Дело 2-1008/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 31 мая 2011года Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Кандалиной А.Н., с участием пом. прокурора Косолаповой И.Ф., при секретаре Рядовой Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУК «<данные изъяты>», третье лицо: Управление социальной защиты населения Борского района Нижегородской области, Администрации городского округа города Бор Нижегородской области, Департамент имущественных и земельных отношений администрации городского округа города Бор Нижегородской области обязать обеспечить беспрепятственный доступ в здание МУК «<данные изъяты>» путем сооружения пандуса при входе в здание на пути движения на лестничных маршах с вестибюля на уровень первого этажа и поручней в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-101-99 «требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». У С Т А Н О В И Л : Борский городской прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в Борский городской суд с иском к МУК «<данные изъяты>» обязать обеспечить беспрепятственный доступ в здание МУК «<данные изъяты>» путем сооружения пандуса при входе в здание на пути движения на лестничных маршах с вестибюля на уровень первого этажа и поручней в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-101-99 «требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». В обоснование исковых требований помощник прокурора Косолапова И.Ф. в судебном заседании пояснила суду, что ДД.ММ.ГГГГ Борской городской прокуратурой совместно с Управлением социальной защиты населения Борского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере создания доступной среды для маломобильных групп населения на территории городского округа город Бор. Проведенной проверкой установлено, что при входе в здание, расположенного по адресу: <адрес>, пути движения на лестничных маршах с вестибюля на уровень первого этажа не оборудованы пандусом и поручнями, условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в вышеуказанное здание, не созданы. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования желез-нодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Во исполнение требований ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других мало-мобильных групп населения». Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 №73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для мало-мобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 №73 и введенных в действие с 01 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001). К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания сооружения доступные, мало-мобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания помещения с местами труда для инвалидов». Согласно Постановления администрации города Бор Борского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что нежилое отдельное стоящее здание (культурный центр), расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> квадратных метров, закреплено за муниципальным учреждением культуры «<данные изъяты>» на праве оперативного управления. Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 при входе в здание, расположенного по адресу: <адрес>, пути движения на лестничных маршах с вестибюля на уровень первого этажа не оборудованы пандусом и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Данное нарушение требований закона существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образовании. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности. Круг инвалидов, которые не могут воспользоваться услугами МУК «<данные изъяты>» в здание, расположенном по адресу: <адрес>, не представляется возможным. Просит суд: Обязать МУК «<данные изъяты>» обеспечить беспрепятственный доступ в здание, расположенного по адресу: <адрес>, путем сооружения пандуса при входе в здание на пути движения на лестничных маршах с вестибюля на уровень первого этажа и поручней в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Сроительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Представитель Ответчика Лакалина Л.В. (по доверенности) с иском не согласна, пояснив, что здание закреплено за МУК «<данные изъяты>» на праве оперативного управления. Жалоб со стороны граждан посещающих МУК «<данные изъяты>» об отсутствии пандусов не поступало, поскольку с помощью волонтеров и при помощи самодельного устройства они осуществляют доступ в здание инвалидов и других маломобильных посетителей, материальных средств для изготовления пандусов и поручней не имеется. Представитель 3 лица - Администрации городского округа города Бор Нижегородской области Гельфанова Ю.И. (по доверенности) с иском не согласна, пояснив, что денежные средства на оснащение пандусами МУК «<данные изъяты>» в бюджете городского округа на ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрено, в соответствии с нормами предусмотренными Законом Нижегородской области № 21-3 «О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области» оснащение действующих объектов специальными приспособлениями и оборудованием для доступа и пользования маломобильными гражданами осуществляется в период проведения их реконструкции и капитального ремонта, если планировка позволяет осуществить эти работы». В настоящий период времени реконструкции и капитального ремонта в МУК «<данные изъяты>» не запланировано. Представитель третьего лица Департамент имущественных и земельных отношений администрации городского округа города Бор Нижегородской области Штефан Е.В. (по доверенности) с иском не согласна, поддержав позицию Администрации городского округа города Бор. Представитель третьего лица: Управление социальной защиты населения Борского района Нижегородской области в зал судебного заседания не явился, о дне и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ранее допрошенный в судебном заседании представитель Новожилов М.М. (по доверенности) пояснил, что иск поддерживают в полном объеме. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица. Исследовав материалы дела, заслушав прокурора, стороны, суд приходит к следующему: За МУК «<данные изъяты>» закреплено муниципальное имущество на праве оперативного управления нежилое отдельно стоящее здание (<данные изъяты>) расположенное по адресу: <адрес> (Постановление администрации города Бор Борского района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л-д 6-8). Согласно ст.296 ГК РФ: 1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом…, распоряжаются этим имуществом…. (п. 1 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что учреждение МУК «<данные изъяты>» за которым закреплено имущество на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом. В пункте Устава 4.3 учреждению предоставлено право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, совершать любые действия… Совместной проверкой Борской городской прокуратуры и Управлением социальной защиты населения Борского района было установлено, что при входе в здание МУК «<данные изъяты>» пути движения на лестничных маршах с вестибюля на уровень первого этажа не оборудованы пандусом и поручнями, условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в вышеуказанное здание, не созданы. Данный факт подтверждается справкой по итогам проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГ.(л-д5). В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Во исполнение требований ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других мало-мобильных групп населения», а именно: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 №73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для мало-мобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 №73 и введенных в действие с 01 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001). К СНиП 35-01-2001 разработаны своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания сооружения доступные, мало-мобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания помещения с местами труда для инвалидов». Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 при входе в здание, расположенного по адресу: <адрес>, пути движения на лестничных маршах с вестибюля на уровень первого этажа не оборудованы пандусом и поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2). Социальная защита инвалидов закреплена в Конституции Российской Федерации. МУК «Культурный центр» создан для отдыха и развлечений различных групп населения, тем самым наиболее приближен к населению и в пределах своих полномочий участвует в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Тем самым необходимо создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Закрепляющее названную обязанность положение части первой статьи 15 названного Федерального закона носит общий характер и не содержит указания на конкретные способы ее исполнения уполномоченными субъектами, но равно как и не разграничивает ответственность за ее осуществление. Это положение не ограничивает самостоятельность МУК «Культурный центр» в выборе средств осуществления данной обязанности, поскольку непосредственно не предусматривает объем расходов на мероприятия по созданию условий инвалидам для доступа к объектам социальной инфраструктуры и сроки решения поставленной задачи. Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"). Суд не может согласиться с доводами ответчиков в связи с тем., что отсутствует финансирование, поскольку в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов МУК «Культурный центр» вправе рассчитывать на оказание им органом местного самоуправления финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства органам местного самоуправления из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, статья 72, пункт "ж" части 1, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Также суд не может согласиться с доводами третьего лица в том, что оснащение пандусами осуществляется только в период реконструкции и ремонта, (согласно требованиям Закона Нижегородской области № 21-3 «О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области».) Само по себе отсутствие финансирования и не осуществление реконструкции и ремонта помещения не может служить основанием для неисполнения требований ст.15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» поскольку нарушаются права инвалидов, и с учетом принципа разумности и справедливости, требований Конституции РФ, данное заявление должно подлежать удовлетворению, поскольку планировка МУК <данные изъяты> позволяет осуществить эти работы по устройству пандуса и поручней, данный факт подтверждается служебной запиской ( л-д 32). Доводы ответчиков, что не было жалоб со стороны инвалидов на отсутствие пандуса и поручней не может быть судом принято во внимание. Поскольку инвалид не должен ощущать на себе ограничения в его жизнедеятельности и должен быть обеспечен равными возможностями к доступу в данное помещение МУК <данные изъяты> и должен действовать также принцип равенства прав граждан и следует использовать средства таким образом, чтобы каждый имел равные возможности для участия в жизни общества, в данном случае беспрепятственном доступе в МУК «<данные изъяты>». В данном случае отсутствие пандусов и поручней является нарушением требований закона, что существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление Борского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУК «<данные изъяты>», третье лицо: Управление социальной защиты населения Борского района Нижегородской области, Администрации городского округа города Бор Нижегородской области, Департамент имущественных и земельных отношений администрации городского округа города Бор Нижегородской области обязать обеспечить беспрепятственный доступ в здание МУК «<данные изъяты>» путем сооружения пандуса при входе в здание на пути движения на лестничных маршах с вестибюля на уровень первого этажа и поручней в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-101-99 «требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» удовлетворить. Обязать МУК «<данные изъяты>» обеспечить беспрепятственный доступ в здание МУК «<данные изъяты>» путем сооружения пандуса при входе в здание на пути движения на лестничных маршах с вестибюля на уровень первого этажа и поручней в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-101-99 «требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Борский суд в течение 10 дней, начиная с 7 июня 2011 года. Судья: А.Н.Кандалина Решение в кассационном порядке не обжаловано и вступило в законную силу.