13 июля 2011 года. Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Блохиной С.П.,с участием адвоката Гурьяновой А.С. при секретаре Харкиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Андросова С.А. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Борскому району о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, У С Т А Н О В И Л: ДД.ММ.ГГГГ Андросов С.А. обратился в УПФ РФ по Борскому району с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии, как лицу, работавшему в плавсоставе на судах <данные изъяты> флота. Кроме того, Андросов С.А. имел периоды работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 2. В назначении досрочной трудовой пенсии Андросову С.А. было отказано ввиду того, что у него отсутствует необходимый стаж в количестве <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев работы в плавсоставе и по Списку № 2. При этом периоды работы Андросова С.А. на судах <данные изъяты> флота УПФ РФ по Борскому району зачло в специальный стаж истца по их фактической продолжительности, что составило <данные изъяты> года <данные изъяты> дней. Считая отказ в назначении пенсии незаконным, Андросов С.А. обратился в суд с иском к УПФ РФ по Борскому району, где просит зачесть в стаж, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды навигации <данные изъяты> г., <данные изъяты> г.,<данные изъяты> г., <данные изъяты> г., <данные изъяты> г., <данные изъяты> г., <данные изъяты> г., <данные изъяты> г. за полные годы работы, и признать за им право на досрочное назначение трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента достижения им возраста 55 лет, обязав УПФ РФ по Борскому району назначить ему данную пенсию с указанной даты. Представитель ответчика Мухина А.В. иск Андросова С.А. признала частично и пояснила, что навигация - это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте. На основании Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ условия плавания судов по внутренним водным путям устанавливается бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте. В связи с чем, ежегодно государственные бассейновые управления водных путей издают соответствующие приказы об открытии (весной) и закрытии (осенью) навигации на определенных участках бассейнов рек. Сроки действия обстановки и количество дней отражаются в статистических отчетах формы № 21-ВТ, которые подшиваются в ежегодный технический отчет и хранятся постоянно. Период же с даты выхода конкретного судна в плавание по дату возвращения и подготовке к отстою называется - эксплуатационным периодом судна. Для определенной категории работников действующим законодательством периоды работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, могут исчисляться в льготном порядке. Так, в соответствии с пунктом 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27,28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002г., периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течении полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год. В границах ФГУ «Волжского бассейнного управления» ограниченный период навигации. В частности, согласно Архивной справке Государственного учреждения Центральный Архив Нижегородской области № от ДД.ММ.ГГГГ и данных ФГУ «Волжское Государственное Бассейновое Управление водных путей и судоходства» № от ДД.ММ.ГГГГ навигационные периоды за оспариваемые годы:с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГСравнивая данные периоды с периодами работы Андросова С.А., который истец простит зачесть за полные годы работы, видно, что истцом в эти годы полные навигационные периодыв качестве плавсостава не отработаны. Указывая в исковом заявлении периоды навигации судна, истец путает их с периодами эксплуатации судна, которые не являются определяющими при расчете стажа работы. В некоторых случаях по причинам, независящим от работника, начало и окончание навигации в районе проведения работ не совпадают соответственно с датой выхода судна в рейс и датой возвращения его по завершении работ в порт приписки. Например, в связи с тем, что не все суда одновременно могут выйти в рейс, издаются приказы о вводе конкретных судов в эксплуатацию, в которых указываются разные даты их выхода в рейс, и приказы о подготовке судов к отстою, в соответствии с которыми суда могут возвращаться в порт на 5-10 дней раньше закрытия навигации. При подсчете стажа на соответствующих видах работ, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, периоды таких работ, выполняемых постоянно в течении полного рабочего дня, исчисляются в календарном порядке. В соответствии с Трудовым кодексом РФ, (статья 293 в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года №-90-ФЗ), сезонными работниками признаются работы, которые в силу климатических и иных природных явлений выполняются в течении определенного периода (сезона), не превышающего, как правило, шести месяцев. Причем перечни сезонных работ, в том числе отдельных сезонных работ, проведение которых возможно в течение периода(сезона), превышающего шесть месяцев, и максимальная продолжительность указанных отдельных сезонных работ определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства. 17.06.2009 года Профсоюз работников водного транспорта РФ и Росморречфлот заключили Федеральное отраслевое соглашение по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2009-2012 годы. Данное соглашение устанавливает общие условия оплаты и охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии, компенсации и льготы для работников. Согласно п. 5.2. указанного соглашения, под работой в течении полного навигационного периода понимается выполнение работы в качестве плавсостава в течении не менее 180 календарных дней при эксплуатации судов в условиях неограниченного периода навигации и не менее 80 процентов официальной продолжительности навигационного периода, определенного в установленном порядке на отдельных участках соответствующих бассейнов, при эксплуатации судов в условиях ограниченного периода навигации». Принимая во внимание Федеральное соглашение, стаж с особыми условиями труда составляет <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней, при этом работа в плавсоставе - <данные изъяты> л.<данные изъяты> мес. <данные изъяты> дня, (без учета справки (<данные изъяты>), которая в УПФР не предоставлялась) + <данные изъяты> год <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дней -работа по Списку № 2. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет; мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: работы с тяжелыми условиями труда ( п. 2); работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), ( п. 9). Суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 9, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона; к периодам работы, указанной в подпункте 9, - периодов работ, указанных в подпункте 2. Период работ Андросова С.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ УПФ РФ по Борскому району зачло в специальный стаж, как работу с тяжелыми условиями труда. С ДД.ММ.ГГГГ Андросов С.А. был принят мотористом-рулевым на теплоход «<данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ откомандирован в распоряжение <данные изъяты>, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности моториста-рулевого т/х «<данные изъяты>». Данные суда не относились к портовым, постоянно работавшим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородным и внутригородского сообщения, а относились к <данные изъяты> флоту, что подтверждается справкой, уточняющей особый характер работ истца от ДД.ММ.ГГГГ №. УПФ РФ по Борскому району, исходя из пояснений представителя ответчика заседании, считает возможным зачесть в специальный стаж истца периоды навигаций <данные изъяты> г., <данные изъяты> г., <данные изъяты> г., <данные изъяты> г., <данные изъяты>, <данные изъяты> г. как полные годы работы в плавсоставе, т.е. полных <данные изъяты> лет. Остальные периоды работы истца в <данные изъяты>., <данные изъяты> г., <данные изъяты> г., <данные изъяты> г., <данные изъяты> г., <данные изъяты> г., <данные изъяты> г., УПФ РФ по Борскому району зачло в специальный стаж истца по фактической продолжительности работы в плавсоставе судов <данные изъяты> флота, куда входят периоды навигации судов, на которых работал истец, периоды отгулов и очередных отпусков. Данный расчет является верным, за исключением периода работ <данные изъяты> года, по следующим основаниям. На основании ранее действующего законодательства, и на основании ныне действующих норм закона, лицам, работающим в плавсоставе на судах <данные изъяты> флота в течение полного навигационного периода, данные периоды работы засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии за полный год работы. Под плавсоставом следует понимать экипаж судна, который состоит из капитана, других лиц командного состава и судовой команды. Ранее действующее законодательство не содержало четкого понятия полного навигационного периода, при этом понятие "сезонной работы" содержит ст. 293 ТК РФ. Сезонными признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего шести месяцев. При этом навигационные периоды в Нижегородской области определялись Приказами Волжского объединенного речного пароходства (ОАО СК «Волжское пароходство»), и УПФ РФ по Борскому району, определяя полный навигационный период для речного флота, руководствовалось данными приказами. Как правило, периоды навигации, установленные вышеназванными приказами, не совпадали с периодами навигации конкретных судов, на которых осуществлял работу плавсостав. В 2006 году в ч.2 ст. 293 ТК РФ были внесены изменения, согласно которых перечни сезонных работ, в том числе отдельных сезонных работ, проведение которых возможно в течение периода (сезона), превышающего шесть месяцев, и максимальная продолжительность указанных отдельных сезонных работ определяются отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне социального партнерства. В соответствии с п. 5.2 Федерального отраслевого соглашения по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта РФ на 2009-2012 г., под работой в течение полного навигационного периода понимается выполнение работы в качестве плавсостава в течение не менее 180 календарных дней при эксплуатации судов в условиях неограниченного периода навигации и не менее 80 процентов официальной продолжительности навигационного периода, определенного в установленном порядке на отдельных участках соответствующих бассейнов, при эксплуатации судов в условиях ограниченного периода навигации. Суд считает, что положения указанного межотраслевого соглашения можно распространить на периоды работы истца, предшествующие принятию названного соглашения, поскольку оно улучшает положение истца по сравнению с той позицией, которая была принята УПФ РФ по Борскому району при отказе Андросову С.А. в назначении пенсии в связи с работой в плавсоставе, исходя из законодательства, не определяющего четкого понятия полного навигационного периода. При указанных обстоятельствах, за год работы необходимо принять периоды навигации, полностью отработанные Андросовым С.А.: в <данные изъяты> г. (отработана навигация с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. <данные изъяты> дней, навигация установленная пароходством - <данные изъяты> дней, т.е. отработано более 83 % официальной продолжительности навигационного периода,); в <данные изъяты> году, - отработано 83 %; в <данные изъяты> году - отработано 89 % ; в <данные изъяты> году - отработано 83%, (согласно расчета представленного ответчиком). в <данные изъяты> г., отработано - 100 %, и данные периоды зачтены ответчиком в специальный стаж истца как полные годы работы. Итого <данные изъяты> полных лет. Остальные периоды работы истца подлежат зачету в его специальный стаж по фактической продолжительности работы, (как это сделано ответчиком), т.е. навигационного периода, отгулов и отпусков. Исходя из указанного расчета, на момент обращения Андросова С.А. в УПФ РФ по Борскому району с заявлением о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой в плавсоставе у него имелся специальный стаж <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, что недостаточно для признания за истцом права на досрочное назначение трудовой пенсии. В соответствии со ст. 19 Закона РФ « О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При указанных обстоятельствах, требования истца подлежат частичному удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л Иск Андросова С.А. удовлетворить частично. Зачесть в специальный стаж Андросова С.А. дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой в плавсоставе на судах <данные изъяты> флота периоды работы в должностях <данные изъяты> на судах <данные изъяты> флота периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В остальной части иска Андросову С.А. отказать. Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд через Борский горсуд в течение 10 дней. Судья Блохина С.П. Решение в кассационном порядке не обжаловано и вступило в законную силу