Дело 2-1804/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 31 августа 2011года Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Кандалиной А.Н., с участием пом. прокурора Косолаповой И.Ф., при секретаре Макуловой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга детей - инвалидов к МДОУ детский сад комбинированного вида № «<данные изъяты>», третье лицо: Государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения города Бор Нижегородской области» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области обязать обеспечить беспрепятственный доступ в здание детского сада путем сооружения пандуса и поручней при входе в здание детского сада в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-101-99 «требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» до 1 мая 2012 года У С Т А Н О В И Л : Борский городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга детей обратился в Борский городской суд с заявлением к МДОУ детский сад комбинированного вида № «<данные изъяты>», третье лицо: Государственное казенное учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения города Бор Нижегородской области» Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области обязать обеспечить беспрепятственный доступ в здание детского сада путем сооружения пандуса и поручней при входе в здание детского сада в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-101-99 «требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», в ходе судебного заседания требования были уточнены в отношении сроков исполнения - до 1 мая 2012 года. В обоснование исковых требований помощник прокурора Косолапова И.Ф. в судебном заседании пояснила суду, что Борской городской прокуратурой проведена проверка в сфере обеспечения прав детей - инвалидов на безбарьерную среду жизнедеятельности. Так, в ходе проведенной проверки установлено, при входе в здание детского сада комбинированного вида № «<данные изъяты>», расположенное по адресу:.г.Бор, ул.<адрес> отсутствуют пандус и поручни, тем самым условия для безпрепятственного доступа в здание детям - инвалидам не созданы. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Во исполнение требований ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения». Основными документами в системе названных нормативных документов являются: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и соооружений с учетом доступности для маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999 № 73; строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73 и введенных в действие с 01 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001). К СНиП 35-21-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям». Указанный объект недвижимости закреплен на праве оперативного управления за МДОУ детский сад комбинированного вида № «<данные изъяты>». Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001, при входе в здание детского сада отсутствуют пандус и поручни. Данное нарушение требований закона существенно нарушает права детей - инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. В силу ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Настоящее заявление предъявляется прокурором в интересах неопределенного круга лиц, поскольку круг детей - инвалидов, которые не могут воспользоваться услугами МДОУ детский сад комбинированного вида № «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес> определить не представляется возможным. Представитель Ответчика Тумашук Л.П. ( заведующая МДОУ детского сада комбинированного вида № «<данные изъяты>» ) - с иском не согласна, пояснив, что отсутствует финансирование для данных целей, не понимает целесообразности установки пандусов поскольку детей-инвалидов в детском саду не зарегистрировано. Представитель 3- лица Управление социальной защиты населения города Бор Нижегородской области - Новожилов М.М. (по доверенности) полностью поддерживает исковое заявление. Третье лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области в зал судебного заседания не явились, о дне и месте слушания дела извещены надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Исследовав материалы дела, заслушав прокурора, стороны, суд приходит к следующему: За МДОУ детский сад комбинированного вида № «<данные изъяты>» закреплено муниципальное имущество на праве оперативного управления нежилое отдельно стоящее здание расположенное по адресу:<адрес> Согласно ст.296 ГК РФ: 1. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом…, распоряжаются этим имуществом…. (п. 1 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ) Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что учреждение МДОУ детский сад комбинированного вида № «<данные изъяты>» за которым закреплено имущество на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом. В пункте Устава 4.1 Детский сад владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом….(л-<данные изъяты>). Совместной проверкой Борской городской прокуратуры и Управлением социальной защиты населения Борского района было установлено, что при входе в здание МДОУ детский сад комбинированного вида № «<данные изъяты>» отсутствуют пандус и поручни, таким образом условия для беспрепятственного доступа в вышеуказанное здание, не созданы. Данный факт подтверждается справкой по итогам проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГ.(л-<данные изъяты>). В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Во исполнение требований ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других мало-мобильных групп населения», а именно: Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 №73; Строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для мало-мобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 №73 и введенных в действие с 01 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001). К СНиП 35-01-2001 разработаны своды правил: СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания сооружения доступные, мало-мобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания помещения с местами труда для инвалидов». Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 при входе в здание, расположенного по адресу: <адрес> отсутствуют пандусы и поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2). Социальная защита инвалидов закреплена в Конституции Российской Федерации. Детский сад обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет (согласно устава), и категоря детей составляет: для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей (л-<данные изъяты>) согласно Устава, тем самым наиболее приближен к населению и в пределах своих полномочий участвует в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Тем самым необходимо создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов. Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступающего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (например, СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"). Суд не может согласиться с доводами ответчиков в связи с тем., что отсутствует финансирование, поскольку в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов МДОУ детский сад комбинированного вида № «<данные изъяты>» вправе рассчитывать на оказание им органом местного самоуправления финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства органам местного самоуправления из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 7, статья 72, пункт "ж" части 1, статья 133 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; преамбула, часть третья статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Также суд не может согласиться с доводами в том, что нецелесообразна установка пандусов поскольку детей-инвалидов в детском саду не зарегистрировано. Само по себе отсутствие финансирования и доводы о нецелесообразности установки пандусов не может служить основанием для неисполнения требований ст.15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» поскольку нарушаются права инвалидов, и с учетом принципа разумности и справедливости, требований Конституции РФ, данное заявление должно подлежать удовлетворению, поскольку планировка МДОУ детский сад комбинированного вида «<данные изъяты>» позволяет осуществить эти работы по устройству пандуса и поручней, данный факт подтверждается служебной запиской и договором № на проведение проектно-конструкторских работ от ДД.ММ.ГГГГ Доводы ответчиков не может быть судом принято во внимание, поскольку инвалид не должен ощущать на себе ограничения в его жизнедеятельности и должен быть обеспечен равными возможностями к доступу в данное помещение и должен действовать также принцип равенства прав граждан и следует использовать средства таким образом, чтобы каждый имел равные возможности для участия в жизни общества, в данном случае беспрепятственном доступе в МДОУ детский сад комбинированного вида № «<данные изъяты>». В данном случае отсутствие пандусов и поручней является нарушением требований закона, что существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление Борского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга детей - инвалидов к МДОУ детский сад комбинированного вида № «<данные изъяты>» обязать обеспечить беспрепятственный доступ в здание детского сада путем сооружения пандуса и поручней при входе в здание детского сада удовлетворить. Обязать МДОУ детский сад комбинированного вида № «<данные изъяты>» обеспечить беспрепятственный доступ в здание детского сада путем сооружения пандуса и поручней при входе в здание детского сада в соответствии с требованиями Свода правил по проектированию и строительству СП 31-101-99 «требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», Строительными нормами и правилами СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» в срок до 1 мая 2012 года. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Борский суд в течение 10 дней, начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Судья Кандалина А.Н. Решение в кассационном порядке не обжаловано и вступило в законную силу