Решение по иску об обязании предоставить информацию



Дело № 2-1748/ 2012                 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2012 года Борский городской суд Нижегородской области

в составе председательствующего судьи Машкиной Е.В.,

при секретаре Туляковой Е.С.,

с участием истца Безрукова Н.В., представителя ответчика - Судариковой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску      Безрукова Н.В. к ООО « ОЖКХ» о признании действий ( бездействий) ООО « ОЖКХ» в части предоставления информации, обязании предоставить информацию, взыскании компенсации морального вреда и штрафа,

                                        У С Т А Н О В И Л :

         Истец Безруков Н.В. обратился в Борский городской суд с иском к ООО « ОЖКХ» о признании действий ( бездействий) ООО « ОЖКХ» в части предоставления информации, обязании предоставить информацию, взыскании компенсации морального вреда и штрафа.

В суде истец поддержал исковые требования и в обоснование исковых требований пояснил суду, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в адрес генерального директора ООО « ОЖКХ» с запросом о предоставлении ему информации о деятельности ООО « ОЖКХ». : фамилия, имена и отчество членов правления ООО « ОЖКХ», ревизионной комиссии; перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации ООО « ОЖКХ» на основе договора управления с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них за период 2009, 2010, 2011 г.г.; штатное расписание технического персонала работников ООО « ОЖКХ», годовую бухгалтерскую отчетность включая бухгалтерский баланс и приложения к нему за период 2009, 2010, 2011 года ; сведения о доходах, получаемых за оказание услуг по управлению многоквартирным домом (по данным раздельного учета доходов и расходов) за период 2009, 2010, 2011 года ; сведения о расходах, понесенных в связи оказанием услуг по управлению многоквартирным домом (по данным раздельного учета доходов и расходов) за период 2009, 2010, 2011 года; сведения о привлечении ООО « ОЖКХ» к административной ответственности в сфере управления многоквартирными домами с приложением копий мер административного воздействия, а также с указанием мер, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Однако, в удовлетворении запроса и получении ответа ему было отказано. Истец полагает, что ответчик тем самым нарушил его права и просит в связи с этим признать незаконным бездействие ООО « ОЖКХ», выразившееся в оставлении обращения Безрукова Н.В. без ответа, обязать ООО « ОЖКХ» предоставить Безрукову Н.В. информацию в письменном виде, касающуюся <адрес> : фамилия, имена и отчество членов правления ООО « ОЖКХ», ревизионной комиссии; перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации ООО « ОЖКХ» на основе договора управления с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них за период 2009, 2010, 2011 г.г.; штатное расписание технического персонала работников ООО « ОЖКХ», годовую бухгалтерскую отчетность включая бухгалтерский баланс и приложения к нему за период 2009, 2010, 2011 года ; сведения о доходах, получаемых за оказание услуг по управлению многоквартирным домом (по данным раздельного учета доходов и расходов) за период 2009, 2010, 2011 года ; сведения о расходах, понесенных в связи оказанием услуг по управлению многоквартирным домом (по данным раздельного учета доходов и расходов) за период 2009, 2010, 2011 года; сведения о привлечении ООО « ОЖКХ» к административной ответственности в сфере управления многоквартирными домами с приложением копий мер административного воздействия, а также с указанием мер, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций. Также истец просит взыскать с ответчика моральный вред <данные изъяты> рублей и штраф в размере 50% удовлетворенной суммы.

Представитель ответчика Сударикова В.В. иск не признала и пояснила суду, что действительно ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ООО « ОЖКХ» с заявлением о предоставлении ему информации о деятельности ООО « ОЖКХ». В установленный законом срок информация ему была предоставлена письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Предоставление информации, касающейся : фамилии, имен и отчеств членов правления ООО « ОЖКХ», ревизионной комиссии; перечней многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации ООО « ОЖКХ» на основе договора управления с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них за период 2009, 2010, 2011 г.г.; штатного расписания технического персонала работников ООО « ОЖКХ», сведений о привлечении ООО « ОЖКХ» к административной ответственности в сфере управления многоквартирными домами с приложением копий мер административного воздействия, а также с указанием мер, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций законом не предусмотрено.

      Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации издало ДД.ММ.ГГГГ Постановление N 731, которым утвердило Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 94).

Согласно Стандарту управляющая организация обеспечивает доступ неограниченного круга лиц к информации, касающейся общей информации об управляющей организации, основных показателей финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведений о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядка и условий оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведений о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы. При этом в пункте 11 Стандарта уточнено, какие сведения подлежат раскрытию в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а в пункте 13 Стандарта, какие сведения подлежат раскрытию в рамках информации о стоимости работ (услуг) управляющей организации.

Пунктом 2 данного постановления признано, что организации, осуществляющие на день вступления в силу настоящего Постановления деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании заключенных в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договоров управления многоквартирным домом, обязаны разместить (опубликовать) информацию в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением стандартом в течение 2 месяцев со дня вступления в силу настоящего Постановления.

Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

В Пункте 3 постановления указано, что Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2012 N 94)

а) общая информация об управляющей организации, о товариществе и кооперативе;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2012 N 94)

б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2012 N 94)

в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

В силу положений п. 9 Постановления в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; сведения о доходах, получаемых за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).

Согласно п. 5 Стандарта раскрытия информации, Управляющими организациями информация раскрывается путем: а) опубликования на официальном сайте управляющей организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), или на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в сети Интернет, или на официальном сайте органа местного самоуправления соответствующего муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, в сети Интернет; б) опубликования в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания); в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

В суде установлено, что истец Безруков Н.В. является собственником части встроенного в жилой дом помещения ( подвал нежилое) общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в адрес генерального директора ООО « ОЖКХ» с запросом о предоставлении ему информации о деятельности ООО « ОЖКХ». : фамилия, имена и отчество членов правления ООО « ОЖКХ», ревизионной комиссии; перечень многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации ООО « ОЖКХ» на основе договора управления с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них за период 2009, 2010, 2011 г.г.; штатное расписание технического персонала работников ООО « ОЖКХ», годовую бухгалтерскую отчетность включая бухгалтерский баланс и приложения к нему за период 2009, 2010, 2011 года ; сведения о доходах, получаемых за оказание услуг по управлению многоквартирным домом (по данным раздельного учета доходов и расходов) за период 2009, 2010, 2011 года ; сведения о расходах, понесенных в связи оказанием услуг по управлению многоквартирным домом (по данным раздельного учета доходов и расходов) за период 2009, 2010, 2011 года; сведения о привлечении ООО « ОЖКХ» к административной ответственности в сфере управления многоквартирными домами с приложением копий мер административного воздействия, а также с указанием мер, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций ( л.д.6).

Обращения Безрукова Н.В. было рассмотрено и в его адрес был направлен ответ (л.д. 7-8 ).

Истец, ссылаясь на Стандарт, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 ( с изменениями от 6 февраля 2012 года) просит предоставить информацию, касающейся : фамилии, имен и отчеств членов правления ООО « ОЖКХ», ревизионной комиссии; перечней многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организации ООО « ОЖКХ» на основе договора управления с указанием адресов этих домов и общей площади помещений в них за период 2009, 2010, 2011 г.г.; штатного расписания технического персонала работников ООО « ОЖКХ», сведений о привлечении ООО « ОЖКХ» к административной ответственности в сфере управления многоквартирными домами с приложением копий мер административного воздействия, а также с указанием мер, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций. Однако, с учетом того, что пункт 3 Стандарта содержит исчерпывающий перечень информации, которую обязана раскрывать управляющая организация, суд находит, что требования истца в данной части удовлетворению не подлежат.

Ответчик в своем ответе на обращение истца указывает, что запрашиваемая им информация находится на сайте в сети Интернет( www. borgkh. ru ). Однако, законодателем представлена альтернатива в выборе размещения информации на сайте: на официальном сайте компании, либо на сайте органа исполнительной власти, либо на сайте органа местного самоуправления. Раскрытие информации о деятельности ответчик должен был произвести всеми указанными в пп. 1 - 3 п. 5 Стандарта способами, за исключением способа, указанного в пп. 4, не предполагающего предоставление информации без соответствующего запроса, поскольку только таким образом максимально возможному количеству заинтересованных лиц гарантируется возможность нахождения и получения интересующей их информации о деятельности ООО « ОЖКХ». Одного же размещения ответчиком информации в сети Интернет недостаточно, поскольку, таким образом лица, по каким-либо причинам лишенные возможности найти интересующую их информацию в сети Интернет, иным образом кроме как посредством личного обращения в ООО « ОЖКХ» такую информацию получить не смогут.

Кроме того, Управляющая компания не предоставила суду сведений о размещении запрашиваемой информации в указанных средствах связи и информации, доказательств того, что на информационном сайте ООО « ОЖКХ» раскрыта вся необходимая информация, истец же отрицает нахождении запрашиваемой информации на сайте сети Интернет.

На основании ч. 4 Стандарта отказ в предоставлении информации может быть обжалован в установленном законодательством Российской Федерации судебном порядке.

Согласно ст. 21 данного Стандарта предоставление информации по письменному запросу осуществляется управляющей организацией в 20-дневный срок со дня его поступления посредством направления (в письменной форме) в адрес потребителя почтового отправления либо выдачи запрашиваемой информации лично потребителю по месту нахождения управляющей организации.

Таким образом, действующим законодательством прямо предусмотрено право потребителя на получение информации о деятельности управляющей организации и обязанность организации, осуществляющей деятельность в сфере управления многоквартирными домами, по предоставлению соответствующей информации потребителям.

В связи с тем, что истец Безруков Н.В. обратился за информацией в ООО "ОЖКХ» - предприятие, осуществляющее управление и эксплуатацию многоквартирного дома, в котором он имеет право собственности, оставление его обращения без ответа нельзя признать обоснованным, поскольку в данном случае имеет место нарушение прав истца на получение достоверной информации о деятельности обслуживающей организации.

С учетом того, что Постановление Правительства N 731 от 23 сентября 2010 года "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами", о применении которого настаивает заявитель, вступило в силу с 01 октября 2010 года и сведений о распространении его действия на предыдущее время не содержит, суд находит, что удовлетворению подлежат лишь требования о предоставлении указанной информации за 2011 год.

С учетом изложенного суд находит, что удовлетворению подлежат требования истца в части обязания ООО « ОЖКХ» предоставить Безрукову Н.В. информацию в письменном виде, касающуюся <адрес> :

1. годовую бухгалтерскую отчетность включая бухгалтерский баланс и приложения к нему за период 2011 года ;

2.сведения о доходах, получаемых за оказание услуг по управлению многоквартирным домом (по данным раздельного учета доходов и расходов) за период 2011 года ;

3. сведения о расходах, понесенных в связи оказанием услуг по управлению многоквартирным домом ( (по данным раздельного учета доходов и расходов) за период 2011 год.

Из содержания ст. 7 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" следует, что моральный вред, нанесенный гражданину признанными незаконными действиями (решениями), возмещается в установленном ГК РФ порядке.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Поскольку суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия ООО "ОЖКХ", выразившееся в оставлении обращения Безрукова Н.В. без ответа, и о нарушении прав последнего на получение информации, то есть нарушении личных неимущественных прав истца, с ответчика в его пользу подлежит взысканию денежная компенсация причиненного морального вреда, которую суд с учетом степени нравственных страданий истца, требований разумности и справедливости считает необходимым определить в размере <данные изъяты> руб.

Согласно п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В силу пункта 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, и п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 « О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» с ответчика в пользу истца необходимо взыскать штраф в размере 50% от удовлетворенной суммы морального вреда, т.е. <данные изъяты> рублей.

Кроме того, с учетом требований ст. 103 ГПК РФ с ответчика следует взыскать в государственный бюджет государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей, от уплаты которой истец был освобожден в силу ст. 89 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                        Р Е Ш И Л :

    Исковое заявление Безрукова Н.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ООО « ОЖКХ», выразившееся в оставлении обращения Безрукова Н.В. без ответа.

Обязать ООО « ОЖКХ» г. Бор предоставить Безрукову Н.В. информацию, касающуюся <адрес> в письменном виде :

1. годовую бухгалтерскую отчетность включая бухгалтерский баланс и приложения к нему за период 2011 года ;

2.сведения о доходах, получаемых за оказание услуг по управлению многоквартирным домом (по данным раздельного учета доходов и расходов) за период 2011 года ;

3. сведения о расходах, понесенных в связи оказанием услуг по управлению многоквартирным домом ( (по данным раздельного учета доходов и расходов) за период 2011 года

    Взыскать с ООО « ОЖКХ » в пользу Безрукова Н.В. компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей и штраф в размере <данные изъяты> рублей.

           В удовлетворении требований, превышающих удовлетворенный судом объем требований, Безрукову Н.В. отказать.

Взыскать с ООО « ОЖКХ » в доход государства госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Нижегородский областной суд через Борский городской суд в течение месяца.

            С У Д Ь Я:                                            Е.В.Машкина

Решение не вступило в законную силу.