Решение по иску о понуждении заключить основной договор купли -продажи



Дело 2-1094/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 сентября 2012 года Борский городской суд Нижегородской области

в составе председательствующего судьи Машкиной Е.В.,

при секретаре Туляковой Е.С.,

с участием представителя истца - Богдашевой И.В., представителя ответчика - Тумановой Н.И., адвоката Медведева В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корнилова А.А. к Кабанову Д.И. о понуждении заключить основной договор купли- продажи,

Установил:

        Истец Корнилов А.В. обратился в суд с иском к Кабанову Д.И. о понуждении заключить основной договор купли- продажи.

         Истец Корнилов А.А. в суд не явился, о дне слушания извещен должным образом. От него поступило письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

          Представитель истца по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Богдашева И.В. исковые требования поддержала и в обоснование исковых требований пояснила суду, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком был заключен предварительный договор купли- продажи ценных бумаг. В соответствии с п. 4.1. Предварительного договора договор содержит основные с точки зрения сторон условия будущего основного договора купли- продажи ценных бумаг.

         Согласно п.4.2. основной договор стороны обязалась заключить договор не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

           В сроки, установленные предварительным договором, истец обратился к ответчику с уведомлением о готовности заключить основной договор купли- продажи, а также о своей готовности зачислить ценные бумаги на счет ответчика. Однако, со стороны ответчика не последовало какого- либо ответа, основной договор купли- продажи был оставлен без замечаний и предложений. Истец полагает, что ответчик необоснованно уклоняется от заключения основного договора купли- продажи.

             Истец считает, что обязательство, предусмотренное предварительном договором, прекращено не было, в связи с чем обратился в суд и просит обязать ответчика заключить основной договор купли- продажи ценных бумаг на условиях, указанных в предварительном договоре купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

             Ответчик Кабанов Д.И. в суд не явился, о дне слушания извещен должным образом. От ответчика поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

             Представитель ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Туманова Н.И. иск не признала и пояснила суду, что заключая предварительный договор купли- продажи акций ОАО « <данные изъяты>» ответчик полагал, что получит прибыль. Однако, после подписания предварительного договора выяснилось, что ОАО « <данные изъяты>» существует задолженность перед кредиторами, на часть объектов не зарегистрировано право собственности. После выяснения указанных обстоятельств, ответчик направил по электронной почте истцу предложение о расторжении предварительного договора. Получив устное согласие стороны, стороны стали вести устные переговоры о расторжении предварительного договора. Ответчик не получал от истца уведомлений о расторжении предварительного договора купли- продажи.

              Ответчик направил ДД.ММ.ГГГГ истцу телеграмму о расторжении предварительного договора купли- продажи, где указал, что в случае неполучения ответа в течение одного дня с момента получения предложения, договор считается расторгнутым с ДД.ММ.ГГГГ.

             В связи с изложенным ответчик полагает, что предварительный договор купли- продажи расторгнут.

             Кроме того, ответчик полагает, что основной договор не может быть заключен, поскольку произошло существенное изменение обстоятельств- объявление ОАО « <данные изъяты>» банкротом и введение в отношении него конкурсного производства.

             Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

       В силу ст. 421 ГК РФ Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

      Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

        Свобода заключения договора и отсутствие понуждения к заключению договора означают, что субъекты гражданского права сами решают, заключать им или нет тот или иной договор, поскольку никто их них не обязать вступать в договорные отношения против своей воли. Принудительное заключение договора допускается лишь как исключение, прямо предусмотренное либо законом, либо добровольно принятым на себя обязательством ( ст. 429 ГК РФ).

        В силу ст. 429 ГК РФ По предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.

        2. Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.

3. Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора.

4. В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.

Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.

5. В случаях, когда сторона, заключившая предварительный договор, уклоняется от заключения основного договора, применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

6. Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор.

Под предварительным договором понимается такое соглашение сторон, которым они устанавливают взаимное обязательство заключить в будущем основной договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг на условиях предусмотренных предварительном договором.

Предварительный договор порождает юридическую связанность сторон : каждая из сторон приняла на себя обязанность в будущем заключить основной договор на условиях, указанных уже в предварительном договоре.

С заключением предварительного договора у сторон возникает только одно право и только одна обязанность - заключить основной договор. Заключение предварительного договора не может повлечь перехода права собственности, возникновения обязательства по передаче имущества или оказанию услуг.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Заключив предварительный договор купли-продажи жилого помещения, О.И. тем самым выразила свою волю на покупку имущества и приняла на себя обязательство по заключению основного договора, которое должно быть исполнено в соответствии с положениями ст. 309 ГК Российской Федерации.

Как следует из статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара (п. 3 ст. 455 ГК РФ).

Согласно ст. 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

          В суде установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком был заключен предварительный договор купли- продажи ценных бумаг: <данные изъяты> штук акций обыкновенных именных ОАО « <данные изъяты>» стоимостью <данные изъяты> за каждую акцию, всего на общую сумму <данные изъяты>. В соответствии с п. 4.1. Предварительного договора договор содержит основные с точки зрения сторон условия будущего основного договора купли- продажи ценных бумаг.

         Согласно п.4.2. основной договор стороны обязалась заключить договор не позднее ДД.ММ.ГГГГ ( л.д. 44).

          Суд полагает, что с учетом требований указанных норм следует, что сторонами в предварительном договоре определены индивидуализирующие признаки, позволяющие установить имущество, подлежащее в будущем купле-продаже в рамках основного договора.

Предварительный договор отвечает требованиям пунктов 1 - 3 статьи 429, статьи 554 ГК РФ, поскольку в предварительном договоре предусмотрены все характеристики предмета договора, подлежащего продаже ответчику по основному договору купли-продажи, а также цена предмета договора, т.е. предмета основного договора купли-продажи. Также на основании п. 2 предварительного договора указана цена предмета договора и порядок расчета.

Представитель ответчика не оспаривает факта подписания предварительного договора от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком Кабановым Д.И.

Факт принадлежности указанных акций истцу Корнилову А.А. подтверждается выпиской из реестра владельцев именных ценных бумаг ОАО « <данные изъяты>».

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец направил ответчику уведомление о готовности заключить основной договор купли- продажи ( л.д. 6-9). Однако, ответчик уклоняется от заключения основного договора купли- продажи.

Поскольку ответчик Кабанов Д.И. принял на себя обязательство по заключению договора купли- продажи ценных бумаг на оговоренных в предварительном договоре условиях, суд находит, что у него возникла обязанность исполнить надлежащим образом в соответствии с оговоренными условиями, т.е. в срок до ДД.ММ.ГГГГ заключить с Корниловым А.А. договор купли- продажи ценных бумаг.

В суде установлено и не отрицает представитель ответчика, что заключать основной договор купли- продажи ценных бумаг ответчик не желает ввиду существенного изменения обстоятельств.

Однако, в силу пункта 2 статьи 451 ГК РФ 2. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Однако, ответчик не представил суду доказательств, подтверждающих существенного изменения обстоятельств.

Ссылка ответчика на открытие процедуры банкротства не является существенным изменением обстоятельств, поскольку до заключения предварительного договора и в момент его заключения ответчик вправе был и имел возможность проверить и получить сведения, касающиеся финансового состояния ОАО « <данные изъяты>».

Более того, ответчик имел возможность предвидеть возникновение обстоятельств, способствующих возникновению дела о банкротстве ввиду открытости сведений о финансовом положении ОАО « <данные изъяты>».

Суд не соглашается с доводами представителя ответчика о том, что на сегодняшний день условия, согласованные сторонами не отвечают интересу ответчика ( извлечение прибыли по договору), из которого он исходил при заключении договора.

Принцип свободы договора предусматривает предоставление участникам гражданских правоотношений в качестве общего правила возможности по своему усмотрению решать вопрос о вступлении в договорные отношения с другими участниками и определять условия таких отношений, а также заключать договоры, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом. Заключив предварительный договор купли- продажи ценных бумаг, ответчик тем самым выразил свою волю на приобретение имущества и принял на себя обязательство по заключению основного договора, которое должно быть исполнено в соответствии с положениями статьи 309 ГК РФ,

Неполучение акционером ожидаемого дохода в виде части распределенной прибыли и иных благ от участия в обществе само по себе не может рассматриваться как нарушение прав акционера, поскольку участие в акционерном обществе предопределено рисковым характером предпринимательской деятельности последнего ( абз.3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ).

Также судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что невозможно заключить основной договор купли- продажи акций из-за того, что исполнение договора на тех условиях, которые в нем указаны приведут к возникновению ущерба у ответчика, поскольку указанные доводы носят предположительный характер и не подтверждают существенности изменения обстоятельств с момента заключения предварительного договора настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Суд находит, что доказательств, подтверждающих доводы ответчика о том, что он обращался устно к истцу с предложением о расторжении предварительного договора суду не представлено. Пояснения о том, что предложение направлялось по электронной почте, не являются доказательством, поскольку соглашение о расторжении договора должно быть совершено в той же форме, что и сам предварительный договор (пункт 1 ст. 452 ГК РФ).     

На основании вышеизложенного, суд исходит из того, что Кабанов Д.И., заключивший ДД.ММ.ГГГГ с Корниловым А.А. предварительный договор купли-продажи ценных бумаг, уклонился от подписания основного договора купли-продажи. Обязательство, предусмотренное предварительным договором, прекращено не было, в связи с истец Корнилов А.А. вправе требовать понуждения ответчика Кабанова Д.И. к заключению договора купли-продажи ценных бумаг на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Доводы представителя ответчика о том, что ответчик не получил уведомления о заключении основного договора купли- продажи не свидетельствует о том, что истец не направлял указанное уведомление ответчику, тем более, что истцом суду представлены доказательства о направлении указанного уведомления ответчику по адресу, указанному в предварительном договоре купли- продажи ценных бумаг.     

На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных истцом Корниловым А.А. исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Корнилова А.А. удовлетворить.

Возложить обязанность на Кабанова Д.И. заключить с Корниловым А.А. основной договор купли- продажи ценных бумаг (акций) ОАО « <данные изъяты>» в количестве <данные изъяты> штук, принадлежащих Корнилову А.А., на условиях предварительного договора купли- продажи ценных бумаг ( акций) от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Борский городской суд в течение месяца.

                

                      Судья:                                               Е.В. Машкина

Решение не вступили в законную силу.