней не поступало, также не может быть принято судом во внимание, поскольку инвалид не должен ощущать на себе ограничения в его жизнедеятельности и должен быть обеспечен равными возможностями к доступу в данное помещение МУК <данные изъяты>. Кроме того, должен действовать принцип равенства прав граждан, согласно которого каждый имеет равные возможности для участия в жизни общества, в данном случае беспрепятственном доступе в МУК «<данные изъяты>». Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие пандусов и поручней является нарушением требований закона и существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление Борского городского прокурора удовлетворить Обязать Муниципальное учреждение культуры «<данные изъяты>» обеспечить беспрепятственный доступ в здание, расположенное по адресу: <адрес>, путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Борский городской суд в течение 10 дней. Судья: И.Ю.Копкина Решение в кассационном порядке не обжаловано и вступило в законную силу.