Решение по иску об обязании предоставить информацию



Дело № 2-1747/ 2012                 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 сентября 2012 года Борский городской суд Нижегородской области

в составе председательствующего судьи Машкиной Е.В.,

при секретаре Туляковой Е.С.,

с участием истца Безрукова Н.В., представителя ответчика - Судариковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску      Безрукова Н.В. к ООО « ОЖКХ» о признании действий ( бездействий) ООО « ОЖКХ» в части предоставления информации, обязании предоставить информацию, взыскании компенсации морального вреда и штрафа,

                                        У С Т А Н О В И Л :

         Истец Безруков Н.В. обратился в Борский городской суд с иском к ООО « ОЖКХ» о признании действий ( бездействий) ООО « ОЖКХ» в части предоставления информации, обязании предоставить информацию, взыскании компенсации морального вреда и штрафа.

В суде истец поддержал исковые требования и в обоснование исковых требований пояснил суду, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в адрес генерального директора ООО « ОЖКХ» с запросами № <данные изъяты> о предоставлении ему информации о деятельности ООО « ОЖКХ» : экономическое обоснование себестоимости выполненных работ, а также финансово- экономическое обоснование тарифа за обслуживание общего имущества многоквартирного жилого <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с приложением калькуляции стоимости каждой работы ( услуги) в расчете на единицу измерения ( на 1 кв.м. общей площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном дома, на 1 погонный метр соответствующих инженерных сетей, на 1 метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).

Однако, в удовлетворении запроса и получении ответа ему было отказано. Истец полагает, что ответчик тем самым нарушил его права и просит в связи с этим признать незаконным бездействие ООО « ОЖКХ», выразившееся в оставлении обращения Безрукова Н.В. без ответа, обязать ООО « ОЖКХ» предоставить Безрукову Н.В. информацию в письменном виде, касающуюся <адрес> : экономическое обоснование себестоимости выполненных работ, а также финансово- экономическое обоснование тарифа за обслуживание общего имущества многоквартирного жилого <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с приложением калькуляции стоимости каждой работы ( услуги) в расчете на единицу измерения ( на 1 кв.м. общей площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном дома, на 1 погонный метр соответствующих инженерных сетей, на 1 метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).

Также истец просит взыскать с ответчика моральный вред <данные изъяты> рублей и штраф в размере <данные изъяты> удовлетворенной суммы.

Представитель ответчика Сударикова В.В. иск не признала и пояснила суду, что действительно ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ООО « ОЖКХ» с заявлением о предоставлении ему информации о деятельности ООО « ОЖКХ». В установленный законом срок информация ему была предоставлена письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Предоставление информации, касающейся экономического обоснования себестоимости выполненных работ не предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731. Финансово- экономическое обоснование тарифа за обслуживание общего имущества многоквартирного дома установлен органом местного самоуправления, в связи с чем в ответе на запрос было указано об указанных Постановлениях администрации Борского района на 2009, 2010, 2011 годы и сообщено, что они опубликованы в средствах массовой информации и являются общедоступными.

      Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

     Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации издало 23 сентября 2010 г. Постановление N 731, которым утвердило Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2012 N 94).

Согласно Стандарту управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общей информации об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы. При этом в пункте 11 Стандарта уточнено, какие сведения подлежат раскрытию в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а в пункте 13 Стандарта, какие сведения подлежат раскрытию в рамках информации о стоимости работ (услуг) управляющей организации.

Пунктом 2 данного постановления признано, что организации, осуществляющие на день вступления в силу настоящего Постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договоров управления многоквартирным домом, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления.

Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

В Пункте 10 постановления указано, что Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:

В рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, раскрытию подлежат следующие сведения:

а) услуги, оказываемые управляющей организацией в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, из числа услуг, указанных в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491;

б) услуги, связанные с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе:

услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов;

заключение от имени собственников помещений в многоквартирном доме договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций);

охрана подъезда;

охрана коллективных автостоянок;

учет собственников помещений в многоквартирном доме;

иные услуги по управлению многоквартирным домом.

В пункте 13 указанного постановления указано, что информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:

а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);

б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).

Согласно п. 5 Стандарта раскрытия информации, Управляющими организациями информация раскрывается путем: а) опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет; б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

В суде установлено, что истец Безруков Н.В. является собственником части встроенного в жилой дом помещения ( подвал нежилое) общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в адрес генерального директора ООО « ОЖКХ» с запросами <данные изъяты> о предоставлении ему информации о деятельности ООО « ОЖКХ». : экономическое обоснование себестоимости выполненных работ, а также финансово- экономическое обоснование тарифа за обслуживание общего имущества многоквартирного жилого <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с приложением калькуляции стоимости каждой работы ( услуги) в расчете на единицу измерения ( на 1 кв.м. общей площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном дома, на 1 погонный метр соответствующих инженерных сетей, на 1 метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).

Обращения Безрукова Н.В. было рассмотрено и в его адрес был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ .

Истец, ссылаясь на Стандарт, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 ( с изменениями от 6 февраля 2012 года) и Закон о защите прав потребителей просит предоставить информацию, касающуюся экономического обоснования себестоимости выполненных работ по дому <данные изъяты> <адрес> за 2009, 2010, 2011 г.г., а также финансово- экономическое обоснование тарифа за обслуживание общего имущества многоквартирного жилого <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако, с учетом того, что пункты 10, 13 Стандарта содержат исчерпывающий перечень информации, которую обязана раскрывать управляющая организация, суд находит, что требования истца в данной части удовлетворению не подлежат.

Истец также просил в своих запросах предоставить ему калькуляции стоимости каждой работы ( услуги) в расчете на единицу измерения ( на 1 кв.м. общей площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном дома, на 1 погонный метр соответствующих инженерных сетей, на 1 метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).

Ответчик в своем ответе на обращение истца указывает, что запрашиваемая им информация находится на сайте в сети Интернет( www. borgkh. ru ). Однако, законодателем представлена альтернатива в выборе размещения информации на сайте: на официальном сайте компании, либо на сайте органа исполнительной власти, либо на сайте органа местного самоуправления. Раскрытие информации о деятельности ответчик должен был произвести всеми указанными в пп. 1 - 3 п. 5 Стандарта способами, за исключением способа, указанного в пп. 4, не предполагающего предоставление информации без соответствующего запроса, поскольку только таким образом максимально возможному количеству заинтересованных лиц гарантируется возможность нахождения и получения интересующей их информации о деятельности ООО « ОЖКХ». Одного же размещения ответчиком информации в сети Интернет недостаточно, поскольку, таким образом лица, по каким-либо причинам лишенные возможности найти интересующую их информацию в сети Интернет, иным образом, кроме как посредством личного обращения в ООО « ОЖКХ» такую информацию получить не смогут.

Кроме того, Управляющая компания не предоставила суду сведений о размещении запрашиваемой информации в указанных средствах связи и информации, доказательств того, что на информационном сайте ООО « ОЖКХ» раскрыта вся необходимая информация ( предоставленная ответчиком на 2-х печатных листах якобы информация с сайта никем не заверена), истец же отрицает нахождении запрашиваемой информации на сайте сети Интернет.

На основании ч. 4 Стандарта отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.

Согласно ст. 21 данного Стандарта предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.

Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрено право потребителя на получение информации о деятельности управляющей организации и обязанность организации, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирными домами, по предоставлению соответствующей информации потребителям.

В связи с тем, что истец Безруков Н.В. обратился за информацией в ООО "ОЖКХ» - предприятие, осуществляющее управление и эксплуатацию многоквартирного дома, в котором он имеет право собственности, оставление его обращения без ответа нельзя признать обоснованным, поскольку в данном случае имеет место нарушение прав истца на получение достоверной информации о деятельности обслуживающей организации.

С учетом того, что Постановление Правительства N 731 от 23 сентября 2010 года "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", о применении которого настаивает заявитель, вступило в силу с 01 октября 2010 года и сведений о распространении его действия на предыдущее время не содержит, суд находит, что удовлетворению подлежат лишь требования о предоставлении указанной информации за 2011 год.

С учетом изложенного суд находит, что удовлетворению подлежат требования истца в части обязания ООО « ОЖКХ» предоставить Безрукову Н.В. информацию в письменном виде, касающуюся <адрес> : о стоимости каждой работы ( услуги) в расчете на единицу измерения ( на 1 кв.м. общей площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном дома, на 1 погонный метр соответствующих инженерных сетей, на 1 метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.) за 2011 год.

Из содержания ст. 7 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" следует, что моральный вред, нанесенный гражданину признанными незаконными действиями (решениями), возмещается в установленном ГК РФ порядке.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Поскольку суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия ООО "ОЖКХ", выразившееся в оставлении обращения Безрукова Н.В. без ответа, и о нарушении прав последнего на получение информации, то есть нарушении личных неимущественных прав истца, с ответчика в его пользу подлежит взысканию денежная компенсация причиненного морального вреда, которую суд с учетом степени нравственных страданий истца, требований разумности и справедливости считает необходимым определить в размере <данные изъяты> руб.

Согласно п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В силу пункта 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, и п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 « О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» с ответчика в пользу истца необходимо взыскать штраф в размере 50% от удовлетворенной суммы морального вреда, т.е. <данные изъяты> рублей.

Кроме того, с учетом требований ст. 103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать в государственный бюджет государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей, от уплаты которой истец был освобожден в силу ст. 89 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                        Р Е Ш И Л :

    Исковое заявление Безрукова Н.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ООО « ОЖКХ», выразившееся в оставлении обращения Безрукова Н.В.     без ответа.

Обязать ООО « ОЖКХ» г. Бор предоставить Безрукову Н.В. информацию, касающуюся <адрес> в письменном виде : о стоимости каждой работы ( услуги) в расчете на единицу измерения ( на 1 кв.м. общей площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном дома, на 1 погонный метр соответствующих инженерных сетей, на 1 метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.) за 2011 год.        

    Взыскать с ООО « ОЖКХ » в пользу Безрукова Н.В. компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей и штраф в размере <данные изъяты> рублей.

           В удовлетворении требований, превышающих удовлетворенный судом объем требований, Безрукову Н.В. отказать.

Взыскать с ООО « ОЖКХ » г. Бор в доход государства госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Нижегородский областной суд через Борский городской суд в течение месяца.

            С У Д Ь Я:                                            Е.В.Машкина

Решение не вступило в законную силу.