Решение по иску об обязании принять в собственность Нижегородской области биометрическую яму



Дело № 2-938 / 2011

                                                  Р Е Ш Е Н И Е

                          Именем Российской Федерации

г. Бор, Нижегородской области

11 июля 2011 года Борский городской суд Нижегородской области

в составе председательствующего судьи Машкиной Е.В.,

прокурора Федоровой М.В.,

при секретаре Куклиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Правительству Нижегородской области об обязании принять в собственность Нижегородской области биотермическую яму,

                                           У С Т А Н О В И Л :

          Борский городской прокурор обратился в Борский суд с иском к Правительству Нижегородской области об обязании принять в собственность субъекта РФ- Нижегородской области биотермическую яму.

               В судебном заседании прокурор Федорова М.В. иск поддержала и в обоснование иска пояснила суду, что Борской городской прокуратурой рассмотрены материалы проверки государственного ветеринарного управления Борского района, биотермической ямы, расположенной на территории <данные изъяты> сельской администрации Борского района, Нижегородской области, в лесном массиве около д. <данные изъяты>. Изучением материалов установлено, что ближайший населенный пункт от указанной биотермической ямы (д. <данные изъяты>) - 800 метров, от водоема - 200 метров, от асфальтной дороги -800 метров, общая площадь биотермической ямы - 20 квадратных метров. Данная биотермическая яма не отвечает ветеринарно-санитарным требованиям.

В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

Согласно пункту 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Проведенной Борской городской прокуратурой проверкой установлено, что на территории администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет, Борского района, Нижегородской области, находится место, отведенное для захоронения биологических отходов - биотермическая яма в лесном массиве около д.<данные изъяты>.

В соответствии с п.п. 5.6, 5.8, 5.10, 6.2 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» от 04.12.1995 г., территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.

Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути.

Перед въездом на его территорию устраивают коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов.

Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.

Согласно акта обследования биотермической ямы д. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. главного госветинспектора Борского, Семеновского районов Нижегородской области следует, что в нарушение п. 5.10 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» от 04.12.1995 г. подъезд к биотермической яме, расположенной на территории <данные изъяты> сельской администрации, в лесном массиве около д. <данные изъяты>, сильно затруднен из-за отсутствия дороги, прилегающая территория захламлена.

Кроме того, в нарушение п.6.2 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» от 04.12.1995 г. крышка, закрывающая яму, отсутствует.

Также в нарушение п.5.6 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» от 04.12.1995 г., стены ямы частично обрушены, территория ямы не огорожена.

Помимо вышеизложенного, навес над ямой и место для вскрытия трупов не установлены в нарушение п.5.8 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» от 04.12.1995 г.

Эксплуатацией биотермической ямы с нарушением требований ветеринарного законодательства нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую природную среду, так как постоянно создается опасность возникновения эпидемий и иных чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного, Борский городской прокурор просит Обязать Правительство Нижегородской области в установленном законом порядке принять в собственность субъекта РФ - Нижегородской области биотермическую яму, расположенную на территории <данные изъяты> территориального управления администрации городского округа г. Бор, Нижегородской области, в лесном массиве около д. <данные изъяты>, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика- Правительства Нижегородской области Рыбарчук О.В. в суд не явилась, о дне слушания извещена должным образом. От ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель 3- лица- Комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области Ефимова Н.Ю. в суд не явилась, о дне слушания извещена должным образом. От ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Исследовав материалы дела, заслушав пом. Борского городского прокурора Федорову М.В., суд приходит к следующему.

В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

Согласно пункту 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.

Проведенной Борской городской прокуратурой проверкой установлено, что на территории <данные изъяты> территориального управления администрации городского коруга г. Бор, Нижегородской области, находится место, отведенное для захоронения биологических отходов - биотермическая яма в лесном массиве около д.<данные изъяты>.

В соответствии с п.п. 5.6, 5.8, 5.10, 6.2 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» от 04.12.1995 г., территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта.

Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Скотомогильник (биотермическая яма) должен иметь удобные подъездные пути.

Перед въездом на его территорию устраивают коновязь для животных, которых использовали для доставки биологических отходов.

Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.

Согласно акта обследования биотермической ямы д. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ главного госветинспектора Борского, Семеновского районов Нижегородской области следует, что в нарушение п. 5.10 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» от 04.12.1995 г. подъезд к биотермической яме, расположенной на территории <данные изъяты> территориального управления администрации городского округа г. Бор, в лесном массиве около д. <данные изъяты>, сильно затруднен из-за отсутствия дороги, прилегающая территория захламлена.

Кроме того, в нарушение п.6.2 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» от 04.12.1995 г. крышка, закрывающая яму, отсутствует.

Также в нарушение п.5.6 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» от 04.12.1995 г., стены ямы частично обрушены, территория ямы не огорожена.

Помимо вышеизложенного, навес над ямой и место для вскрытия трупов не установлены в нарушение п.5.8 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» от 04.12.1995 г.

Эксплуатацией биотермической ямы с нарушением требований ветеринарного законодательства нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую природную среду, так как постоянно создается опасность возникновения эпидемий и иных чрезвычайных ситуаций.

Учитывая изложенное, на основании Конституции РФ, Федерального закона от 06.10.2003 N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона РФ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284, и учитывая, что вопросы содержания скотомогильника ( биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации, суд находит, что исковые требования Борского городского прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

                                                Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Борского городского прокурора удовлетворить.

       Обязать Правительство Нижегородской области в установленном законом порядке принять в собственность субъекта РФ - Нижегородской области биотермическую яму, расположенную на территории <данные изъяты> территориального управления администрации городского округа г. Бор, Нижегородской области, в лесном массиве около д. <данные изъяты>, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

       Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Борский городской суд в течение 10 дней.

           С У Д Ь Я :                                            Е.В.Машкина

Решение в кассационном порядке не обжаловано и вступило в законную силу.