Решение по иску об обязании разработать нормативы предельно-допустимых выбросов в атмосферу и получить специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу на газовые котельные



Дело № 2-2207/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 октября 2011 года Борский городской суд Нижегородской области

в составе председательствующего судьи Машкиной Е.В.

прокурора Косолаповой И.Ф.,

с участием представителя ответчика Леонтьевой Е.В.,

при секретаре Вьюгиной Р.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации и прав граждан на благоприятную окружающую среду к ООО <данные изъяты> об обязании разработать нормативы предельно-допустимых выбросов в атмосферу и получить специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу на газовые котельные, расположенные в ТЦ <данные изъяты> по адресу: <адрес> в Центральном рынке по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л :

Борский городской прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и прав граждан на благоприятную окружающую среду к ООО <данные изъяты> об обязании разработать нормативы предельно-допустимых выбросов в атмосферу и получить специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу на газовые котельные, расположенные в ТЦ <данные изъяты> по адресу: <адрес> в Центральном рынке по адресу: <адрес>.

В обоснование иска помощник прокурора Косолапова И.Ф. в судебном заседании указала, что ДД.ММ.ГГГГ Борской городской прокуратурой проведена проверка совместно с Отделом государственного экологического контроля и охраны окружающей среды соблюдения законодательства об охране окружающей среды следующих объектов: ТЦ <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> Центральный рынок, расположенный по адресу: <адрес>.

При проверке указанных объектов выявлены нарушения действующего законодательства РФ.

Согласно п.1.1 агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ принципалы (ООО <данные изъяты>, ООО <данные изъяты>, ООО <данные изъяты>) поручают агенту (ООО <данные изъяты>) осуществить от своего имени и за счет принципалов юридические и иные действия, связанные с управлением и эксплуатацией недвижимого имущества - нежилого здания, указанного в п.1.2 настоящего договора, поступающего в общую долевую собственность принципалов, и организацией работы, расположенного в нем Торгового центра с коммерческим обозначением <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с агентским договором от ДД.ММ.ГГГГ принципалы (Борское районное потребительское общество, ООО <данные изъяты>, ИП К.А.Н, А.В.Г) поручают агенту (ООО <данные изъяты>): осуществлять от своего имени за счет принципалов юридические и иные действия, связанные с эксплуатацией недвижимого имущества - здания Борского центрального рынка, расположенного по адресу: <адрес>, часть которого поступает в общую долевую собственность принципалов; осуществлять от своего имени за счет принципалов юридические и иные действия, связанные с управлением и организацией работы розничного универсального рынка в части здания Борского центрального рынка, поступающей в общую долевую собственность принципалов.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологически правонарушением.

Согласно ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством РФ.

За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными нарушениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством РФ.

Положениями ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ст.1 указанного закона благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст.3 данного закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В ходе проведения проверки в ТЦ <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, установлено, что у ООО <данные изъяты> имеется газовая котельная. При сжигании газа в атмосферный воздух поступают следующие загрязняющие вещества: азот диоксид, углерод окись, бензапирен,, азот оксид. Специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу на указанную котельную у ООО <данные изъяты> отсутствует, нормативы предельно-допустимых выбросов в атмосферу не разработаны, в нарушение ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Аналогичные нарушения выявлены в Центральном рынке, расположенном по адресу: <адрес>.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

Кроме того, в соответствии с п.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.

В судебном заседании пом. прокурора Косолапова И.Ф. уточнила исковые требования, просит суд обязать ответчика ООО <данные изъяты> разработать нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу и получить специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу на газовые котельные, расположенные в ТЦ <данные изъяты> по адресу: <адрес> в Центральном рынке по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель ООО <данные изъяты> Леонтьева Е.В. с исковыми требованиями прокурора согласна полностью. Согласна разработать нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу и получить специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу на газовые котельные, расположенные в ТЦ <данные изъяты> по адресу: <адрес> в Центральном рынке по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. ООО <данные изъяты> заключило договор от ДД.ММ.ГГГГ о разработке проектов предельно допустимых выбросов в атмосферу с ООО <данные изъяты>

Представитель третьего лица - Нижегородского межрайонного отдела государственного экологического контроля и охраны окружающей среды Волков С.В. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ иск Борского городского прокурора поддержал.

Заслушав мнение сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

ДД.ММ.ГГГГ Борской городской прокуратурой проведена проверка совместно с Отделом государственного экологического контроля и охраны окружающей среды соблюдения законодательства об охране окружающей среды следующих объектов: ТЦ <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>; Центральный рынок, расположенный по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается справкой по результатам проведения проверки соблюдения природоохранного законодательства предприятием ООО <данные изъяты> (л.д. ).

В ходе проведения проверки в ТЦ <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>, установлено, что у ООО <данные изъяты> имеется газовая котельная. При сжигании газа в атмосферный воздух поступают следующие загрязняющие вещества: азот диоксид, углерод окись, бензапирен,, азот оксид. Специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу на указанную котельную у ООО <данные изъяты> отсутствует, нормативы предельно-допустимых выбросов в атмосферу не разработаны, в нарушение ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Аналогичные нарушения выявлены в Центральном рынке, расположенном по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологически правонарушением.

Согласно ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством РФ.

За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством РФ о налогах и сборах.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными нарушениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством РФ.

Положениями ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В силу ст.1 указанного закона благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со ст.3 данного закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Согласно агентского договора от ДД.ММ.ГГГГ принципалы (ООО <данные изъяты> ООО <данные изъяты>, ООО <данные изъяты>) поручают агенту (ООО <данные изъяты>) осуществить от своего имени и за счет принципалов юридические и иные действия, связанные с управлением и эксплуатацией недвижимого имущества - нежилого здания, указанного в п.1.2 настоящего договора, поступающего в общую долевую собственность принципалов, и организацией работы, расположенного в нем Торгового центра с коммерческим обозначением <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>(л.д.).

В соответствии с агентским договором от ДД.ММ.ГГГГ принципалы (Борское районное потребительское общество, ООО <данные изъяты>, ИП К.А.Н, А.В.Г) поручают агенту (ООО <данные изъяты>): осуществлять от своего имени за счет принципалов юридические и иные действия, связанные с эксплуатацией недвижимого имущества - здания Борского центрального рынка, расположенного по адресу: <адрес>, часть которого поступает в общую долевую собственность принципалов; осуществлять от своего имени за счет принципалов юридические и иные действия, связанные с управлением и организацией работы розничного универсального рынка в части здания Борского центрального рынка, поступающей в общую долевую собственность принципалов (л.д.).

Согласно свидетельств о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ (запись регистрации ), здание (многофункциональное здание), общей площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный номер , литер <данные изъяты>, этажность: 3, тех.этаж, расположенное по адресу: <адрес>, закреплено на праве общей долевой собственности за ООО <данные изъяты>, ООО <данные изъяты>, <данные изъяты> (л.д.).

Отсутствие нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу и специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу на газовую котельную, расположенную по адресу: <адрес> не соответствует требованиям ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Суд находит, что данное нарушение требований закона ответчиком существенно ущемляет права граждан на благоприятную окружающую среду, нарушает принцип обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора об обязании ответчика ООО <данные изъяты> разработать нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу и получить специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу на газовые котельные, расположенные в ТЦ <данные изъяты> по адресу: <адрес> в Центральном рынке по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Борского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации и прав граждан на благоприятную окружающую среду удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью <данные изъяты> (ИНН , ОГРН , дата государственной регистрации юридического лица ДД.ММ.ГГГГ) разработать нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферу и получить специальное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу на газовые котельные, расположенные в ТЦ <данные изъяты> по адресу: <адрес> в Центральном рынке по адресу: <адрес>, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Борский городской суд в течение 10 дней.

Судья: Е.В.Машкина. Подпись. Верно.

           С У Д Ь Я :                                                       Е.В.Машкина

Решение в кассационном порядке не обжаловано и вступило в законную силу