Решение по иску о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии



                                                             Р Е Ш Е Н И Е                              2-234/2012

                                              Именем Российской Федерации

20 февраля 2012 года                  

Борский городской суд Нижегородской области, в составе председательствующего судьи Блохиной С.П., при секретаре Харкиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шалагановой Т.А к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ городского округа г. Бор Нижегородской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии,

                                                       У С Т А Н О В И Л

       ДД.ММ.ГГГГ Шалаганова Т.А. обратилась в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ городского округа г. Бор Нижегородской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

       В назначении указанной пенсии Шалагановой Т.А. было отказано из-за недостаточности специального стажа лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, при этом не был зачтен в специальный стаж период ее работы в должности <данные изъяты> в Муниципальном центре помощи населению, в ГУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Борского района» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, (в том числе периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), поскольку Списками должностей и учреждений, утвержденными Постановлениями Правительства от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные учреждения не предусмотрены.

Также не были зачтены в специальный стаж Шалагановой Т.А. периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как не предусмотренные Постановлением Правительства № 29 от 22.05.1996 г. и Постановлением Правительства № 516 от 11.07.2002 г.

Кроме того, из специального стажа Шалагановой Т.А. был исключен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком - ДД.ММ.ГГГГ, поскольку он имел место после вступления в силу изменений, внесенных в ст. 167 КЗоТ РСФСР, вступивших в силу 6.10.92 г.

       Таким образом, ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ городского округа г. Бор Нижегородской области зачло в специальный стаж истца <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня, при требуемой выслуге <данные изъяты> лет, и <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней при требуемой выслуге 30 лет.

Считая отказ в назначении пенсии незаконным, Шалаганова Т.А. обратилась в суд с иском, где просит включить в стаж, дающий право на досрочное назначении трудовой пенсии в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, периоды: работы в должности <данные изъяты> в Муниципальном центре помощи населению и в ГУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Борского района» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, включая курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности <данные изъяты> в дневном стационаре на <данные изъяты> ставки и <данные изъяты> в <данные изъяты> подстанции станции скорой медицинской помощи на <данные изъяты> ставки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и признать за ней право на досрочное назначении трудовой пенсии, а также назначить указанную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании представитель истца Лукьянова Н.Ю. иск поддержала, пояснив также, что истец просит рассматривать ее право на досрочное назначение трудовой пенсии при наличии 25-летнего стажа работы в сельской местности.

Представитель УПФ РФ по Борскому району Мухина А.В. иск Шалагановой Т.А. не признала, поддержав позицию, изложенную в письме ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ городского округа г. Бор Нижегородской области об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии (л.д. ).

       Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 того же закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности, либо не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

       Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шалаганова Т.А. работала в должности <данные изъяты> участковой больницы <данные изъяты> и врачебной амбулатории <данные изъяты>. Данный период был зачтен ответчиком в специальный стаж истца в льготном исчислении.

      В вышеуказанный период Шалаганова Т.А. находилась в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в отпуске по уходу за ребенком.

Ответчиком исключен из специального стажа истца один день отпуска по уходу за ребенком, а именно ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с этого дня вступил в силу Закон, отменяющий включение в специальный стаж периодов нахождения женщин в отпусках по уходу за ребенком.

Однако начало отпуска Шалагановой Т.А. по уходу за ребенком, имело место до вступления в силу ФЗ от 25.09.1992г. № 3543-1, и, начавшись с ДД.ММ.ГГГГ данный отпуск не прерывался вплоть до его окончания - до ДД.ММ.ГГГГ     

      Согласно части 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского состояния не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до его введения в действие, только в случаях, когда это предусмотрено законом.

      Обратная сила Федеральному закону № 3543-1 от 25.09.1991г. «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ» не придана, в связи с чем, распространение данного закона на правоотношения, возникшие до введения его в действие, нельзя признать обоснованным.

      Указанное соответствует положениям ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ.

      Таким образом, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ должен быть зачтен в ее специальный стаж.

      Кроме того, в соответствии с Информационным письмом Министерства труда и социального развития РФ № 7392-ЮЛ, от 4.11.02 г., период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

      Отпуск по уходу за ребенком подлежит включения в указанный стаж, на основании того, что в спорный период действовала ст. 167 КЗоТ РСФСР, которая предусматривала включение отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, (Информационное письмо Минтруда и социального развития РФ № 7392-ЮЛ от 4 ноября 2002 года).

Согласно Письма Министерства социальной защиты населения РФ от 27.11.95 г. № 4485/1-34, периоды нахождения женщин по уходу за ребенком до 6.10.92 г., (т.е. до вступления в силу Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в КЗОТ РФ»), могут засчитываться в льготный стаж, независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии.

     Поскольку Шалаганова Т.А. в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком находилась в период работы в должности <данные изъяты> в больницах, расположенных в сельской местности и этот период зачтен ответчиком в специальный стаж истца в льготном исчислении, соответственно и периоды нахождения истца в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком, должны исчисляться в том же порядке, что и время работы, и засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, так как, предусматривая возможность включения периодов указанных отпусков в специальный стаж, подлежащее применению законодательство не содержало и не содержит каких-либо ограничений и оговорок по поводу зачисления указанных периодов в стаж в льготном исчислении.

       Таким образом, периоды нахождения Шалагановой Т.А. в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат зачету в ее специальный стаж, в льготном исчислении, т.е. дополнительно к зачтенному периоду еще <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней.

       Кроме того, работая в вышеуказанных должностях, Шалаганова Т.А. находилась на курсах повышения квалификации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

       Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

То есть, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Периоды работы Шалагановой Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачтены в специальный стаж в льготном исчислении, и поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением заработной платы, то они, как работа, на которую работник направляется по поручению работодателя, должны быть включены в специальный стаж в льготном исчислении.

        Таким образом, период нахождения истца на курсах повышения квалификации в данный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в ее специальный стаж, в льготном исчислении, т.е. <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дней.     

По утверждению истца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности <данные изъяты> в дневном стационаре на <данные изъяты> ставки и <данные изъяты> в <данные изъяты> подстанции станции скорой медицинской помощи на <данные изъяты> ставки.

Данные периоды истец просит включить в ее специальный стаж в льготном исчислении.

Из письма УПФ РФ городского округа г. Бор Нижегородской области,      период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в стаж работы Шалагановой Т.А., дающий право на досрочное назначение пенсии, ( т.е. включая период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).     

Что касается периода работы в должности <данные изъяты> на <данные изъяты> ставки, и <данные изъяты> на <данные изъяты> ставки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то он не подлежит включению в специальный стаж истца, поскольку доказательств, свидетельствующих о работе истца в указанный период, суду не представлено. В трудовой книжке истца периоды данной работы также не указаны.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шалаганова Т.А. работала в должности <данные изъяты> в Муниципальном центре помощи населению и в ГУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Борского района». Данный период не был включен в стаж Шалагановой Т.А., дающий ей право на досрочное назначение пенсии, поскольку Списками должностей и учреждений, утвержденными Постановлениями Правительства № 464 от 06.09.1991 года, № 1066 от 22.09.1999 года, № 781 от 29.10.2001 года вышеуказанное учреждение не предусмотрено.

Данная позиция ответчика является верной по следующим основаниям.

Учреждение, в котором работала в спорный период истец, не указано в Списках учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии.

       Согласно Справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Шалагановой Т.А. ГУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Борского района», подтверждающей факт работы истца в должности <данные изъяты>, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, указано, что учреждение, в котором работала истец, относится к государственному учреждению, однако оно не является учреждением здравоохранения. В то время как право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения наступает только в случаях работы лица в учреждениях здравоохранения, ( ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях»).

ГУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Борского района», был привлечен к участию в деле в качестве 3-го лица, чтобы подтвердить обоснованность выдачи им справки Шалагановой Т.А., уточняющей ее работу в должностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, однако представитель указанного учреждения в судебное заседание не явился и вышеназванная справка была отозвана, как необоснованно выданная, о чем свидетельствует письмо директора ГБУ «ЦСОГПВИИ г. Бор» от ДД.ММ.ГГГГ .

При указанных обстоятельствах, период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, (в том числе периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), не подлежат зачету в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Также не подлежат удовлетворению требования истца о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с учетом периодов работы, зачтенных в специальный стаж истца судом и ответчиком, у Шалагановой Т.А. на указанную дату отсутствовал стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности, либо не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, а в соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На момент рассмотрения дела в суде, у Шалагановой Т.А. также отсутствует стаж, необходимый для назначения пенсии досрочно.

       На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                 Р Е Ш И Л :

       Иск Шалагановой Т.А удовлетворить частично.

       Зачесть в стаж Шалагановой Т.А, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды: нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в отпуске по уходу за ребенком - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в льготном исчислении, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.

           В удовлетворении требований Шалагановой Т.А. о зачете в ее специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, (в том числе периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), а также о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, отказать.         

       Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский облсуд через Борский горсуд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Блохина С.П.

Решение не обжаловано и вступило в законную силу